Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:15, контрольная работа
Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.
Условия расторжения брака
Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.
Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.
Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.
Умаление гражданской
Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.
Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.
Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.
Формы развода.
Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.
Возникли следующие виды разводов:
1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):
2) развод без последствий (divorium sine damno):
^ 3. Правовое положение супругов
Состояние в браках cum manu и sine manu порождало
различное их правовое положение .Рассматривая
характер личных отношений супругов необходимо
отметить, что в браке cum manu жена была под
властью своего мужа, либо "отца семейства"
мужа . В браке sine manu жена оставалась под
покровительством своего "отца семейства",
однако главенство её мужа в семье сказывалось
и при этой форме брака . Здесь жена получала
имя и сословное положение мужа, местожительства
мужа являлось обязательным для неё . Прелюбодеяния
жены могли караться саморасправой мужа
. Характеризуя имущественные отношения
, необходимо отметить , что в браке cum manu
всё имущество жены поступало в собственность
мужа, сливалось нераздельно с имуществом
, принадлежащим ему до брака . Даже в случае
прекращения брак а имущество, принесённое
женой, не возвращалось ей . Она могла получить
лишь долю наследства при смерти мужа
.В браке sine manu мог действовать принцип
раздельности имущества супругов, однако
управление и распоряжение доходами с
имущества жены принадлежало мужу, но
отчуждать это имущество муж не имел права
без специального разрешения супруги
, либо её "отца семейства" . Приобретение
жены во время состояния в данном браке
также поступало в его имущество, но если
между супругами возникал спор по вопросу
о праве собственности, то применялась
презумпция принадлежности каждой вещи
мужу до тех пор, пока жена не докажет,
что право собственности на данную конкретную
вещь принадлежит именно ей . Супругам
запрещалось делать взаимные дарения
. Кроме того, за женой сохранялось пассивное
право выступать участницей цивильного
оборота: дарить, занимать, участвовать
в управлении имуществами, наследовать
другие имущества. В этом браке ответственность
на супругов возлагалась отдельно, за
исключением случаев конфискации имуществ
по уголовным преступлениям .Независимо
от форм заключения брака на особом правовом
положении находились две категории имуществ
супругов. Это приданое и брачные дары
жениха. Под приданым Римское право понимает
материальный дар супругу со стороны семьи
будущей жены для возмещения его расходов
в браке по содержанию супругов . Передача
приданого составляла особый обрядовый
акт, либо оформление особого документа.
Считалось, что необходимо сохранение
приданого в целости в интересах не только
семьи, но и общества. В связи с этим мы
видим строгое придерживание принципу
определения имущества как приданого
в качестве постоянного. Приданое не может
быть заменено другим , даже большей стоимости
и ценности и не может изменять своего
статуса . В течение брака приданое признаётся
во власти мужа, он является его фактическим
пользователем и имеет право на все доходы,
связанные с ним. Это обязывает его также
нести издержки по использованию приданого.
Документ о передаче приданого должен
содержать условия и оговорки относительно
его судьбы при прекращении брака . При
разводе судьба приданого зависела от
признания той или иной стороны , виновной
в этом. При разводе приданое могло быть
возвращено как полностью, так и частично,
а в результате прекращения брака по другим
основаниям оно возвращалось целиком
. Именно поэтому запрещалось отчуждение
приданого, либо его части .
Брачный дар жениха невесте представлял
собой как бы обеспечение своей будущей
супруги на случай вдовства. В отношении
брачного дара действовали такие же нормы,
как и в отношении приданого.
5. Правовые отношения детей и родителей
Отношения между матерью и детьми глубоко
различны, в зависимости от того, состоит
ли мать в браке cum manu или в браке sine manu
с отцом детей. Мать, состоящая в браке
cum manu, юридически связана с детьми и вместе
с ними подчинена власти своего мужа (или
его домовладыки, если муж состоит под
отцовской властью), на равных с детьми
началах она наследует после мужа; взаимное
право наследования соединяет ее, в качестве
агнатки детей с теми из них, которые вышли
из под власти мужа. В качестве агнатов
ее сыновья осуществляют над нею опеку
после смерти мужа. Связь матери с детьми
в браке - наиболее тесная после связи
домовладыки со своими подвластными.Наоборот,
«в браке sine manu мать в древнейшем праве
юридически не связана с детьми. Она не
член семьи отца своих детей, она - агнатка
своих старых агнатов, член своей старой
семьи, в которой она наследует и члены
которой наследуют после нее и осуществляют
над нею опеку»1.Однако подобно тому, как с течением
времени была значительно смягчена юридическая
отчужденность мужа и жены в браке sine manu,
она была почти устранена в отношениях
между матерью и детьми, рожденными от
брака sine manu. Когнатическая, кровная связь
стала постепенно служить основанием
права матери на совместное проживание
с нею несовершеннолетних детей, находившихся
под опекой постороннего лица или даже
мужа, с которым мать была в разводе, позднее
даже на осуществление матерью опеки.
