Традиции и обычаи алтайцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 16:27, реферат

Описание работы

Традиционным национальным праздником алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. «Эл-Ойын» — это не только фольклорный, но и спортивный праздник. Спортсмены выступают в 9 видах спорта.

Файлы: 1 файл

дз4.docx

— 29.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

 

Географический факультет

Кафедра туризма

 

 

 

Традиции и обычаи алтайцев

 

 

 

 

Работа

студентки I курса, группы СРВ-1,2

специальности "Сервис"

Ершовой Ксении Эдуардовны

Научный руководитель:

Николаев Ю. К.

 

 

 

Пермь 2014

Алтайцы — тюркский народ. Самоназвание алтайцев - алтай-кижи, "человек Алтая". Алтайцы живут в Республике Алтай, в Алтайском крае, в Кемеровской области. Выделяются две этнографические группы алтайцев:

  • Южные алтайцы, говорящие на южноалтайском. Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) .

  • Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера).

 

Традиционным национальным праздником алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. «Эл-Ойын» — это не только фольклорный, но и спортивный праздник. Спортсмены выступают в 9 видах спорта. Это куреш — национальная борьба, шатра — алтайские шашки, камчи — выбивание плетью деревянных бабок, кодурге кеш — поднятие камня, а также жонглирование ногами кусочком свинца, обернутым в козью шкуру, смотр конской упряжи и шорных изделий. Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются, конечно же, конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск. Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях — аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз. Одним из главных требований организаторов праздника является обязательное наличие национального костюма своего народа.

«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Это давно забытый праздник. Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста. После исполнения обряда начинается непосредственно празднование — собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота.

На курултае сказителей принимают участие люди, обладающие даром горлового пения. По-другому их называют кайчи. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.

 

Основное традиционное занятие северных алтайцев – разведение лошадей. Занимались также охотой на пушного зверя (соболь, лисица, белка, горностай, заяц, сурок), боровую дичь (гуси, утки, глухари, тетерева, рябчики), сбором кедрового ореха, собирательством съедобных растений и кореньев. Были развиты рыболовство (таймень, ускуч, окунь, щука, налим), домашние ремесла: занимались кузнечеством, ткали холст, грубое сукно, шили обувь и одежду, умели прясть и вязать чулки, рукавицы, выделывали овчину, валяли войлок, вили арканы и верёвки, вязали сети, неводы. Основное традиционное занятие южных алтайцев — отгонное скотоводство. Разводили лошадей, мелкий рогатый скот, яков-сарлыков, коз и верблюдов. Охота на пушного зверя носила подсобный характер. Развито было земледелие (ячмень). Половое разделение труда: в круг обязанностей женщины входили все домашние работы, воспитание детей, приготовление пряжи и ткани, овчины, шитьё одежды и обуви. В скотоводстве, охоте, земледелии, кузнечном ремесле ведущее место занимал мужской труд. Женский труд использовался также при заготовке сена, в прополке и уборке хлебов, уходе за скотом. Современные алтайцы заняты в животноводстве: отгонном овцеводстве, мясомолочном скотоводстве, разводят пуховых коз, алтайскую лошадь, яков, маралов и пятнистых оленей.

 

Родовая экзогамия, т. е. запрет на вступление в брак внутри рода, диктовала целый кодекс этических норм для замужней женщины: запрет называть мужа и его старших родственников по имени, появляться перед ними без особой безрукавки и головного убора.  Женщина не могла присутствовать на молениях верховному божеству и родовым покровителям, прикасаться к охотничьему снаряжению. Жена всегда проявляет к мужу большое уважение и послушание. В присутствии гостей или друзей муж не перешучивается с женой, не делает ей комплименты, неприличные при людях. Внутри семьи авторитет женщины был высок, тем более что каждая замужняя женщина вела свое отдельное хозяйство даже при полигамном браке. Главой семьи считают отца. Мальчики всегда находятся с отцом. Он их обучает работать со скотом, выполнять тяжелую работу по хозяйству и учит охотничьему делу, а также навыкам разделывать поверженную добычу. Мальчику с малолетства отец дает коня, а девочке женскую обувь больших размеров, что бы она выросла большой как богиня Амаспэ. По правилам младший сын обязан жить со своими родителями и похоронить их. Девочки обучаются работе по домашнему хозяйству, готовить пищу, шить, штопать, вязать. Они постигают азы духовно-ритуальной культуры, хранительницы будущего семейного очага. Детей обучают всех называть на «вы».

