Творчество Всеволода Пудовкина в 1920-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Всеволод Пудовкин родился 16 (28) февраля 1893 года (по другим источникам - 16 (28) ноября 1893 года) в Пензе.
После переезда в Москву учился в шестой Московской гимназии, потом на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, но не успел сдать выпускных экзаменов. В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию.
В 1920 году поступил в Первую государственную школу кинемато-графии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне - ВГИК) (класс В. Гардина, позже в студии Л. Кулешова).

Файлы: 1 файл

Реферат по истории кино.docx

— 125.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДРАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ТВОРЧЕСКИХ ЭКРАННЫХ ПРОФЕССИЙ

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ КИНО И  ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 По дисциплине «История отечественного кино»

на тему:

«Творчество Всеволода  Пудовкина в 1920-е гг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 1 курса, 7251 группы

Барышниковой Т.В.

 

приняла доцент кафедры искусствоведения

Капрелова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВСЕВОЛОДА ПУДОВКИНА

 

Пудовкин Всеволод Илларионович - советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948).


Всеволод Пудовкин родился 16 (28) февраля 1893 года (по другим источникам - 16 (28) ноября 1893 года) в Пензе.

После переезда в Москву учился в шестой Московской гимназии, потом на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, но не успел сдать выпускных экзаменов. В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию.

В 1920 году поступил в Первую государственную школу кинемато-графии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне - ВГИК) (класс В. Гардина, позже в студии Л. Кулешова).

Инициатива и разносторонняя одарённость Всеволода Пудовкина  сделали его ближайшим помощником В. Гардина, режиссёра и руководителя Госкиношколы. Пудовкин выступал в качестве актёра, сценариста, сорежиссёра, художника-декоратора в фильмах "В дни борьбы" (1920), "Серп и Молот" (1921), "Голод... Голод... Голод..." (1921), "Слесарь и канцлер" (1924). В фильме "Серп и Молот" (1921) сыграл первую значительную роль - Андрея Краснова, батрака-красноармейца.

В 1922 Всеволод Пудовкин перешёл  в мастерскую Л. Кулешова, участвовал в его поисках специфики языка  кино, в определении основ творчества кинематографического актёра. Участвовал как сценарист, ассистент режиссёра, художник-декоратор, актёр в фильмах "Необычайные приключения мистера  Веста в стране большевиков" (1924, играл роль авантюриста Жбана), "Луч  смерти" (1925, играл роль фашиста  патера Рево). Пудовкин считал Кулешова своим учителем, хотя в дальнейшем преодолевал некоторые тенденции школы Кулешова.

Поиски самостоятельных  путей привели Всеволода Пудовкина  на студию "Межрабпом-Русь", где он поставил свой первый фильм - комедию "Шахматная горячка" (1925, совместно с Н. Шпиковским). Оператором фильма был А. Головня, ставший с этого времени почти бессменным участником фильмов Пудовкина.

Следующая работа Всеволода  Пудовкина - научно-популярный фильм "Механика головного мозга" (1926, сцен. Пудовкин), посвященный учению И. Павлова об условных рефлексах - один из лучших образцов советского научно-популярного фильма.

В 1926 Всеволод Пудовкин поставил фильм "Мать" (по роману Горького) - один из шедевров советского и мирового экрана.


Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам  действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творчес-кому содружеству) пе-реосмыслил материал Горького, перевёл его на язык кино, сохраняя революционный пафос и основную тему литературного первоисточника. Фильм отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художеств, целостность. В этом фильме выявились особенности творчества Всеволода Пудовкина: богатство и целенаправлен-ность выразительных средств (особое значение приобретают в фильмах Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики.

Всеволод Пудовкин вместе с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем  поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям  творчества Л. Толстого, искусству Художественного  театра с их вниманием к человеку, психологии, быту. От героев фильма "Мать" шёл прямой путь к многогранным характерам киноискусства 30-х гг.

Центральное место в творческом наследии Всеволода Пудовкина занимает проблема актёра в кино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверность и естественность поведения, владение специфическими средствами кино. Он использовал мастерство актёров  МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актёрскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Всеволода Пудовкина с Барановской и Баталовым - высокий образец воспитания кинематографического актёра, сочетающего принципы "искусства переживания", сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Всеволод Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства.


Две последующие работы Всеволода  Пудовкина продолжают режиссёрские принципы, найденные в фильме "Мать". Оба фильма - "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом  широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы.

Фильм "Конец Санкт-Петербурга" показывает приход народных масс в  революцию.


Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника революции.

Фильм "Пото-мок Чингисхана" явился для Всеволода Пудовкина своеобраз-ной школой работы над этнографическим историческим мате-риалом.


В центре фильма судьба бедняка, вос-ставшего против угне-тателей. Внутренняя динамичность актёр-ского исполнения, точность психологи-ческих оттенков, экс-прессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину.

Фильм с большим успехом  шёл на отечественных и зарубежных, экранах (в зарубежном прокате под  названием "Буря над Азией"). В 1949 ф. был озвучен и вторично выпущен  на экран.

