Условия и особенности становления многопартийности в России в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Политическая история нашей страны, да и всей цивилизации, убедительно свидетельствует: создание, и деятельность политических партий органически связаны с делением общества на классы и с неоднородностью этих классов, с различиями в их интересах и составляющих их социальных групп. Являясь наиболее активной и организованной частью какого-либо класса (слоя), политические партии служат важнейшим средством реализации их интересов в борьбе за власть.

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
3. РЕВОЛЮЦИОННО-РАДИКАЛЬНЫЕ ПАРТИИ
4. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
5. МОНАРХИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая Марина.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

4. МОНАРХИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ.

 

 

         Манифест 17 октября ускорил поляризацию политических сил. Как только телеграф разнес весть об обещанных свободах, начались митинги и демократические демонстрации. Вслед за этим проявили себя силы, лояльные царскому режиму. Патриотические манифестации зачастую перерастали в погромы, особенно кровопролитные в черте "еврейской оседлости". Однако погромы затронули не только еврейское население и в целом носили не столько национальный, сколько политический характер. Жертвами погромщиков стала демократическая интеллигенция и учащаяся молодежь.  
В октябре толпам погромщиков удалось установить режим террора на улицах многих городов, ноябрь прошел под знаком усиления революционного движения, в декабре противостояние вылилось в вооруженные столкновения. В Петербурге фактически существовало двоевластие - наряду с правительством действовал Совет рабочих депутатов во главе с Г.С. Хрусталевым-Носарем и Л.Д. Троцким. Когда Витте упрятал весь состав Петербургского Совета за решетку, Московский Совет вынес решение начать 7 декабря 1905 г. вооруженное выступление с целью свержения царизма и установления демократической республики. Властям с большим трудом удалось направить в Москву лейб-гвардии Семеновский полк под командованием Г.А. Мина. Семеновцы окружили главный очаг восстания и 19 декабря овладели Пресней.  
На Транссибирскую магистраль, находившуюся в руках забастовщиков, были посланы военные экспедиции. Особенно отличился генерал А.Н. Меллер-Закомельский, с отрядом из двухсот солдат, очистивший от забастовщиков несколько тысяч верст пути и восстановивший связь с армиями в Маньчжурии. Николай II все чаще высказывал убеждение, что политика уступок себя не оправдала, что нужна беспощадность и решительность. Витте жаловался:  
"После московского успеха Дурново стал принимать жестокие, излишние, часто ничем не оправдывавшиеся меры, никакие мои протесты, никакие ходатайства ни к чему не служили - государь всегда держал сторону Дурново"4.  
Заблуждение, что простой русский народ, в отличие от инородцев и интеллигенции, по-прежнему придерживается монархических взглядов, было характерно для высших сфер. Доказательство этого они видели в монархических союзах. Эти организации возникли вскоре после октябрьских погромов и были немедленно окрещены черной сотней. Сами себя они предпочитали называть патриотами и истинно русскими. Черносотенцы заявляли, что "царское самодержавие не отменено Манифестом 17 октября". Они выдвинули лозунг "Россия для русских", подчеркивая, что "русская народность как собирательница земли русской и устроительница русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая". Монархические союзы были единственными, кто открыто заявлял о своем антисемитизме. Черносотенцы обвиняли евреев в организации заговора против Российского государства в целях порабощения русского народа, разрушения его нравственных ценностей, культуры, хозяйства. Революция объявлялась всецело организованной и финансируемой тайным еврейским правительством.  
Черная сотня представляла собой конгломерат самостоятельных союзов, обществ, дружин, лиг и т.п. Самой крупной из черносотенных организаций являлся Союз русского народа, созданный в ноябре 1905 г. Он изображался как общенародное объединение и в широком смысле слова отождествлялся со всей русской нацией. В такой трактовке принадлежность к Союзу русского народа являлась не добровольным выбором, а священной обязанностью каждого верноподданного, членство же в любой другой политической организации приравнивалось к государственной измене. На бумаге Союз русского народа имел стройную структуру. Сельские подотделы подчинялись уездным и губернским, а во главе всей организации стоял Главный совет. На деле черносотенцам никогда не удавалось преодолеть организационную слабость и рыхлость. В первые месяцы своего существования черносотенцы были ничтожной силой. Лишь некоторые организации перевалили за тысячу членов. Но численность черносотенцев быстро росла и к концу 1907 - началу 1908 г. достигла, согласно архивным данным, 408 999 человек. Монархические организации были открыты в 2229 населенных пунктах. Основными районами влияния черносотенцев были западные и юго-западные губернии, входившие в черту еврейской оседлости. Парадоксально, что Союз русского народа состоял большей частью из украинцев и белорусов. Подавляющее большинство монархических отделов было открыто в селах и деревнях, но черносотенцы также сумели создать ряд филиалов в крупных промышленных центрах. Оплотом черносотенного движения считался Путиловский завод. Горячие цеха этого предприятия находились под влиянием крайне правых, холодные мастерские шли за крайне левыми.  
Председателем Главного совета был избран доктор медицины А.И. Дубровин. На публике он появлялся редко, предпочитая закулисную деятельность, зато его заместитель В.М. Пуришкевич пользовался всероссийской известностью. Внук священнослужителя из Бессарабии, он был горячим защитником привилегий русского дворянства. Пуришкевич казался чрезмерно экспансивным, даже психически неуравновешенным. Однако внимательные наблюдатели отмечали, что за Пуришкевичем-шутом скрывался изворотливый политик. Пуришкевич вскоре разошелся с Дубровиным по тактическим вопросам и создал собственную черносотенную организацию - Русский народный союз имени Михаила Архангела. Большое влияние на крайне правых имел курский помещик Н.Е. Марков, через много лет, уже в эмиграции, утверждавший, что русские черносотенцы были предшественниками фашистов, и жалевший, что их возможности не были использованы царизмом.  

