Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:57, реферат
Всеволод Пудовкин родился 16 (28) февраля 1893 года (по другим источникам - 16 (28) ноября 1893 года) в Пензе.
После переезда в Москву учился в шестой Московской гимназии, потом на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, но не успел сдать выпускных экзаменов. В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию.
В 1920 году поступил в Первую государственную школу кинемато-графии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне - ВГИК) (класс В. Гардина, позже в студии Л. Кулешова).
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДРАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ТВОРЧЕСКИХ ЭКРАННЫХ ПРОФЕССИЙ
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «История отечественного кино»
на тему:
«Творчество Всеволода Пудовкина в 1920-е гг»
студентки 1 курса, 7251 группы
Барышниковой Т.В.
приняла доцент кафедры искусствоведения
Капрелова М.А.
Санкт-Петербург
2012
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВСЕВОЛОДА ПУДОВКИНА
Пудовкин Всеволод Илларионович - советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948).
Всеволод Пудовкин родился 16 (28) февраля 1893 года (по другим источникам - 16 (28) ноября 1893 года) в Пензе.
После переезда в Москву учился в шестой Московской гимназии, потом на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, но не успел сдать выпускных экзаменов. В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию.
В 1920 году поступил в Первую государственную
школу кинемато-графии при Всероссийском
фотокиноотделе Наркомпроса (
Инициатива и разносторонняя
одарённость Всеволода
В 1922 Всеволод Пудовкин перешёл
в мастерскую Л. Кулешова, участвовал
в его поисках специфики языка
кино, в определении основ творчества
кинематографического актёра. Участвовал
как сценарист, ассистент режиссёра,
художник-декоратор, актёр в фильмах
"Необычайные приключения
Поиски самостоятельных
путей привели Всеволода
Следующая работа Всеволода Пудовкина - научно-популярный фильм "Механика головного мозга" (1926, сцен. Пудовкин), посвященный учению И. Павлова об условных рефлексах - один из лучших образцов советского научно-популярного фильма.
В 1926 Всеволод Пудовкин поставил фильм "Мать" (по роману Горького) - один из шедевров советского и мирового экрана.
Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творчес-кому содружеству) пе-реосмыслил материал Горького, перевёл его на язык кино, сохраняя революционный пафос и основную тему литературного первоисточника. Фильм отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художеств, целостность. В этом фильме выявились особенности творчества Всеволода Пудовкина: богатство и целенаправлен-ность выразительных средств (особое значение приобретают в фильмах Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики.
Всеволод Пудовкин вместе
с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем
поэтического монтажно-типажного
Центральное место в творческом наследии Всеволода Пудовкина занимает проблема актёра в кино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверность и естественность поведения, владение специфическими средствами кино. Он использовал мастерство актёров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актёрскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Всеволода Пудовкина с Барановской и Баталовым - высокий образец воспитания кинематографического актёра, сочетающего принципы "искусства переживания", сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Всеволод Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства.
Две последующие работы Всеволода
Пудовкина продолжают режиссёрские
принципы, найденные в фильме "Мать".
Оба фильма - "Конец Санкт-Петербурга"
(1927) и "Потомок Чингисхана" (1929)
утвердили за Пудовкиным славу режиссёра,
решающего с высоким
Фильм "Конец Санкт-Петербурга" показывает приход народных масс в революцию.
Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника революции.
Фильм "Пото-мок Чингисхана" явился для Всеволода Пудовкина своеобраз-ной школой работы над этнографическим историческим мате-риалом.
В центре фильма судьба бедняка, вос-ставшего против угне-тателей. Внутренняя динамичность актёр-ского исполнения, точность психологи-ческих оттенков, экс-прессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину.
Фильм с большим успехом шёл на отечественных и зарубежных, экранах (в зарубежном прокате под названием "Буря над Азией"). В 1949 ф. был озвучен и вторично выпущен на экран.