Появление в кино звука  и поиски новых художественных средств  определили экспериментаторский характер фильмов, поставленных Всеволодом Пудовкиным в начале 30-х гг. В 1932 он работает над фильмом "Простой случай" ("Очень хорошо живётся"), но попытка  решить современную тему на основе т. н. "эмоционального сценария" (сцен. А. Ржешевского) с использованием приёма рапидной съёмки не была удачной. В 1933 режиссёр ставит звуковой фильм "Дезертир" о борьбе рабочего класса Германии и о судьбе докера (К. Ренн - Б, Ливанов). В этом фильме осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения.


В последующие годы Всеволод Пудовкин обратился к русской  истории, её выдающимся деятелям. В 1939 он поставил фильм "Минин и Пожарский" (Гос. пр. СССР, 1941), в 1941 - "Суворов" (оба фильма - совместно с М. Доллером), в 1946 - "Адмирал Нахимов". Эти фильмы отличаются точностью в воссоздании колорита эпохи, исторических событий, биографического материала.

В фильме "Минин и Пожарский" (сценарий B. Шкловского) Пудовкин создал широкую панораму жизни России тех  лет, передал героический дух  народного движения, возглавляемого Мининым (А. Ханов) и Пожарским (Б. Ливанов). Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных  и поставленных.

Картина "Суворов" (Суворов - Н. Черкасов-Сергеев) - это фильм  одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Заслуга создания образа выдающегося русского полководца принадлежит  талантливому актёру Н. Черкасову-Сергееву, вдохновенно и страстно работавшему  над ролью, и Пудовкину, великолепному  педагогу и режиссёру, умело подчиняющему средства киноискусства задаче воссоздания живого человеческого и героического характера.

Фильм "Адмирал Нахимов" (1947; Гос. пр. СССР, 1947) - большое достижение советского кино. В батальных сценах режиссёрская и операторская работа (операт. А. Головня) достигает высокого мастерства, созданы значительные актёрские образы (Нахимов - А. Дикий, матрос Кошка - Л. Князев, Меншиков - В. Пудовкин). На VIII Мкф. в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова. На II Мкф. в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшие фотографии.

Фильм "Возвращение Василия  Бортникова" (1953) - последняя работа Всеволода Пудовкина. В основу фильма положен роман Г. Николаевой "Жатва" о жизни послевоенной деревни. Здесь проявились особая чуткость Пудовкина к выбору актёров и умение работать с ними. Фильм развивал реалистические традиции советского кино, "возвращал" советскому экрану простого человека с его судьбой (актёры С. Лукьянов - Бортников, Н. Медведева - Авдотья).

В течение всей своей жизни  Всеволод Пудовкин не прекращал актёрскую  деятельность. В фильме "Мать" он сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и  исчерпывающей психологической  ясностью. Интересным опытом актёрской  работы было исполнение Пудовкиным роли Феди Протасова в фильме "Живой  труп" (1929, по Л. Толстому). В фильме "Во имя Родины" (1943, по пьесе  К. Симонова "Русские люди", режиссер Пудовкин, совместно с Д. Васильевым) он сыграл роль немецкого генерала.

Последнее актёрское выступление  Всеволода Пудовкина - в фильме "Иван Грозный" (1945), где он играл роль юродивого. Острая внешняя выразительность  и внутренняя глубина, сочетание, свойственное актёрскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.

Всеволод Пудовкин был  одним из первых теоретиков и критиков советского кино. В его теоретических  трудах и выступлениях нашли отражение  главные проблемы киноискусства: определение  специфики кино, теория монтажа, система  работы с типажом и актёром, проблема звука в кино и др. Труды Всеволода  Пудовкина переведены на многие языки. Картины Пудовкина и его теоретическое  наследие неизменно являются объектом внимания деятелей зарубежной кинематографии. Революционное новаторство Всеволода  Пудовкина оказало большое влияние  на мировой кинематограф; большой  идейный и художеств, резонанс за рубежом имели фильмы "Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок  Чингисхана". Разработка Пудовкиным языка кино, проблемы типажа и киноактёра имеет и сегодня актуальное значение для мирового экрана. Всеволод Пудовкин был деятельным участником общественной и политической жизни страны: членом Советского комитета защиты мира, участником международных конгрессов сторонников  мира и др.

Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в Юрмале (район Дубулты), близ Риги (по другим данным в Москве). Чуть ранее он заболел гриппом, сопровождавшимся высокой температурой. Не оправившись от болезни, вернулся к активным физическим нагрузкам — игре в теннис. В последующую ночь у Пудовкина диагностировали инфаркт миокарда. Через сутки ему стало лучше, но, при попытке встать, его поразил инфаркт лёгкого и остановка сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Википедия [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http://ru.wikipedia.org.

2. Претич [Электронный ресурс]. М., 2005. URL: http://www.pretich.narod.ru.

3. Русское кино [Электронный ресурс]. М., 2006-2012. URL:   http://www.russkoekino.ru.


Информация о работе Творчество Всеволода Пудовкина в 1920-е гг