Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:40, научная работа
Выбранная тема актуальна на сегодняшней день тем, что афинская демократия послужила основанием для развития и становления демократических институтов. Помимо этого классической формой демократии является Афинская демократия. Именно она стала источником государственных политических форм, оказавших наибольшее влияние на мировую цивилизацию. Эта тема будет востребована для многих людей и государств в целом ещё долгое время т.к. не все аспекты этой демократии досконально изучены.
Причины упадка афинской демократии.
Луканцовой. О.В.
1курс, ф-т юриспруденции и политологии РГУ имени С.А. Есенина
Руководитель- Карева А.В.
старший преподаватель кафедры теории государства и права и политологии, ф-т юриспруденции и политологии РГУ имени С.А. Есенина
Выбранная тема актуальна на сегодняшней день тем, что афинская демократия послужила основанием для развития и становления демократических институтов. Помимо этого классической формой демократии является Афинская демократия. Именно она стала источником государственных политических форм, оказавших наибольшее влияние на мировую цивилизацию. Эта тема будет востребована для многих людей и государств в целом ещё долгое время т.к. не все аспекты этой демократии досконально изучены.
Древние Афины имели самое передовое государственное устройство и были главным умственным центром Греции. В государственном устройстве Афин преобладает тенденция к участию возможно большего числа граждан в управлении государством. Сенат являлся высшим государственным органом. Он состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов). Исполнительную власть осуществляли магистраты .Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В нём предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность.
Наиболее важные вопросы обсуждались народным собранием (экклесия), здесь же принимались законы. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя).
Система афинской демократии представляла собой продуманную структуру государственного устройства. Замещение государственных должностей строилось на четырёх принципах:1) выборности; 2) коллегиальности; 3)подотчетности; 4)срочности. Большинство государственных служащих во времена «Золотого века Перикла» избирались максимально демократическим способом- путём жребия, что способствовало воплощению идеи реформ Перикла, а именно равенства всех граждан в праве выполнять общественные функции .
Существует много различных мнений и точек зрения таких авторов .как: Н.Эйдельман, Т.Б. Перфилова, Аристотель по поводу причин упадка. Но наиболее значимые были выявлены российским историком - античником и историографом В.П Бузескулом .Он высказал мнение о том ,что причиной падения афинской демократии “стало не разложение рабовладельческого строя - как было принято считать в официальной советской историографии. Гибель уникальной цивилизации произошла из-за упадка нравственности”[ 1],.Помимо этого он выделял такие факторы как:1) Пелопоннесская война; 2) Морской союз; 3)Наёмничество; 4)союзническая война; 5)битва при Мантинее;6)процесс социального разложения; 7)Олигархический переворот; 8)Тирания Тридцати.
1) Пелопоннесская война вскрыла все противоречия рабовладельческого полиса, противоречия между рабами и рабовладельческой общиной, а внутри самой общины - противоречия между частной собственностью крупных рабовладельцев и «совместной частной собственностью активных граждан».Вся полисная система стала склоняться к упадку. Поражения в ней, привело к большим материальным и людским потерям.{2, с 253-269}
2) Афинский морской союз- это объединение греческих полисов под гегемонией Афин ,которое сложилось в 70-60 гг. V в. до н.э. на основе Делосской симмахии (военного союза). Формально он состоял из независимых и равноправных полисов для борьбы против персов. Афины имели преимущество во флоте и занимали в союзе руководящее положение. Но казна использовалась не по назначению, тем самым вызвав недовольство городов- данников (городов плативших дань)
3)Наёмничество - характерное явление той эпохи. В Греции оно стало развиваться со времён Пелопонесской войны и было необходимым результатом тогда для общественных и политических условий. Мирные граждане в то время уже не удовлетворяли военным требованиям, т.к они не могли надолго бросать свои дела и хозяйство служив целый год в дали от родины. В связи с частыми и продолжительными войнами был образован класс особых людей, которые посвящали себя военной службе и делали на этом карьеру. Разумеется , наёмничество способствовало развитию и усовершенствованию военного дела, но и оказывало вредное влияние. Выражалось это тем ,что мирные граждане всё больше и больше отвыкали от войны; без наёмников они становились беспомощными и беззащитными. Для их содержания необходимы были деньги и служили они тем кто больше заплатит. По выражению Лисия «их тела принадлежали тому, кто лучше платил, а их верность продолжалась до тех пор, пока хватало денег в военное классе, что бы им уплачивать жалованье» Война для них служила средством обогащения.[2, c 398-400]
4)Союзническая война для Афин оказалась неудачной. В течение ее они лишились лучших вождей- Хабрия, который пал на войне, Ификрата и Тимофея . Эта война стоила им больших сил и расходов на снаряжение флота. Она сопровождалась внутренней борьбой [2, c 407]
5)Битва при Мантинее (362г.). После этой битвы в Греция оказалась ещё более слабой и в ней стала господствовать ещё более неопределенность и смута, нежели прежде. [ 2, c 406]