У алтайцев существуют четыре формы заключения брака: сватовство, умыкание без согласия девушки, кража невесты и брак малолетних. Женатый наследник отделялся от родителей в случае, если один из других братьев готовился к женитьбе. Младший сын, женившись, жил с родителями и наследовал их дом и хозяйство. Брак у алтайцев считался обязательным. Алтайский свадебный церемониал делится на четыре этапа: сватовство, подготовка к свадьбе, собственно свадьба и послесвадебный этап. Сватовство включает предварительные переговоры брачащихся и официальное сватовство. В случае заключения брака по предварительному сговору родителей обеих сторон кудалаш являлось продолжением переговоров и начиналось с нескольких посещений родственниками жениха родителей невесты. Когда девушке исполнялось 10-12 лет, они приезжали с подарками, напоминая о сговоре. Такие встречи продолжались ежегодно вплоть до совершеннолетия невесты. На протяжении всего этого времени из дома жениха в жилище невесты направлялись меха (лисы, соболя или выдры на пошив женской шапки), кожа (для будущей обуви суженой), различные материалы (бархат, шелк, войлок для пошива женской одежды, постельных принадлежностей). С наступлением срока выдачи невесты сторона жениха совершала кудалаш, а противоположная – устраивала праздник в честь этого события. Торжество заканчивалось тем, что гости увозили невесту к жениху, прикрыв ее занавесом. Для скрепления брака молодоженов в новом аиле проходил традиционный свадебный обряд. В этот день родные жениха устраивали праздник кыс экельгени (привоз невесты). Итогом кудалаш являлось назначение дня свадьбы. Так обе брачащиеся стороны начинали подготовку к торжеству. Свадьбу, как правило, играли осенью. Для укрепления брачно-родственного союза проводились встречи, сопровождавшиеся переговорами и взаимными угощениями. Родители жениха неоднократно поставляли родственникам невесты материалы для подготовки приданого. Обычно приданое невесты готовили с пятилетнего возраста девочки. В день свадьбы приданое доставляли в новый аил жениха. Накануне свадьбы сооружалось жилище для новобрачных. Для этого родители жениха приглашали дальних родственников, соседей, друзей. Неотъемлемым атрибутом свадьбы был кёжёгё – белый занавес. Его края окаймляли шелковые кисточки – обереги, парчовые ленточки, концы которых прострачивались родственниками жениха как символ доступа счастья для новобрачных. Кёжёгё привязывали к двум березкам, срезанным утром с восточной стороны склона горы, все это обязательно сопровождалось обрядом благословения. Накануне свадьбы забивали скот. Если украденная невеста находилась у родственников жениха, свадьба начиналась у его родителей со встречи гостей с ее стороны. К аилу они подъезжали не позже полудня, но их с легким угощеньем ожидали еще в пути и проводили ритуальные игры тепши блаажары (нужно было отнять деревянное блюдо с мясом). В завершение встречи сватов угощали и провожали к свадебному аилу, где организовывали торжественный прием. Родственники невесты выставляли напоказ часть доставленного приданого. Прежде чем занести его в аил, совершали ритуальную игру дёёжё садары - продажа приданого: предлагая разное имущество, женщины со стороны невесты расхваливали его, «требуя» взамен символический выкуп. Затем родственники жениха шли за невестой, взяв с собой веточки можжевельника, угощения, праздничную одежду из приданого. Выкупив невесту, одевали ее в девичий наряд и, прикрыв кёжёгё, вели в новый свадебный аил. Она прикрывала лицо руками, закрытыми манжетами. Невесту провожали в аил родителей жениха. Перед входом окуривали можжевельником, будущая свекровь угощала ее молоком и благословляла. После чего, прикрыв кёжёгё, ее дважды обводили вокруг нового жилища, входили в него, девушку усаживали на почетное место женской половины лицом в сторону входа, ориентированного на восток. Так начинался кульминационный свадебный церемониал – обряд заплетания волос невесты. Участие в нем принимали многодетные женщины, состоящие в счастливом браке. За занавесом девушку переодевали в одежду замужней женщины. Расплетали волосы, расчесывали, делали прямой пробор, делящий голову на равные половины, – знак женской доли. Затем заплетали две косы: левую – женщина из сеока жениха, правую – невесты, что символизировало переход невесты из одной семьи в другую. Связав концы косичек, укладывали их на грудь, на голову надевали островерхую шапку замужней женщины. Следует отметить, что во время свадебного пиршества существовали строгие правила приема гостей и их поведения. Рассаживались они тоже в определенном порядке. В первый день свадьбы невесте положено было угостить собравшихся солёным чаем с молоком собственного приготовления. Жених помогал ей: готовил дрова, подносил воду и поддерживал огонь. На свадьбе со стороны невесты могла присутствовать только ее мать. В разгар пиршества несколько родственников со стороны жениха посещали новую родню, доставляли им конину или баранину. На месте свадьбы гостей положено потчевать и на следующий день: забивали двухлетнюю кобылицу и проводили байтал баш – так называлось пиршество второго после свадьбы дня. В дополнение к свадебной трапезе в этот день на стол подавались горячие вареные головы свежезабитого скота. Молодым женщинам, имеющим не более двоих детей, неэтично было сидеть в кругу старейшин и пить с ними аракы. Также считалось большим позором напиться на свадьбе допьяна, не знающих в этом меры накрывали и заворачивали в войлок. Заключительный период свадебного церемониала посвящался вступлению молодоженов в разряд супругов и закреплению новых родственных отношений. При выходе девушки замуж вступал в силу обычай избегания старших мужчин со стороны родственников жениха и избегания ими молодой. Она не должна была часто встречаться с ними, смотреть им в лицо и называть по именам. Женщина не показывалась старшим с обнаженными ногами, руками, непокрытой головой, открытой грудью при кормлении ребенка. Ей запрещалось заходить на мужскую половину юрты. Полноправными взрослыми членами молодожены становились лишь после рождения ребенка.