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс правовой институционализации  политических партий в России в начале XX в. был обусловлен всем историческим, социальным, политическим, правовым и культурным развитием российского общества и государства. Основными предпосылками возникновения политических партий послужили:

 -социальная трансформация российского общества второй половины XIX- начала XX вв., постепенно разрушившая традиционную сословную социальную структуру общества;

- появление интеллигенции и полуинтеллигентных слоев общества - основной движущей силы партийного строительства;

-изменения монархической формы правления: введение народного представительства, легализация и допущение политических партий к участию в политическом процессе;

-личность последнего российского самодержца, способного идти на компромисс;

-существование отечественных демократических традиций, заложенные в правительственных реформаторских проектах и в научных общественно-политических и юридических трудах;

- изменения в правосознании русской интеллигенции, позволившие создавать и осознавать правовые нормы, устанавливающие статус новых институтов, в частности политических партий;

-заимствование и модернизация идей и форм западной правовой мысли с целью их адаптации и последующего применения в России в сфере партийного строительства;

- кризис культуры западного общества , ускоривший образование радикальных политических партий и распространение революционных настроений.

Модели общественного  переустройства России (консервативная, либеральная и социалистическая) послужили не только основой для  партийных идеологий и программ. Они сыграли важную роль в реализации основных идей партийных политиков на практике и накоплении опыта политической борьбы.

Политические партии России в начале XX в. представляли собой  постоянно действующее особое общественное объединение, созданное с целью  приобретения политического влияния и стремления к завоеванию государственной власти для реализации поставленных задач и удовлетворения интересов своих членов в соответствии с их идеологическими пристрастиями. Однако российские партии не вполне соответствовали западным образцам и выглядели неполноценным политическими институтами, исключение составляют крупнейшие представители либерального лагеря. Это было связано, прежде всего, с незавершенностью реформ и как следствие этого невозможностью для большинства партий реализовать свои стремления к политической власти в полной мере. Их своеобразие и несовершенство носили на себе отпечаток специфических признаков и характеристик государственно-правового строя, социальной структуры общества и особенностей политико-правовой мысли России начала XX в.

Политическую  партию России начала XX в. характеризовали следующие признаки: обязательное участие в политическом процессе; существование идеологической платформы; постоянный характер объединения и определенная организационная структура; социальная однородность и добровольность членства.

 Ведущим признаком  для всех политических партий  России является наличие партийной  идеологии, способной объединить  группу лиц в соответствии  с политическими убеждениями. 

В результате реформ в  России в начале XX в. самостоятельно сложилась многопартийная  система. Несмотря на то, что большая часть партий не была легализована, процесс патогенеза не носил принудительного характера. Все партии поддаются типологии по идеологическому критерию, по принципу формирования трех политических лагерей:

1) партии консервативного  радикализма (правые) - крупнейшими  представителями являлись «Союз  русского народа», «Союз русских  людей», поддерживали самодержавие  и основные идеи русского консерватизма; 

2) партии либерального  консерватизма (центр) - здесь выделяются «Союз 17 октября» (правые либералы, которые активно поддерживали курс правительственных реформ) и Конституционно-демократическая партия (левые либералы, которые стремились к установлению конституционной монархии и построению правового государства);

3) партии радикального  социализма (левые) - крупнейшими партиями  этого лагеря были Российская  социал-демократическая рабочая  партия (РСДРП), Общероссийская партия  социалистов-революционеров (эсеры).

         Партийная система России представляла собой совокупность всех партий, существующих в государстве и механизм их взаимодействия между собой и с другими политическими институтами в рамках политического процесса. Ее отличали следующие характеристики:

-социальная неоднородность партий;

-исключительная роль интеллигенция и полуинтеллигентных слоев российского общества в патогенезе;

-определяющая роль идеологии в партийном строительстве, способной объединять и разобщать членов партий и партии друг с другом;

- несбалансированность партийной системы, выражавшаяся в слабом центре относительно флангов, преимущественно левого;

-нестабильность партийной системы, проявлявшаяся в постоянном изменении соотношения политических сил;

-полярность партийной системы, представлявшей весь спектр крайних течений во всех партийных группах, отличавшихся идеологической неоднородностью;

-оппозиционность и конфронтационность партийной системы государственной власти;

-внепарламентский механизм создания политических партий;

-наличие прообраза «партии власти» в лице праволиберальной политической партии «Союз 17 октября».

