Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:47, курсовая работа
Становление самобытной русской философии началось в XIX веке с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.
На рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два противоположных течения русской общественно-политической мысли: славянофильство и западничество. Представители этих направлений высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Славянофильство………………….…………………………................................5
1.1 Понятие………………….…………………………..............................................5
1.2 Кружок славянофилов………………….…………………………......................6
1.3 Политико-правовые воззрения славянофилов………………….……………...7
2. Западничество………………….…………………………...................................13
2.1 Понятие………………….…………………………............................................13
2.2 Представители………………….…………………………................................13
2.3 Политико-правовые воззрения западников………………….……………….15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Тюмень, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Славянофильство………………….…………………
1.1 Понятие………………….………………………….....
1.2 Кружок славянофилов………………….…………………………
1.3 Политико-правовые воззрения славянофилов………………….……………...7
2. Западничество………………….………………………
2.1 Понятие………………….………………………….....
2.2 Представители………………….………………………
2.3 Политико-правовые воззрения западников………………….……………….15
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Становление самобытной русской философии началось в XIX веке с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.
На рубеже
30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции
сложились два противоположных
течения русской общественно-
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? Как отвечают на этот вопрос представители полярных взглядов - западники и славянофилы я и попытаюсь осветить в своей работе.
Начиная писать этот реферат, хотелось понять, в чем спор между этими двумя течениями, выяснить для себя достоинства и недостатки каждого и в какой-то мере приложить опыт других людей для выбора собственного мнения.
Следует
особо отметить роль Чаадаева, который
смог сформулировать ряд проблем, впоследствии
получивших свое развитие в идеологии
и западничества и
Одна
версия связывала Россию с общей
европейской судьбой. Западники
считали, что Россия – та же Европа,
но только отстала от нее в развитии.
За столетия ига европейское лицо
россиян существенно
Славянофилы заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
Именно
она и указывает россиянам
их истинное предназначение - к истинному
нравственному
1. Славянофильство
Славянофилы
— представители либерально настроенной
дворянской интеллигенции, поддерживающие
учение о самобытности и национальной
исключительности русского народа. Для
них характерно неприятие западноевропейского
пути социально-политического
Сходство взглядов славянофилов и западников заключается в том, что и те и другие выступали за отмену крепостного права сверху и проведение ряда реформ — судебной, административной и др., буржуазных по своей сущности, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему.
Но противоречивость взглядов славянофилов, сочетание в их воззрениях прогрессивных и консервативных черт до сих пор вызывают споры об оценке славянофильства как идейного направления и о его месте в русской общественной мысли. Следует также иметь в виду, что и среди самих славянофилов не было единства мнений. Их споры между собой порой носили не менее острый характер, что с западниками.
Славянофильство как идейное течение русской общественной мысли заявило о себе в 1839 г., когда два его основоположника Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский выступили со статьями: первый «О старом и новом», второй — «В ответ Хомякову» (с несогласием некоторых положений Хомякова). В этих статьях, несмотря на разные подходы к проблеме прошлого, настоящего и будущего России, были сформулированы основные, общие для обоих авторов, положения славянофильской доктрины. Обе статьи не предназначались для печати, но широко распространялись в списках и оживленно обсуждались.
Конечно,
и до этих статей различными представителями
русской общественной мысли высказывались
славянофильские идеи, но они тогда
еще не обрели стройной системы. Славянофильство
как идейное направление
В 1839—1845 гг. сложился и славянофильский кружок. Его составляли высокообразованные и безусловно талантливые люди. Душой кружка был А. С. Хомяков — «Илья Муромец славянофильства», как его тогда называли, необыкновенно одаренный, энергичный, блестящий полемист, обладавший феноменальной памятью и исключительной эрудицией.
Все хорошо знавшие Хомякова отдавали должное этой «колоссальной личности», ставя его в один ряд с великими людьми России. «Хомяков! — восклицал историк К. Н. Бестужев-Рюмин. — Да у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин!» «Ум сильный, подвижный, богатый памятью и быстрым соображением», — характеризовал Хомякова его оппонент в идейных спорах А. И. Герцен. Большую роль в кружке играли также братья И. В. и П. В. Киреев. В общество славянофилов входила и замечательная семья Аксаковых — братья Константин и Иван, а также их отец – известный писатель. Позже в кружок вошли публицисты А.И. Кош и Ю. Ф. Самарин, впоследствии о активно участвовавшие в подготовке и проведении реформ; ученые-публицисты Ф. В. Чижов и Д. А. Валуев.
Славянофилы
оставили богатое наследие в различных
областях человеческого знания. Иван
и Петр Киреевские считались признанными
авторитетами в области богословия
и истории литературы, Алексею
Хомякову не было равных в знании всех
тонкостей богословия, Константин Аксаков
и Дмитрий Валуев занимались русской
историей, Александр Кошелев и
Юрий Самарин — социально-
Для теоретического обоснования национального пути развития России славянофилы обращались к западно-европейской, главным образом, немецкой классической философии. Особенно они увлекались сочинениями Шеллинга и Гегеля, им импонировала их трактовка исторического процесса.
Термин «славянофилы», по существу, случаен. Это название им было дано в пылу полемики их идейными оппонентами западниками. Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая, что их интересовала преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. А. И. Кошелев указывал, что их, скорее, всего следует именовать «туземниками» или, точнее, «самобытниками», ибо основная их цель состояла в защите самобытности исторической судьбы русского народа не только в сравнении с Западом, но и с Востоком.
Славянофильство как идейно-политическое течение русской общественной мысли сходит со сцены примерно к концу 70-х годов XIX в.
Основная идея славянофилов — доказательство самобытного пути развития России, точнее — требование «идти» по этому пути. Община в представлении славянофилов — «союз людей, основанный на нравственном начале», — типично русское учреждение. «Община, — писал А. С. Хомяков, — одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его — не останется ничего; из его же развития может складываться целый гражданский мир». Община импонировала славянам тем, что в ней с ее регулярными переделами земель царит особый нравственный климат, который проявляется в «мирском согласии на мирском сходе», а в древности — на вече.
Развитию
этих качеств как нельзя лучше
способствует православная церковь. Она
рассматривалась теоретиками
Славянофильство приняло версию о «добровольном призвании» власти как начальном моменте русской государственности. Вследствие этого власть здесь, в отличие от Запада, не противостояла народу, напротив, она была желанной защитницей, «званым гостем» народа, осознавшего необходимость установления государства. В России не сложились и классы в западноевропейском понимании этого слова.
В результате
в русской истории не было социальной
розни, внутренних потрясений. По мнению
славянофилов, революционные потрясения
в России невозможны и потому, что
русский народ политически
Славянофилы
стремились доказать, что русскому
народу органически присущи социальный
мир и неприятие революционных
переворотов. Если и были смуты в
прошлом, то они были связаны не с
изменой высшей власти, а с вопросом
о законности власти монарха. Русский
народ (по своей природе
Информация о работе Управление в русских княжествах XIII–XV вв