Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:52, реферат
Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов.
1.Введение 3
2. Особенности Уложенной комиссии Екатерины II. 4-6
3.Цель создания Уложенной комиссии. 6-7
4.Состав Уложенной комиссии. 7-8
5. Привилегии депутатов. 9
6. Депутатские наказы. 9
7. Дворянские наказы. 10
8. Городские наказы. 10
9. Наказы крестьян. 11
10.Фотоматериалы. 12
11.Заключение. 13
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Реферат на тему : «Уложенная комиссия 1767 г.»
Выполнила:
Студент 2 курса
410з группа
Ершова К.Ю.
Проверил:
Казань 2012
План реферата:
Введение.
Несмотря на громадное количество нормативн
Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии. Весьма существенным звеном в ее политике "просвещенного абсолютизма" стал пересмотр кодекса законов, Соборного Уложения 1649 года.
Предпринятые в 1763 году реформы
показались Екатерине II неудачными.
Она решила, как некоторые из
ее предшественников на троне,
обратиться к обществу, созвать
комиссию из депутатов,
14 декабря 1766 г. Екатерина опубликовала
указ о сочинении проекта
Особенности Уложенной комиссии Екатерины II.
Первоначально в «Наказе» были сформулированы
основные принципы политики и правовой
Ещё в эпоху правления Елизавет Петровны была сделана попытка наладить работу комиссии по составлению нового Уложения. Однако этим начинаниям помешала Семилетняя война.
«Наказ» обосновывал политические
принципы абсолютистского
государства: власть монарха, с
Под свободой «Наказ» понимал «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности. Свобода — право делать то, что разрешено законом.
Общее понятие свободы
По примеру Фридриха Великого, Екатерина II желала видеть в подвластном ей государстве торжество Закона. Закон рассматривался ею, как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа», иначе говоря, с менталитетом. Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.
Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.
Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.
В Наказе отмечалось, что нет необходимости
наказывать голый умысел,
не причинивший реального вреда обществу.
Впервые в российском законодательстве
была озвучена мысль о гуманистических целях
наказания: об исправлении личности преступни
Торжественное открытие Комиссии состоялось в Москве 30 июля 1767 г. В Успенском соборе была совершена церемония богослужения и приведения депутатов к присяге. На другой день в Грановитой палате был избран маршал (председатель) Комиссии. Им стал костромской депутат генерал-аншеф А.И. Бибиков, известный и в прошлом и в будущем жестокими подавлениями крестьянских волнений. Затем депутатам был прочтен екатерининский "Наказ комиссии".
По прочтении "Наказа" в торжественной обстановке депутаты преподнесли императрице титул "Великой и Премудрой Матери Отечества"2. Скромная государыня приняла лишь титул "Матери Отечества", что было, однако, вполне достаточно для безупречной легитимности императрицы, оказавшейся на троне в результате дворцового переворота. Представительнейшее собрание "всего Отечества" сделало власть императрицы Екатерины II отныне гораздо более прочной3.
Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.
Это резко отличает состав
комиссии от состава земских соборов,
где духовенство занимало первенствующее
значение. Практика, впрочем, представляет
и обходы процедуры выборов: в
Угличе, например, духовенство принимало
участие в выборах и
Цель создания Уложенной комиссии.
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое «Уложение». Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде.4 Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.
В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан ряд специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской (позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции, в 1762 г. - комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проекты законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие.
Текст "Наказа" состоял из 20 глав(526 статей), разделенных на пять разделов:
а) общие принципы устройства государства;
б) основы государственного законодательства и общие формы правовой политики;
в) уголовное право и
г) основы сословно-правовой организации;
д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.
Но созыв Уложенной комиссии преследовал и иную, не менее важную цель — выслушать от депутатов «нужды и чувствительные недостатки нашего народа»5
Состав Уложенной комиссии.
Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному Уложению 1649 года. В Комиссию был избран 571 депутат от дворян, горожан, однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные учреждения - Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо мирской характер. Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было представлено 205 депутатами, купечество - 167. Вместе они составили 65% всех избранников, хотя за ними стояло менее 4% населения страны! Представители других сословий "погоды" в Комиссии явно не делали: от казачества их 44, от однодворцев - 42, от государственных крестьян - 29, от промышленников - 7, от канцелярских чиновников и прочих - 19, от "инородцев" - 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным - благодаря экзотическим одеждам - присутствием на заседаниях).6
Всем депутатам
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится.
Привилегии депутатов.
Депутатам предоставлялось множество льгот и привилегий, превращавших депутатскую должность в престижную и респектабельную. Депутат, «в какое бы прегрешение ни впал», освобождался от казни, пыток и телесных наказаний. Он не мог быть привлеченным к ответственности без санкции императрицы, его имение подлежало конфискации только за долги.
Интерес к депутатской должности поощрялся жалованьем, выдававшимся сверх получаемого по службе. Привлекал депутатов и золотой значок на золотой цепи.
Депутатские наказы.
Наказы рассматривались по сословной принадлежности депутатов. Но нам нетрудно обнаружить в них несколько общих черт. Одна из них состоит в существенном отличии от «Наказа» императрицы. Екатерина ll рассуждала об обществе и государстве в целом, высказывает общие суждения, в то время как депутатские наказы, из какой бы сословной среды они ни вышли, отличаются прагматизмом, приземленностью, взглядами, не выходящими за границы уезда и города.
Вторая общая черта, состоит в том, что наказы — «надежный фонограф, записавший хор провинциальных голосов». Иногда в этом хоре появлялись запевалы и солисты. В подавляющем же большинстве наказов, составители которых не имели опыта участия в общественной жизни и в формировании сословной идеологии, неординарные мысли отсутствуют.
Дворянские наказы.
Эти наказы, составленные самой образованной частью общества, к тому же располагавшей некоторым опытом выражения сословных притязаний, дают наиболее полный перечень нужд дворянства.
Ни один из дворянских наказов не протестовал против крепостнического режима. Напротив, чаяния дворянства были направлены на его укрепление, расширение своего права на личность крестьянина, результаты его труда и на владение землей.
Итак, дворянские наказы защищали сословные интересы дворян, требуя, чтобы их привилегиями запрещено было пользоваться представителям других сословий. В то же время дворянские наказы вторгались в жизненно важные интересы горожан — они требовали не только исключительного права владеть населенными имениями, но и прав заниматься промышленной и торговой деятельностью, которую горожане считали своей монополией.
Городские наказы.
В свою очередь, городские
наказы, помимо сохранения за
горожанами традиционного