Матери было предоставлено право на алименты
от детей, детям было воспрещено предъявлять
к матери некоторые иски, привлекать ее
к суду без разрешения магистрата, более
того ограничивались пределы ее имущественной
ответственности перед детьми. Наконец,
сенатусконсульты II в., а затем императорские
конституции установили и последовательно
расширили допущенные претором взаимные
права наследования детей и матери, состоявшей
в браке sine manu. Иначе были построены отношения отца
с детьми. Для этих отношений было безразлично,
состоял ли отец в браке sine manu или cum manu.
Дети всегда находятся под властью отца,
который является их домовладыкой.Эта
власть, первоначально безграничная, постепенно,
однако, смягчалась. Основной причиной
этого являлось распадение прежней крестьянской
семьи (в связи с развитием рабовладельческих
хозяйств), развитие в городах ремесел:
сыновья все в больших размерах ведут
самостоятельное хозяйство. Наряду с этим,
сыновья приобретают самостоятельное
положение в постоянной армии и в государственном
аппарате.Уже в древнейшее время власть
«отца семейства» над личностью детей
умерялась воздействием семейного совета,
суждения которого не были юридически
обязательны, но и не могли, в соответствии
с общественными воззрениями, игнорироваться
при наложении на детей суровых наказаний.
В конце же республики и в начале периода
империи был введен ряд прямых ограничений
прав домовладыки на личность детей. Право
продавать детей было ограничено случаями
крайней нужды и распространялось только
на новорожденных детей. Упразднено было
право выбрасывать детей. Согласно указу
II в., власти могли принудить отца освободить
сына от его власти. Наконец, за подвластными
детьми было признано право обращаться
к магистрату с жалобами на домовладыку,
а также право требовать от него алименты.В
сфере имущественных отношений подвластные
дети были, по-видимому, рано допущены
к совершению сделок от своего имени. Но
все права из таких сделок возникали для
их домовладыки. Обязанности же из этих
сделок для него не возникали. Вместе совершенные
подвластными деликты (то есть действия,
причинившие вред) служили основанием
для иска против домовладыки о возмещении
вреда или выдаче подвластного потерпевшему
для отработки причиненного им вреда.Одновременно
с последовательным ограничением власти
мужа над женой, с одной стороны, и параллельно
с расширением круга юридических последствий
из сделок рабов, с другой, осуществляются
и процесс постепенного признания имущественной
право- и дееспособности подвластных детей.
Претор стал предоставлять против «отца
семейства» такие же иски из сделок подвластных,
какие он предоставлял на основании сделок
рабов. Но сами подвластные, после того
как они становились свободными от отцовской
власти, стали признаваться ответственными
по этим сделкам по праву квиритов.В то
же время, если пекулий (выделенное домовладыкой
имущество), который нередко выделялся
подвластному сыну, продолжал признаваться
имуществом отца семейства, то определенные
группы имущества могли напрямую принадлежать
подвластному сыну, минуя домовладыку.
Таким имуществом постановлением Цезаря
была признана, под влиянием создания
постоянной профессиональной армии, военная
добыча, а равно и все имущество, приобретенное
сыном в связи с его военной службой. Домовладыка
был не вправе отобрать это имущество
у сына, сын не только мог свободно пользоваться
этим имуществом, он вправе и распоряжаться
им, в частности, завещать (сначала во время
пребывания на военной службе, а начиная
со II в. независимо от момента составления
завещания). Однако в случае смерти сына
без завещания, это имущество переходит
к отцу, и притом без обременения домовладыки
обязательствами умершего сына.Правила,
сложившиеся в период принципата для имущества,
приобретенного сыном на военной службе,
были в период империи, в связи с созданием
большого административного аппарата
принцепса, перенесены и на имущества,
приобретенные на гражданской службе:
государственной, в придворных или церковных
должностях. Наконец, с признанием права наследования
детей после матери, состоявшей в браке
sine manu, невозможно было не оградить от
притязаний со стороны домовладыки и имущество,
унаследованное детьми от матери. В IV в.
это имущество было объявлено принадлежащим
детям с правом домовладыки на пожизненное
пользование и управление им. В дальнейшем
в такое же положение были последовательно
поставлены имущества, унаследованные
от родственников с материнской стороны.