       При использовании комплексного историко-правового критерия, позволяющего осветить ход правовой институционализации политических партий, выделяются следующие периоды развития многопартийной системы России начала XX в.:

1) Середина 70-х гг. XIX в.-17 октября 1905 г. - «прото-партийный»  этап (возникновение первых партийных  организаций): «Южнороссийский союз  рабочих» (1875 г.), «Земля и воля»  (1876 г.), распавшееся в 1879 г. на «Народную волю» и «Черный передел»; «Северный союз русских рабочих» (1878 г.); «Освобождение труда» (1883 г.); РСДРП (1898 г.); партия социалистов-революционеров (1902 г.); Бунд (1903 г.) и др., которые действовали нелегально в условиях отсутствия правовых механизмов регулирования их создания и деятельности. Поэтому их следует считать «протопартиями» или «предпартиями» (предшественниками полноценных политических партий);

2) 17 октября 1905 г.- 3 июня 1907 г. - начальный этап (формирование  и становление российской партийной системы), что объясняется в первую очередь тем, что часть политических партий была легализована, создана необходимая правовая база для функционирования политической партии как политического института);

3) 3 июня 1907 т.-21 февраля  1917 г. - промежуточный этап (деятельность политических партий в условиях третьеиюньской политической системы), который в определенной степени является периодом застоя для большинства политических партий, т.к. в это время наблюдалось наиболее активное давление правительства на парламент, который вместо активной законотворческой работы избрал тактику «бережения» Думы.

4) 27 февраля 1917 г.-25 октября  1917 г. - основной этап (деятельность  политических партий в условиях  республики в составе коалиционного  правительства), т.к. именно в этот период политические партии являлись основными участниками политического процесса, представители подавляющего большинства политических партий России активно работали в Думе, занимали министерские посты в коалиционном правительстве и непосредственно участвовали в управлении государством во всех сферах;

5) 25 октября 1917 г.-б  января 1918 г. - переходный этап (сосуществование  политических партий в условиях  доминирования большевиков) характеризуется  отсутствием юридического закрепления однопартийной системы;

6) 6 января 1918 г.-август 1922 г. - завершающий этап (формирование  однопартийной системы в России) - постепенное юридическое закрепление  власти одной партии в стране  путем запрещение деятельности  других партий и их политического преследования.

    Законодательная база правового регулирования многопартийности представляется достаточно обширной и включает в себя большинство законов и других актов, принятых в период с 1905 г. по 1922 г., что объясняется их определяющей ролью в российском партийном строительстве, с одной стороны и незавершенностью правовой реформы в государстве, с другой.

          Манифест 17 октября 1905 г. и Основные законы 23 апреля 1906 г. являлись правовым основанием российской многопартийности, т.к. они впервые в российской истории поступательно закрепили политические права и свободы для всего населения. С введением в действие этих нормативно-правовых конституционного актов характера стало юридически возможным существование и функционирование демократических общественных, политических и правовых институтов. И Манифест 17 октября 1905 г., и Основные законы 23 апреля 1906 г. являлись для России новыми нормативно-правовыми актами конституционного характера, свидетельствующими об изменении характера и содержания процесса законотворчества в государстве, они закрепляли прямую волю самодержца как законодательного органа, и заложили первые основы формирования правового государства в России.

Анализируемый период был  отмечен началом формирования специального законодательства о политических партиях. Временные правила о союзах и Временные правила о собраниях, принятые 4 марта 1906 г. имели межотраслевой характер, т.е. пытались трактовать конституционно-правовой и одновременно гражданско-правовой статус общественного объединения и политической партии в России. Противоречивость обоих актов 4 марта 1906 г. заключалась в том, что с одной стороны, они формально подтверждали свободу слова, собраний и союзов, а с другой стороны, не предоставляли альтернативы в реализации этих прав.

Ограничительные нормы  этих законов, запрещающие деятельность большинства оппозиционных партий, негативно сказывались на процессе патогенеза.  Политическая партия, как некоммерческая организация, могла трактоваться как публичная корпорация.

Политическая партия могла признаваться юридическим лицом на основании актов Временного правительства, установивших для нее четкий порядок государственной регистрации в судебном органе и отменивших все ограничения Временных правил об обществах, союзах и собраниях. (Постановление Временного правительства «О союзах и собраниях» от 12 апреля 1917 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 6. ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Верт Н. История  Советского государства. 1900-1991: Пер.  с фр. –

М.: Прогресс, 1996. - 480с.

 
2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / Сост.В.А. Козлов. - М.: Политиздат, 1991. - 366с.

  
3. История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для вузов / Под ред.А. А. Радугина. - М., 1998.

 
4. История России с древности  до наших дней / Под ред. М.Н. Зуева. - М., 1996.

 
5. История России. ХХ век / А.Н.  Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко  и др. - М.: Издательство АСТ, 1996. - 608с. 

Информация о работе Условия и особенности становления многопартийности в России в ХХ веке