Учение Гегеля о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как. «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Гегель о государстве и праве.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образование

Учреждение высшего профессионального  образования

 «Комсомольский-на-Амуре государственный 

технический университет»

 

 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра «Юриспруденция»

 

 

 

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

Учение Гегеля  о  государстве и праве

 

 

 

Студент группы 1 ЮРб3д-1                                      О.Н. Шалина

 

Преподаватель                                                            Н.С. Осинцева

 

 

 

 

2011

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Гегель – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли.

Проблемы государства  и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как. «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.

В наиболее цельном и  систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) – одном  из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии. Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия)

В этой связи можно  выделить два момента:

1)материал гегелевского  политико-правового учения (право,  государство, общество и т.п.) относится  к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование;

2)политико-правовая теория  Гегеля, систематически разработанная  им как философия права, есть  именно философское учение об  объективном духе, т.е. анализ  объективного духа с позиции абсолютного духа.

Основная задача философии  права Гегеля – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. «Наше  произведение, – отмечает Гегель, –  поскольку в нем содержится наука  о государстве и праве, будет  поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть...» Подчеркивая своеобразие своего философского подхода к праву, он писал: «Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собою разум предмета, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».1

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.

Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и противоборства актуально по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву постоянно обсуждаются мировой, правовой и политической наукой, является предметом острейших дискуссий по вопросам прав человека, соотношение личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны, теории права, борьбы с терроризмом и др.

Целью данной работы является изучение политических идей мыслителя, потому что они перекликаются  с современными проблемами, которые имеют большое значение для дальнейшего развития политического общества.

Для чего поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть  правовые концепции Гегеля;
  • изучить государственные концепции Гегеля;
  • определить значение политико-правовых теорий Гегеля для развития политической и правовой культуры общества.

1. Гегель о  государстве и праве

  • 1. 1 Учение Гегеля о праве

 

По своим философским  взглядам Гегель объективный идеалист. Его   философская система посвящена  познанию идеального начала – Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии – диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:

  • закона единства и борьбы противоположностей;
  • закона перехода количественных изменений в качественные;
  • закона отрицания отрицания.

Гегель заимствует у  французского Просвещения идею прогресса  и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение  вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью философа является примирение с действительностью.

Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три  основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.Философия права, по Гегелю, не имеет специфических методов исследования.

Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли»2.

Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права  и его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью  относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.

Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании.

Понятие права значительно  более широко, чем юридическое  понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.

Понятие о праве в  представлении Гегеля имеет своей  основой не волю отдельного лица, а  некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, в пространстве  и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.

Гегель стремится постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумное.

Понятие «право» употребляется  в гегелевской философии права  в следующих основных значениях:

  • право как свобода (идея права);
  • на ступени объективного духа, где всё развитие определяется идеей

свободы, - «свобода» и  «право» выражают единый смысл;

  • право как определённая ступень и форма свободы (особое право).

Система права как  царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

Конкретизация понятия  права есть определённое наличное бытие  свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится  к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

Последующее «особое  право», диалектически «снимающее»  предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.

На вершине «особых  прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

право как закон (позитивное право).

«То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».

Превращение права в  закон путём законодательства придаёт праву форму всеобщности и подлинной определённости. Предметом законодательства может быть лишь внимание со стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится  исключить их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.

«То обстоятельство, что  насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу»3.

Закон – это конкретная форма выражения права. Отстаивая  это, Гегель вместе с тем отвергает  противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

Гегель утверждает, что  в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень  его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с  тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.

Тремя основными ступенями  развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество.

Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь  лицом и уважай других в качестве лиц» – является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное право предполагает определённые отношения между отдельными личностями.

Гегель признавал лишь формальное равенство людей: «Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения»4.

Согласно учению Гегеля сущность частной собственности  в том, что лицо вкладывает свою волю в вещь. В завладении, пользовании, отчуждении вещи выражается вся полнота  права собственности.

Мораль является следующей  ступенью конкретизации права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.

Последней ступенью конкретизации  права, где свобода приобретает  объективный характер в виде семьи, гражданского общества и государства, становится нравственность.

Необходимым моментом в осуществлении  разума является, по Гегелю, договор, в  котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы  частной собственности.

Договор зависит от произвола  особенной воли, воли отдельного собственника. Достигнутая в договоре путём соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.

Предметом договора могут  быть лишь только единичные вещи, ибо  только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.

Гегель отвергает договорную теорию государства: «Привнесение договорного  отношения, также как и отношений  частной собственности вообще, в  государственное отношение привело  к величайшей путанице в государственном праве и действительности».

Информация о работе Учение Гегеля о государстве и праве