Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 19:57, доклад
Уложенная комиссия 1767 - название временного органа, действовавшего в 1767-1769 с целью создания нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 и правовых норм, вступивших в силу после его издания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный университет»
Институт экономики и бизнеса
Кафедра экономического анализа и государственного управления
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление» |
ДОКЛАД на тему:
«Уложенная комиссия 1767-1769 гг.»
г. Ульяновск
2014 г.
Уложенная комиссия 1767 - название временного органа, действовавшего в 1767-1769 с целью создания нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 и правовых норм, вступивших в силу после его издания.
Надобность в совершенствовании законодательства ощущалась уже при Петре Великом, и им, а также его преемниками предпринимались многократные попытки привести законы в соответствие с изменившимися обстоятельствами в области социального и политического строя, экономики и норм уголовного права. При Петре I таких попыток было три: в 1700 г., когда учреждена была Палата об Уложении, в 1714 и 1719-29 гг. Аналогичные попытки, впрочем, закончившиеся столь же безрезультатно, предпринимались при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне.
Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих рядом особенностей: более широким представительством - право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при 3-ступенчатых выборах: погост - уезд - провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
В декабре 1766 г. был издан манифест о созыве «Комиссии для составления нового уложения». В Комиссии должны были быть представлены выборные депутаты от всех сословий. Всего было избрано 564 депутата: 161 - от дворян, 208 - от городов, 167 - от сельского населения, 28 - от центральных учреждений (Сената, Синода, коллегий и других присутственных мест). Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, отражавший их пожелания. Всего было представлено 1465 наказов, причем большая их часть (1066) была от сельского населения.
Во время работы Уложенной комиссии депутатам выплачивалось из казны жалованье: дворянам - 400 руб., горожанам - 120 руб., крестьянам -37 руб. Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты пожизненно освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации, за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф.
Важной особенностью екатерининской комиссии являлся «Наказ», составленный императрицей с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. Основными источниками для неё стали произведения «О духе законов» знаменитого французского просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и «О преступлениях и наказаниях» Чезаре Беккариа (1738-1794), итальянского просветителя и юриста. Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 526 статей.
Почти сразу же в Наказе утверждалось, что для России с её пространствами и особенностями народа никакой иной формы, кроме самодержавия, быть не может. При этом провозглашалось, что государь должен править в соответствии с законами, что законы должны опираться на принципы разума, здравого смысла, что они должны нести в себе добро и общественную пользу и что все граждане должны быть равны перед законом. Там же было выражено первое в России определение свободы: «право все то делать, что законы дозволяют». Впервые в России провозглашалось право преступника на защиту, сказано было о презумпции невиновности, о недопустимости пыток и о допущении смертной казни лишь в особых случаях. В Наказе сказано, что право собственности должно быть защищено законом, что подданных нужно воспитывать в духе законов, христианской любви.
Первоначальная редакция «Наказа», показанная некоторым приближенным императрицы, вызвала с их стороны множество возражений как слишком вольнодумная и не соответствующая русским обычаям. В результате «Наказ» был значительно сокращен в основном за счет либеральных положений, например, статей об улучшении положения крестьян, об отделении законодательной власти от судебной и пр. Наиболее близкими к просветительской идеологии остались статьи, касавшиеся судопроизводства и воспитания. Наказ не стал официальным документом, законом, но его влияние на законодательство было значительным, так как это была программа, которую Екатерина II хотела бы воплотить в жизнь. В целом «Наказ» представлял собой изложение общих принципов, которыми должна руководствоваться в своей работе Уложенная комиссия.
30 июля 1767 г. Уложенная комиссия начала свою работу в Москве. Председателем её, по рекомендации Екатерины II, был избран генерал Апполон Ильич Бибиков (1729-1774), он имел право назначать заседания, вносить и ставить на голосование предложения.
Была избрана «дирекционная комиссия» и «подготовительная комиссия», а также несколько специальных «классификационных комиссий» для разработки отдельных частей будущего кодекса. В общем собрании Комиссии был заслушан Наказ императрицы, а потом читались и обсуждались частные наказы.
В конце 1767 года Комиссия была переведена в Петербург и там продолжала свои занятия.
Большое собрание провело с 31 июля 1767 г. по 12 января 1769 г. 203 заседания. Оно обсудило целый ряд законодательных проблем (законы о дворянстве с особым выделением проблем остзейского дворянства, законы о купечестве и городском населении, о судоустройстве). Обсуждены были вопросы о положении государственных крестьян и положении всего крестьянства. Помимо Большого собрания в Комиссии работало 15 частных комиссий (государственного права, юстиции, о соотношении воинских и гражданских законов, о городах, о размножении народа, земледелии и домостроительстве, о поселении, рукоделии, искусствах и ремеслах и др.) - Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., последний протокол № 204 был составлен 8 июля 1770 г. Частные комиссии работали до конца 1771 г. До 1776 г. кое-где еще проходили довыборы депутатов. С 1775 до 1796 г. Комиссия существовала как чисто бюрократическая инстанция.
Екатерининской Комиссии не удалось составить нового кодекса законов: трудно было привести в систему разнохарактерную, разновременную, запутанную и частью взаимно противоречащую массу действовавших законов. Ещё труднее было привести это старое законодательство в согласие с либеральным Наказом Екатерины, «построенным на книжных теориях, без учета реальных факторов русской жизни, а с другой - с противоречивыми нуждами и пожеланиями множества отдельных наказов от разных групп населения.
По мере развертывания деятельности Комиссии все яснее становилась цель её созыва - выяснить настроения различных социальных групп.
Так, например, купечество требовало не только закрепить свои старые права, но и расширить их, создать условия для роста промышленности и торговли, защитить купцов от конкуренции торгующих дворян и крестьян. Более того, купечество домогалось права владеть крепостными.
Депутаты от государственных крестьян просили облегчить налоги и повинности, покончить с произволом властей и так далее.
Крестьянский вопрос, хотя его и не включали в повестку дня работы Комиссии, был центральным. Помещики жаловались на массовое бегство и непослушание крестьян и требовали принятия соответствующих мер.
Делопроизводство в Уложенной комиссии было достаточно сложным: каждый вопрос проходил через разные комиссии (их было около 20) по несколько раз, кроме того, сферы деятельности специальных комиссий и общего собрания депутатов не были достаточно разграничены, что затрудняло работу. Комиссия переходила от одного вопроса к другому, так и не решив предыдущего, за полтора года депутаты не смогли даже просто прочесть все наказы. Проработав полтора года, Комиссия не утвердила ни одного закона.
В целом деятельность Уложенной комиссии с самого начала была обречена на неудачу из-за отсутствия предварительной подготовки, а также огромного объема и сложности работы: для создания новых законов депутатам нужно было разобраться в старом законодательстве, включавшем более 10 тыс. разнородных положений, изучить депутатские наказы, снять противоречия, часто непримиримые, между пожеланиями различных сословий и, наконец, составить новый законодательный кодекс, основываясь на изложенных в «Наказе» Екатерины принципах, часто противоречащих депутатским наказам.
В декабре 1768 г. в связи с началом русско-турецкой войны и тем, что значительная часть депутатов-дворян должна была отправиться в войска, Уложенная комиссия была распущена на неопределенный срок, однако в дальнейшем депутаты уже не собирались.
Несмотря на то, что попытка создания нового законодательства закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала значительное влияние на последующую деятельность Екатерины II. Наказы депутатов показали положение различных сословий русского общества, их пожелания и во многом определили направление дальнейших реформ.