Появление в кино звука и поиски новых художественных средств определили экспериментаторский характер фильмов, поставленных Всеволодом Пудовкиным в начале 30-х гг. В 1932 он работает над фильмом "Простой случай" ("Очень хорошо живётся"), но попытка решить современную тему на основе т. н. "эмоционального сценария" (сцен. А. Ржешевского) с использованием приёма рапидной съёмки не была удачной. В 1933 режиссёр ставит звуковой фильм "Дезертир" о борьбе рабочего класса Германии и о судьбе докера (К. Ренн - Б, Ливанов). В этом фильме осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения.
В последующие годы Всеволод Пудовкин обратился к русской истории, её выдающимся деятелям. В 1939 он поставил фильм "Минин и Пожарский" (Гос. пр. СССР, 1941), в 1941 - "Суворов" (оба фильма - совместно с М. Доллером), в 1946 - "Адмирал Нахимов". Эти фильмы отличаются точностью в воссоздании колорита эпохи, исторических событий, биографического материала.
В фильме "Минин и Пожарский" (сценарий B. Шкловского) Пудовкин создал широкую панораму жизни России тех лет, передал героический дух народного движения, возглавляемого Мининым (А. Ханов) и Пожарским (Б. Ливанов). Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных.
Картина "Суворов" (Суворов - Н. Черкасов-Сергеев) - это фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Заслуга создания образа выдающегося русского полководца принадлежит талантливому актёру Н. Черкасову-Сергееву, вдохновенно и страстно работавшему над ролью, и Пудовкину, великолепному педагогу и режиссёру, умело подчиняющему средства киноискусства задаче воссоздания живого человеческого и героического характера.
Фильм "Адмирал Нахимов" (1947; Гос. пр. СССР, 1947) - большое достижение советского кино. В батальных сценах режиссёрская и операторская работа (операт. А. Головня) достигает высокого мастерства, созданы значительные актёрские образы (Нахимов - А. Дикий, матрос Кошка - Л. Князев, Меншиков - В. Пудовкин). На VIII Мкф. в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова. На II Мкф. в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшие фотографии.
Фильм "Возвращение Василия Бортникова" (1953) - последняя работа Всеволода Пудовкина. В основу фильма положен роман Г. Николаевой "Жатва" о жизни послевоенной деревни. Здесь проявились особая чуткость Пудовкина к выбору актёров и умение работать с ними. Фильм развивал реалистические традиции советского кино, "возвращал" советскому экрану простого человека с его судьбой (актёры С. Лукьянов - Бортников, Н. Медведева - Авдотья).
В течение всей своей жизни Всеволод Пудовкин не прекращал актёрскую деятельность. В фильме "Мать" он сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актёрской работы было исполнение Пудовкиным роли Феди Протасова в фильме "Живой труп" (1929, по Л. Толстому). В фильме "Во имя Родины" (1943, по пьесе К. Симонова "Русские люди", режиссер Пудовкин, совместно с Д. Васильевым) он сыграл роль немецкого генерала.
Последнее актёрское выступление Всеволода Пудовкина - в фильме "Иван Грозный" (1945), где он играл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутренняя глубина, сочетание, свойственное актёрскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.
Всеволод Пудовкин был
одним из первых теоретиков и критиков
советского кино. В его теоретических
трудах и выступлениях нашли отражение
главные проблемы киноискусства: определение
специфики кино, теория монтажа, система
работы с типажом и актёром, проблема
звука в кино и др. Труды Всеволода
Пудовкина переведены на многие языки.
Картины Пудовкина и его
Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в Юрмале (район Дубулты), близ Риги (по другим данным в Москве). Чуть ранее он заболел гриппом, сопровождавшимся высокой температурой. Не оправившись от болезни, вернулся к активным физическим нагрузкам — игре в теннис. В последующую ночь у Пудовкина диагностировали инфаркт миокарда. Через сутки ему стало лучше, но, при попытке встать, его поразил инфаркт лёгкого и остановка сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Википедия [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http://ru.wikipedia.org.
2. Претич [Электронный ресурс]. М., 2005. URL: http://www.pretich.narod.ru.
3. Русское кино [Электронный ресурс]. М., 2006-2012. URL: http://www.russkoekino.ru.
Информация о работе Творчество Всеволода Пудовкина в 1920-е гг