Развитие завершилось постановлением,
что «отец семейства» сохраняет право
собственности лишь на то состоящее в
обладании детей имущество, которое либо
приобретено на средства отца, либо получено
от третьего лица, желающего создать известную
выгоду для самого домовладыки, а также
на имущество, которое отец передал подвластным,
желая подарить его, но которое оставалось
собственностью отца вследствие недействительности
сделок между ним и подвластными детьми. От власти «отца
семейства» можно было высвободиться
в связи с её прекращением в случаях: смерти
домовладыки, смерти подвластного, утраты
свободы или гражданства "отцом семейства"
или подвластным, лишения "отца семейства"
права отцовской власти за то, что он оставил
подвластного без помощи. Кроме прекращения
отцовской власти было возможно освободиться
от неё в законном порядке, то есть с помощью
эманципации, которая могла иметь место
в случаях, если домовладыка самолично
с помощью специального акта освобождения
высвобождал подвластного по своему желанию,
сыновья могли выкупиться из подчинения
"отцу семейства" (в отличии от дочерей).
Вместе с этим сын мог добиться своего
высвобождения через суд.
6. Узаконение и усыновление. Опека и попечительство
Законными считались дети,
зачатые в браке, каковыми были родившиеся
не ранее 182 дней после свадьбы и
не позже 300 дней после смерти мужа.
Над внебрачными детьми власть отца
могла быть установлена путем узаконения
(legitimatio), которое возникло в период империи
и применялось вначале только в отношении
детей, рожденных в конкубинате. Со временем
сложились три способа узаконения:
- представлением внебрачного сына в местные
декурионы с наделением его имущественным
цензом;
- последующим браком родителей;
- изданием императорского рескрипта.
Римское семейное право регулирует отношения
усыновления, под которым оно понимает
установление отцовской власти над посторонним
лицом . Существовало два вида усыновления
:
- усыновление в отношении лица , ненаходящегося
под отцовской властью - arrogatio;
- усыновление лица , находящегося под
отцовской властью - adoptio.
Первый вид усыновления осуществлялся
путём получения специального рескрипта
от магистрата, который внимательно расследовал
обстоятельства дела и выяснял, не отразятся
ли усыновление невыгодно на интересах
усыновляемого . При этом виде усыновления
усыновляемое лицо поступало под отцовскую
власть усыновителя со всеми правовыми
последствиями, в том числе и имело право
наследовать имущество усыновляемого.
Второй вид усыновления осуществляется
путём занесения в судебный протокол соглашения
«отца семейства» усыновляемого с усыновителем
в присутствии усыновляемого. В этом случае
прекращалась родительская власть прежнего
домовладыки и устанавливалась отцовская
власть усыновителя. Римское законодательство
определяло круг лиц, который мог быть
усыновителями . Это были мужчины , которые
не могли быть подвластными отцовской
власти, а также должны быть старше усыновляемых
не меньше, чем на 18 лет.Помимо отношений
узаконения и усыновления, римскому праву
был знаком институт опеки и попечительства.
Так, лицо в связи с возрастом, состоянием
здоровья или некоторым особым положением
может нуждаться в помощи и охране при
осуществлении своей гражданской правоспособности.
Этим целям служили в римском праве опека
(tutela) над несовершеннолетними, над расточителями,
а также рано утратившая практическое
значение опека над женщинами, и попечительство
(сurа) над безумными, над так называемыми
минорами (т. е. не достигшими 25 лет), над
расточителями. Различие между опекой
и попечительством выражалось в порядке
деятельности опекуна и попечителя. Опекун
формальным актом согласия придавал юридическую
силу сделкам, к совершению которых подопечный
не способен; попечитель же выражал свое
согласие неформально, возможно .даже
неодновременно со сделкой.В древнейшие
времена опека устанавливалась в интересах
не подопечного, а лиц, которые были его
ближайшими наследниками по закону. Ее
основной задачей была охрана имущества
подопечного в интересах его наследников.
Поэтому порядок призвания к опеке (если
опекун не был назначен в завещании) совпадал
с порядком призвания к наследованию,
т. е. опекуном являлся ближайший агнат
подопечного.В древнейшее время опека
представляла собою не обязанность опекуна,
а его право, точнее - власть опекуна над
имуществом и личностью подопечного, близкую
по содержанию к власти домовладыки. Однако
постепенно права опекуна начинают пониматься
как средство для осуществления его обязанностей.
Эти изменения, тесно связанные с последовательным
ослаблением родовых связей, постепенно
превращают понятие опеки, как власти,
в понятие опеки, как общественной повинности.
В связи с этим, наряду с двумя указанными
выше порядками установления опеки (в
силу агнатического родства с подопечным
и по завещанию), возникает третий порядок:
назначение опекуна государством.Вместе
с тем постепенно развился и контроль
государством деятельности опекунов.
Устанавливаются особые основания по
которым можно не принять назначения опекуном.
Развивается система исков к опекуну в
случаях непредставления им отчета о ведении
дел подопечного, и в случаях не только
растраты, но и нерадивого ведении дел.
Затем входит в обычай требовать от опекуна
при вступлении его в должность представления
обеспечения, а в период империи вводится
законная ипотека подопечного на нее имущество
опекуна.
Информация о работе Условия расторжения брака в Древнем Риме