Основной тип жилья у южных алтайцев — юрта войлочная и деревянная (из жердей) конической формы, крытая берестой и корой. Существовала и рубленая многоугольная юрта без потолка и иола с дымовым отверстием посредине крыши. У северных алтайцев наряду с конической юртой бытовала землянка (двух типов). Половина постройки находилась в земле, в крыше было окно, переплетённое прутьями и затянутое брюшиной. Внутри имелась глинобитная печь с чувалом. Стены — бревенчатые или обшитые досками, обмазанные глиной и побеленные. Крыши двускатные, обложенные дёрном, покрытые берестой, придавленной жердями. Второй тип землянки представлял собой строение с деревянным каркасом, обложенным дёрном от основания до перекрытия. Внутри имелся деревянный пол, два- три окна и русская глинобитная печь; стены, потолок и печь побелены. Постройки русского типа начинают проникать в быт алтайцев в начале 19 века в связи с переселением заводских крестьян в предгорные и горные районы. Вход в избу на востоке. Одно окно вырубалось также на восток, остальные — на юг. Наиболее распространены двускатные, реже встречались четырехскатные крыши, односкатные редки. Зажиточные семьи строили 5-стенные дома с четырехскатной крышей, обшитой снаружи тёсом. Однокамерная изба делилась на две половины: правую — мужскую и левую — женскую. Наиболее почётная часть комнаты (для гостей) — передняя. На мужской половине висели ружья и охотничьи принадлежности, седло, сбруя, хомуты. На женской половине — домашняя и кухонная утварь.

В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь). Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем. Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники одевали войлочную куртку и меховые штаны.

 

 

 

 


Информация о работе Традиции и обычаи алтайцев