Установление ордынского ига на Руси и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, он одновременно и красив ( изгнание монголо-татар и победа над ними), и трагичен ( монголо-татарское иго).
Я считаю эту тему актуальной и в наши дни. Потому что на примере монгольского нашествия мы можем увидеть к каким последствиям может привести нарушение единства государства и потеря централизованного управления.

Файлы: 1 файл

ГОТОВО ИСТОРИЯ.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

 В отличии  от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Приморья татаро-монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов выражалось главным образом в тяжелой дани (выхода).  Татарами была произведена  перепись населения, которая послужила средством для регулярного сбора дани.

Дань вначале  собиралась в натуре, а потом была переведена на «серебро», т.е. на деньги. Кроме постоянной дани существовали экстренные или неожиданные требования, носившие название «запроса». Поездка  любого представителя ханской власти от крупного баскака или темника до мелкого чиновника сопровождалась приношением ему даров и почестей. Они были также многочисленны, как были разнообразны поводы, в силу которых посланник ханов требовал себе подарков. Были дары въездные ( при въезде), становые (при остановке), мимоездные (при проезде без остановки). Кроме дани различных её формах, население несло натуральные повинности, кормило ханских послов и их лошадей, поставляло им средства передвижения.

Очень тяжелой  была военная повинность, в силу которой русское население должно было посылать людей войско хана.

В конце 13 века под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани ордынцы вынуждены были передать русским князьям.

Затем из русских  городов были отозваны баскаки (сборщики дани),что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.

Кроме того, монголо – татары старались открыто непосягать на духовный образ жизни русских людей и прежде всего на православную веру, хотя и нарушали церкви. В какой то мере они были терпимы к любому вероисповеданию. Русское духовенство ордынцы не без основания нередко считали своим союзником.

Во-первых, русская  церковь боролась против влияния  католичества, а Папа Римский был  врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь  на Руси в начальный период  ига поддерживало князей, выступавших за сосуществование с Ордой.

Ханы выдавали русским митрополитам ярлыки (грамоты) с перечислением предоставленных  им льгот. Церковь, возносившая молитвы  за благополучие ханского рода, призывавшая  население к покорности и смирению, получила награду полное освобождение духовенства и церковных людей от дани и всех других поборов. Ярлыки охраняли церковные владения не только от монгольской, но от русской княжеской власти; в церковные земли не вступает никто. Предавая большое значение церкви, татары в 1261 г. перевели русского православного епископа из Переяславля Южного в Сарай и основали там особую Сараевскую епископию, стремясь превратить ее в орудие ханской политики в русских землях.

Наложенная  на русских князей дань тяжелым бременем ложилась на плечи зависимого населения, которое несло разные повинности в пользу местных князей и землевладельцев. Погром Батыя и угнетение русских земель под властью Золотой Орды вызвали в литературе  появление ряда произведений, посвященных теме «монгольского нашествия».

В литературном памятнике 13в., известном под названием  «Слово о погибели русской земли; перечисляются те богатства, которыми обладала «светло-светлая и прекрасно  украшенная земля русская.

Современник похода Батыя, епископ Серапион, в написанных «Словах» дал яркую картину бедственного положения русских земель под игом «иноплеменников». Кровь отцов и братьев наших, как вода обильно напоила землю…

Множество же братьев и детей наших уведено  в плен. Сёла наши поросли лесом. Смирилось величие наше, погибла красота наша; богатство наше и труд стали достоянием иноплеменников. Соседям нашим мы стали в поношение, посмешищем стали врагом нашим.

Борьба русского народа не кончилась с завоеванием  монголами русских княжеств. Она  продолжалась и после того, как русские князья стали послушными вассалами хана.

В 14 веке в  Золотой Орде сложилось напряженное  положение. Она повторила путь, пройденный Древне-русским государством. Развернулась борьба между претендентами на ханский  престол. В течение 60-70х гг. его стремились занять более двадцати представителей знати. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай.

Проводя энергичную политику, он смог добиться того, что  обособление территории феодалов было ликвидировано. Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у великого князя московского Дмитрия Ивановича, но получил отказ. Русь стала готовиться к борьбе с Мамаем.

Несмотря  на все страшные невзгоды, потери и  утраты русский земледелец своим  упорным трудом создавал материальную основу для подготовки сил для  освобождения от монгольского гнёта. И наконец пришло время, когда объединенные полки северо-восточной Руси под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича вышли на Куликово поле. Они бросили вызов татаро-монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.

Многотысячная армия Мамая была разгромлена  в 1380г. на Куликовом поле. Русь торжествовала  победу. Битва показала силу Руси, её готовность избавиться от ордынской  зависимости. Она доказала важность объединения русских земель для  совместной борьбы с неприятелем. Жители разных частей страны гордились этой общей победой. Они начинали осознавать себя единым русским народом.

Благодаря той  роли, которую сыграл князь Дмитрий  в организации победы на Куликовом  поле, ещё больше вырос авторитет его княжества, а самого Дмитрия прозвали Донским.

Но победа ещё не была окончательной. Вскоре после  Куликовой битвы хану Тохтамышу удалось восстановить единство Орды. В 1382 году он начал поход на Москву. Ордынцы хитростью захватили Кремль. Они попросили москвичей открыть крепостные ворота, уверяя, что хан хочет «поглядеть город и побывать в ней» и ограничится лишь получением небольших даров. Войдя в Москву, ордынцы истребили жителей, сожгли постройки.

С владычеством Орды ещё не было покончено. Но после  Куликовой победы жители Руси верили, что страна станет свободной.

С середины семидесятых годов 15 века князь Иван 3 перестал отправлять ордынцам дань. В 1480г. хан Ахмат решил восстановить свою власть над Русью.

Русские полки  встали на пути Ахмата. Они заняли берег реки Угры. Войско монголов так и не решилось перейти в наступление. Ахмат принял решение уйти обратно в Орду. «Стояние на Угре» закончилось победой Руси. Она навсегда избавилась от Ордынского владычества. Русское государство стало полностью самостоятельным независимым.

В истории  существуют различные суждения и  оценки монголо-татарского ига на Руси.

  • Традиционная оценка  (С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский и большинство историков считают, что

Иго

Для Руси являлось большим бедствием                      система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:

-Политической  зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях.

-Данической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками).

-Военной зависимости – поставкой русских воинов в монгольские войска.

  • Ига на Руси не было (Л.Н.Гумилёв)

Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила  дань, а Орда обеспечивала безопасность русских княжеств.

  • А.Фоменко, В.Носовский считают, что

Так называемое монголо-татарское иго – просто специфически период в истории русского государства, когда страна была разделена на

две части

 

мирное  гражданское население население,  управляемое князьями

                   постоянное регулярное войско  – Орда  под управлением

военачальников - ханов

 

 

Я поддерживаю  точку зрения С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского, что иго для Руси являлось большим бедствием.

Почти 250 лет  просуществовало ордынское иго  на Руси. Понятно, что событие такого масштаба и такой продолжительности  не могло остаться бесследным. Вопрос о характере воздействия Ордынского ига на последующую историю довольно сложен.

Ещё русский  историк Н.М.Карамзин писал о положительном влиянии власти хана на политическое развитие Руси, поскольку междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках.

Действительно, ордынские  правители иногда стремились не допустить вознекновение войн между удельными князьями. Однако при этом они руководствовались не интересами русских земель, а своими собственными. Важной заботой ордынского было своевременное и полное получение дани-выхода.

Большие усилия прикладывались для упрочнения власти хана. Любая - реальная или призрачная- организация карательных экспедиций до ордынского политика- это политика  террора. Отсюда разорительные ордынские рати, еще более губительные по своим последствиям, чем прежние междоусобные войны.

Ордынская политика включала к себя систематическое натравливание, противопоставление князей. В 1246г. в далеком Каракоруме был отравлен отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович. В последующем ордынские правители всячески пытались столкнуть Александра и Андрея Ярославичей, используя , для этого великокняжеский титул. Последний был получен Александром Невским в 1251 г., но уже через 10 лет стал неугоден из ханской ставке,где по- видимому был отравлен.

Тяжелое татарское иго  задерживало экономическое и культурное развитие русских земель, были потеряны связи Руси с соседними странами. Еще Пушкин говорил, что " татары не подходили на мавров ( арабов) ", они завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Их влияние в культурном отношении было весьма незначительным ограничилось  заимствованием  небольшого количества восточных слов мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды и быта.

Татаро-монгольское нашествие  привело к нападению роли городов  в политической и экономической  жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство,пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелыми последствиями ига было углубление разобщения Руси и обособления от дальных ее  частей. Ослабленная страна не могла отстоять ряд западных и южных районов захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям руси с Западом : торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска.

Татаро- монгольское нашествие  привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.

Восстановление разрушенных  городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во- вторых. по свидетельству крупного историка- исследователя В.Л. Егорова, до середины XIV в. на земли северо- восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных нападенийразличных по численности золотоордынских отрядов и крайне ослабленная после разгрома Русь сдерживала постоянный натиск монголов.

Иго законсервировало существующие политические отноошения- отношения удельной старины. Первые признаки начала преодаления феодальной раздробленности были растоптаны ордынскойконницей.

Ордынское иго придало  новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и тема, скорби о погибших защитниках земли  Русской отчетливо зазвучало в летописях и других произведениях тех лет. Русские летописи изобилуют  красочными описаниями, разрушений и грабижей, жестокостей и беззаконий, творившихся на Руси монголами. Впрочем. выражение " красочными "  тут  не вполне подходит : для описания татар и их действийнаши летописцы приняли только одну- черную- краску и притом очень густую. Ею же, нисколько не смягчая тонов, пользовалась в отношении татар и вся дальнейшая русская литература.

Ордынское иго, несомненно, отрицательно сказалось и на историческом развитие Руси.  Оно не просто затормозило ее развитие, но и отбросило назад. В темпах развития русские земли стали все более отставать от западногоевропейских стран. Постепенно формаровался фактор надолго определивший ход отечественной истории- стремление любой ценой, в короткие сроки преодалеть отставание и сравняться с передовыми европейскими странами.

Однако при всех тяжелых  для Руси последствиях русский народ  в условиях ига не только схранил свою национальную самостоятельность,но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.

 

Список использованной литературы:

 

В.В. Кириллов " Отечественная  история"

Москва 2010 г.

 

Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов " История России" Издат. Норма

Москва 2003 г.

 

Н.И. Павленко, И.Л. Андреев " История Росии с древнех времен до конца XVII века.

Москва 2001г.

 

В.И. Трепавлов " Монгольское завоевание Руси"

Москва   1999 г.

Информация о работе Установление ордынского ига на Руси и его последствия