6)В 4 в до н. э. в Греции происходит процесс социального разложения и обострения экономических противоположностей. Это выражается тем ,что средний зажиточный класс приходит в упадок и почти прекращает своё существование. С одной стороны находятся богачи ,плутократия и торжествует капитализм; с другой- обычные спутники, увеличивающиеся бедность, пролетариев. Пропасть между богатыми и неимущими гражданами увеличивалась. Греческий полис по выражению Платона, распался на две половины- бедных и богатых. Эти два социально-различные класса несмотря на то , что жили на одной территории, находились в социуме имели враждебные отношения. Борьба общественных классов в Греции достигла небывалого ожесточения. Помимо классовой борьбы существовала и политическая. Целью, которой было использование власти в интересах класса за счёт другого.[ 2, c 423-426]
7) Катастрофа, постигшая Афины в Сицилийском походе, существенно отразилась и на их политической жизни. Положение в полисе, который постоянно находился под угрозой неприятельского вторжения, было тяжелым и напряженным. Гибель большого числа сторонников демократического строя во время экспедиции на Сицилию, а также в других сражениях Пелопоннесской войны и активная деятельность организованных в так называемые гетерии (товарищества) олигархов привели в 411 г. до н. э. к политическому перевороту в Афинах. Олигархи соблазнили афинян надеждой на союз с Персией и путём интриг и террора подготавливают олигархический переворот. Народ, подавленный террором и опасаясь предателей, молчал не оказывая сопротивление .В перевороте участвовали две группы олигархов: крайняя и умеренная. Крайние олигархи возглавлялись Писандром, Антифонтом и Фринихом. Группу умеренных олигархов представлял Ферамен, сын Гагнона. Он стремился ограничить число афинских граждан таким образом, чтобы избирательным правом пользовалось только 5000 афинян, способных приобрести себе гоплитское вооружение. Его опорой были богатые граждане, ремесленники и торговцы, триерархи, «лучшие люди»Когда власть возглавили гетерии (сообщества) олигархов демос лишился не только средств к жизни, но и элементарных политических прав. Добившись власти, крайние олигархи начали с усиления террора. «"Четыреста" умертвили несколько человек, других бросили в тюрьмы, иных выселили»
Но с другой стороны к свержении демократии стремились многие из триерархов и богатых граждан, которые отягощала повинность.Они считали что, «тем кто несёт наибольшие тягости,должна достаться и власть. Другими словами их действия , а именно их заговор, целью которго было установление олигархии и послужило началу олигархического переворота.[2, c 337-399]
8) По началу они проявляли умеренность по отношению к граждан, делали вид, что стремятся к восстановлению прежнего строя. Устраняли сикофантов(профессиональные доносчики, клеветники, шантажисты),аферистов ,негодяев и государство радовалось этому думая что они делают это во имя высших интересов граждан. Но когда правление Тридцати укрепило свою власть в государстве, они стали убивать тех кто выделялся из граждан по состоянию, происхождению или пользованию уважения. Делая так «Тридцать тиранов» устраняли опасные элементы и грабили их имущество. Так за короткое время они погубили не менее полуторы тысяч человек.[3,c 40]
Выдающийся оратор, публицист Древней Греции Исократ , считал что: «Причина зла- стремление к господству на море: и государство, и сами афиняне стали бы лучше и во всем бы преуспевали, если бы перестали стремиться к этому господству, ибо оно довело до такого беспорядка и уничтожило ту демократию, при которой предки афинян жили счастливейшим из греков; оно виновно почти во всех тех бедствиях, которые афиняне сами испытывают и другим причиняют».[ 2, c 411]
Некоторые из новых историков предполагают ,что одной из причин упадка, стал террикон при Эвбуле. Своей слабой,мирной политикой он довёл Афины до крайнего унижения и падения, а раздачей террикона (специальной гражданам выдачи денег на посещение театра) в небывалых ещё размерах окончательно морально разложил народную массу(деморализовал).[2, c 413]
По мнению Т.Б.Перфиловой ,которая вступает в полемику с В.П.Бузескулом « он не желает увидеть явное перерождение демократии в олигархию» демократия перерождается в олигархию. В своих рассуждениях она в результате приходит к выводу ,что демократия не исчезла , а перешла в новую форму- олигархию.[ 4, c 205]
Совокупность данных факторов составляют вместе единое целое, которое послужило точкой опоры для обоснования вывода, что причинами упадка афинской демократии являлись: 1)Пелопоннесская война; 2)Афинский морской союз; 3)Наёмничество; 4)Союзническая война; 5)Битва при Мантинее; 6) процесс социального разложения; 7)олигархический переворот; 8) «Правление Тридцати». Все причины взаимосвязаны и взаимообусловлены и раздельно существовать не могут, т.к. каждая причина исходит из предыдущей и является дополнением к следующей. Опыт этого государства дает нам целый ряд бесценных и поучительных уроков для государственного устройства в наше время. Одним из принципов Афинского государства было требование неукоснительного выполнения законов всеми его гражданами, вне зависимости от их положения в обществе и по сей день этот принцип сохранился и является одним из основных. Своевременное общество стремится построить демократические основы государственного устройства и для того что бы избежать прежних ошибок необходимо изучать Афинскую демократию. Историческая обстановка и наша существенно отличаются. Именно афинская демократия стала источником государственных и политических форм, оказавших наибольшее влияние на мировую цивилизацию .Она послужила основанием для демократических институтов. Демократия в Афинах- это прообраз современной демократии. Становление Афинской демократической системы способствовало слияние политической верхушки демоса и аристократии в единую социально- политическую группировку.
Итак в заключении рассмотрев различные точки зрения и мнения можно прийти к выводу, что выявить одну причину невозможно. Каждая причина предполагаемая различными авторами по-своему оказала влияние на падение афинской демократии.
Список литературы :