Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Главными задачами практики являются:
Изучение организационной структуры предприятия.
Ознакомление с основными нормативными документами деятельности предприятия.
Изучение специфики международной деятельности предприятия.
Анализ международного сотрудничество предприятия.

Содержание работы

Введение 3
I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 4
II. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 8
III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 11
3.1. Дополнительные полномочия 13
3.2. Итоги деятельности института Уполномоченного 17
3.3. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 20
Заключение 21
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

уполномоченный по правам человека.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение 3

I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 4

II.  Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 8

III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 11

3.1. Дополнительные  полномочия 13

3.2. Итоги  деятельности института Уполномоченного 17

3.3. Учреждение  института Уполномоченного по  правам человека в субъектах  РФ 20

Заключение 21

Список  используемой литературы 24

 

 

Введение

 

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в  России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже  известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в  Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

До Первой мировой войны  институт уполномоченного представлял  собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой  войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты  важные международные правовые документы  в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую  отмечает весь мир, стала Днем прав человека.

Сегодня более чем в  ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в  странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в  большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена  в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству  демократического правового государства, развитию правосознания граждан  и должностных лиц.

 

 

 

 

I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

 

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного  по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным  Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности  Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР»1.

Постановление о введении Декларации в действие возлагало  на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию  Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

Должность Уполномоченного  по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года2. 4 марта 1997 года закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам3.

В срок не позднее 30 дней со дня  вступления закона в силу Государственная  Дума должна была назначить Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная  Дума провела тайное голосование  раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое  большинство голосов не удалось  ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса  ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в  третий раз заслушали соискателей  на должность Уполномоченного. Большинство  в две трети голосов получил  только один кандидат - депутат Государственной  Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - «за», 29 - «против» и 3 –«воздержались») был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  была учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет  существующие средства защиты прав и  свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных  органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

13 февраля 2004 года в  связи с истечением срока полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова, Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина.

Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции России и  поклялся защищать права человека и  гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством. После выборов 2 марта 2008 года должность Уполномоченного по правам человека в лице В.П. Лукина была поддержана Медведевым.

17 февраля 2004 года Председатель  Государственной Думы ФС РФ  Борис Грызлов официально представил  Владимира Лукина сотрудникам  аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Эмблема Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляет собой увенчанного одной короной  серебряного двуглавого орла с собранными крыльями. Орел прикрыт круглым золотым  щитом. В нижней части щита - восходящее условное изображение земного шара синего цвета с золотыми меридианами  и параллелями. Над земным шаром - символическое сияние, обозначенное линиями, исходящими веерообразно из нижней части щита. Земной шар завершен условной серебряной фигурой человека, вписанной в разорванную в  нижней части кайму цветов Государственного флага Российской Федерации.

Согласно  п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании  календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации  и Государственную Думу, Правительство  России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств  и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную  Думу специальные доклады. За 5 лет  было подготовлено и направлено в  перечисленные органы 5 ежегодных  и 8 специальных докладов, посвященных  тем сферам жизни, где имеются  существенные нарушения прав человека.

В специальных  докладах обобщены типичные и носящие  массовый характер нарушения прав граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного  по восстановлению нарушенных прав, предложен  комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и  иных мер для искоренения этих негативных явлений.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Учреждение  института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение  по этому вопросу. В настоящее  время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в  Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях и др. В 23 субъектах  Российской Федерации учреждена  должность Уполномоченного по правам ребенка.

Институт  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и  действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

II.  Правовые основы  деятельности Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации.

Правовой  основой деятельности Уполномоченного  по правам человека в России являются следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)
  • Заключение N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.)
  • Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ 
    «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 февраля 2001 г.)
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ
  • Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20 июня 1984 г. (действующая редакция)
  • Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в ред. на 28 апреля 1993 г.)
  • Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (действующая редакция)
  • Федеральный закон РФ от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»
  • Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»
  • Федеральный Закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
  • Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
  • Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утв. постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ)
  • Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»
  • Указ Президента РФ от 25 октября 1999 г. N 1429 «О Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы»
  • Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 17 июля 2000 г. N 530 «О Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом»
  • Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1999 г. N 1285 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации»
  • Приказ Минюста РФ от 12 мая 2000 г. N 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Основные направления  деятельности Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации.

 

Институт  Уполномоченного по правам человека является новым для России. Местом постоянного нахождения Уполномоченного  является город Москва.     

В соответствии с действующим законодательством  и практикой, деятельность Уполномоченного  не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию  их работы в данной области, указывает  на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с  действием или бездействием тех  или иных органов и должностных  лиц, содействует реализации прав граждан  перед лицом бюрократических  структур. 

Основными направлениями деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  являются:

-рассмотрение  жалоб и обращений о нарушениях  прав и свобод человека и  гражданина, принятие мер по их  восстановлению; 
    -анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

-развитие  международного сотрудничества  в области прав человека; 
    -правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

-подготовка  ежегодного доклада о деятельности  и направление его Президенту  Российской Федерации, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, Правительство Российской  Федерации, Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  и Генеральному прокурору Российской  Федерации;

-выступления  с докладами на заседаниях  Государственной Думы в случаях  грубого или массового нарушения  прав и свобод граждан;

-направление  в Государственную Думу специальных  докладов по отдельным вопросам  соблюдения прав и свобод граждан  в Российской Федерации;

-обращение  в Государственную Думу с предложениями  о создании парламентских комиссий  по расследованию фактов нарушения  прав и свобод граждан и  о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных  комиссий и проводимых слушаниях;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека