Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:46, контрольная работа
Немногие государства пережили столь частые перевороты как византийская империя. Посчитано, что с 395 года по 1453 год из 107 государей, занимавших трон Византии, только 34 умерли своей смертью, 8 – на войне или жертвами случая; остальные отреклись, добровольно или уступая насилию, или же умерли насильственной смертью, будучи отравлены, заколоты кинжалом, удавлены, искалечены; за 1058 лет насчитывается в общей сложности 65 дворцовых переворотов, совершенных улицей или казармой, и Моммзен имел право сказать, что Византийская империя – это «абсолютизм, умеряемый переворотом или убийством».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Император…………………………………………………………..…4
2. Двор и центральное управление…………………………………..….9
3. Местное управление………………………………………………….12
4. Система обложения и финансовое управление…………………….15
5. Армия и военное управление………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….2
государственной казны был руководителем финансового ведомства; военный логофет главным логофетом армии; логофет доменов управлял царскими конюшнями и имениями. Другие высокие должности финансового ведомства поручались картулярию сакеллия, управлявшему частным имуществом императора; эйдику, заведовавшему мастерскими и арсеналом; и, наконец, особо высокому лицу, сакелларию, который ведал финансами и осуществлял сверх того контроль над всем аппаратом центральных ведомств. Доместик схол, или великий доместик, был высшим главой армии; великий друнгарий – главой флота. Наконец, на эпарха возлагалась нелегкая обязанность управлять столицей; он наблюдал за корпорациями, полицией, заботился о снабжении столицы продовольствием. Таким образом, он занимал особо важное место в византийском правительственном аппарате.
От каждого из этих министров зависели их управления с многочисленным персоналом. Эта умело организованная бюрократия обеспечила в Византии прочное управление, дисциплину и связь между различными частями империи. Множество низших чиновников, изучавших все мелочи дел, подготовлявших решения, проводивших волю императора, действительно были мощным орудием, поддерживавшим Византийскую империю.
византийский император финансовый армия
3. Местное управление
Крупной бюрократии, управлявшей из Константинополя всей системой имперской администрации, подчинялся провинциальный административный аппарат, полностью преобразованный в 6 веке при Ираклии и его преемниках. Немного позднее, в конце 6 в., необходимость усиления обороны вызвала подобное же изменение в экзархатах Африки и Италии, где представители гражданского управления были подчинены военачальнику – экзарху. Это было началом большой реформы, завершенной в 7 в. и носившей название фемного устройства. Военная и гражданская власть были соединены в руках одного лица, и управление возложено на стратига, командующего корпусом армии, получившей теперь название фемы. При новой административной системе вся империя была разделена на семь крупных военных управлений, перечисленных в одном крупном императорском письме конца 7 в. Но эти обширные, богатые провинции, занятые большими военными силами, не были безопасны для внутреннего состояния империи, так как у командовавших ими стратигов возникали честолюбивые стремления, вызывавшие тревогу у центрального правительства. Исаврийские императоры сочли поэтому целесообразным раздробить эти обширные управления. Число фем в 9 в. еще возросло: в 899 г. в империи было 25 фем, а в середине 10 в. – 31. Но до конца существования Византийской империи фемное устройство и его принципы оставались основой управления. Не все фемы имели одинаковое значение. Азиатские фемы занимали первое место в административной иерархии, их правители лучше оплачивались и пользовались особенным почетом. Европейские фемы считались низшими по своему рангу. Только две из них, Фракийская, на территории которой находился Константинополь, и Македонская, относилась к той же категории, что и азиатские фемы, и их правители имели такое же значение. Остальные фемы Балканского полуострова имели меньший вес. Это легко понять, если вспомнить, что до конца 11 века Азия была мощной опорой империи, страной, которая доставляла ей лучших солдат и моряков.
Во главе фемы стоял стратиг, крупный военачальник, командовавший войсками, руководивший их операциями и облеченный сверх того всей полнотой власти над административным аппаратом, судом, финансами и т.д. Объединенная властью стратига фема разбивалась на подразделения, называвшиеся турмами, во главе с турмархами. Турма, в свою очередь содержала известное число подразделений, управлявшихся комитами или трибунами. В виде исключения правители накоторых провинций носили особый титул – комита в феме Опсикий, катапана в южной Италии, дука в Антиохи, проноэта в Болгарии. Но всюду оставался в силе один и тот же принцип объединение всей власти в руках крупного военачальника. Наконец, некоторые крепости, имевшие особое стратегическое назначение, составляли небольшие управления, называвшиеся клисурами и неоднократно преобразовывавшиеся в фемы. Они управлялись командиром с титулом клисурарха.
Стратиг был, таким образом, всевластным сановником, подлинным наместником императора в провинции. Он имел право непосредственно сноситься с императором, что еще больше укрепляло его авторитет. Свои функции он осуществлял через должностных лиц, из которых одни составляли его штаб, а другие под его руководством ведали непосредственно делами управления. Среди последних наиболее значительным был протонотарий фемы, в виде исключения – лицо гражданское. Он подчинялся стратигу, но имел также право и непосредственных сношений с императором. Протонотарий руководил в феме судом и особенно организацией финансов. Он управлял многочисленными чиновниками, собиравшими налоги, ведал всеми расходами в провинции, распределял жалованье служашим и солдатам, отпускал средства монастырям и благотворительным учреждениям, отсылал излишек доходов в Константинополь. Таким образом, он играл в феме роль своеобразного противовеса всесильному стратигу, и центральное правительство имело в его лице представителя интересов гражданской власти, наблюдавшего за стратигом.
Впрочем, центральное правительство очень внимательно наблюдало за лицами, стоявшими во главе управления. Император охотно посылал в фемы ревизоров, которым поручалось вести борьбу с злоупотреблением властей. Император охотно принимал донесения епископов о деятельности провинциальной администрации и жалобы, которые подданные империи имели право представлять в суд государя. Несмотря на свои неоспоримые достоинства, византийская администрация не была лишена недостатков. Продажа должностей, издавна практиковавшаяся в Византии, вызывала у чиновников стремление выколотить из населения все средства, затраченные ими на покупку должности. Коррупция, нарушение служебного долга были распространенным явлением среди чиновников. Сбор налогов часто проводили в обременительной для населения форме. Чиновники финансового ведомства стремились, прежде всего, выполнить все требования императора и удовлетворить все нужды казны. Это тормозило экономическое развитие империи. Несмотря на свои недостатки, эта администрация играла первостепенную роль в управлении Византийской империей. Политикой эллинизации она создала интеллектуальное и моральное единство, которого недоставало империи. С помощью церкви она постепенно распространяла православие, которое до некоторой степени восполняло отсутствие национального единства.
4. Система обложения и
В бюджете империи налоги были очень велики: содержание армии и непрерывные войны, разорительные издержки на дипломатию, блеск и расточительность царского двора, роскошь построек – все это стоило очень дорого. Налоги были весьма обременительны, к старым налогам часто прибавлялись новые. Казна часто испытывала сильные затруднения. К концу правления Юстиниана она была почти пуста, и в начале 7 века серьезной заботой Ираклия было оздоровление финансов.
Главным и основным налогом империи был поземельный. С течением времени выработалась весьма точные формы оценки земельного имущества. Был произведен полный точный кадастр империи с целью точного установления податных сил государства. Система обложения получила единую и общую для империи форму. На основании кадастра, в каждой провинции было исчислено количество единиц обложения. Наряду с этим главным прямым налогом существовала подушная подать, лежавшая на безземельном населении.
Поземельный налог платили все собственники земли независимо от своего положения и ранга. На основании императорского указа, сакелларий делал распоряжение о взыскании подати, а протонотарий передавал приказ городским общинам в отдельности. Представительство общины раскладывало общую сумму на наличных плательщиков по количеству и качеству их владений. Подать взыскивалась в три срока: 1 сентября, 1 января и 1 мая. Взыскиваемые суммы сдавались приемщикам, которые обязаны были выдать квитанции с точным обозначением даты и количества взысканной суммы денег или продукта, с указанием на число единиц обложения.
Подать взималась отчасти в виде денег, отчасти, смотря по местности, натурой: хлебом, вином, маслом. Сбор натурой производился особенными сборщиками под наблюдением местных сельских властей.
Поземельная собственность была обложена, помимо денежных и натуральных повинностей, еще одним налогом, а именно поставкой рекрутов. По расчету количества земли, отдельные собственники ставили по несколько рекрутов, или же, напротив, несколько мелких собственников ставили одного человека.
Промышленное население городов платило раз в четыре года особый налог, взыскивающийся со всех видов промысла. Купцы и ремесленники, занесенные в особые списки, выбирали из своей среды старшин, которые производили раскладку и взыскивали деньги.
В соответствии с поземельной податью существовала другая прямая подать – подушная, распространявшаяся на сельское население империи. Кроме указанных общих налогов, существовали особые, имевшие сословный характер.
Все поступления по прямым налогам на население сходились в казначейство, откуда деньги шли на содержание армии, жалование всем чиновникам как двора, так и всей империи и другие нужды государства.
В казну поступали также доходы от косвенных налогов – пошлины, от продаж; доходы с рудников и каменоломен, соляных копий; доходы с императорских фабрик; доходы от государственных угодий, как пахотных земель, сдаваемых в аренду или обрабатываемых колонами, так и обширных пространств, эксплуатируемых для разведения скота; доходы с императорских имений, стад и табунов; доходы с имений, принадлежавших лично императору; доходы со всех конфискованных имуществ и всех имуществ, оказывавшихся бесхозяйными.
5. Армия и военное управление
На всех своих границах империя имела опасных врагов. Защита территории была, поэтому одной из самых важных забот императоров. Самой насущной задачей было создать хорошую армию.
Национальный рекрутский набор, перешедший как наследие римской империи, всегда существовал и сохранял свое значение. В течение 7 века появилась новая система военной повинности – «система военных феодов». Эта система состоит в наделении землей при условии несения военной службы, чтобы обеспечить постоянный характер этой службы; надельным землям предоставлялись некоторые привилегии: земля становится неотчуждаемым наследственным владением, переходящим к одному из сыновей, если отец становится неспособным к военной службе.
Другая часть византийской армии состояла из наемников. Империя охотно вербовала солдат среди соседних народов, поставлявших ей или целые дружины во главе со своими племенными вождями, или большое количество варваров различного происхождения, являвшихся на службу в византийскую армию. Император был правителем, который хорошо платил. Императоры охотно предоставляли крупные командирские посты, высокие военные звания именно иноземцам, предпочитая их в интересах личной безопасности.
Армия состояла из двух частей: линейных войск, очень подвижных, предназначавшихся для больших походов и всегда готовых к переброске в ту или иную местность, и пограничных войск. Это была давняя система, сохранившаяся еще с времен римской империи.
Была своеобразной оборонительная система империи. Вдоль границ и наискось был устроен телеграф в виде цепи сторожевых башен на высотах, кончавшейся большим маяком у константинопольского дворца: посредством огней, зажигавшихся на верху башен, весть о замеченном движении врага в несколько часов добегала до столицы. Но держать 1 большую армию и передвигать ее с одной границы на другую было невозможно. Поэтому преемники Ираклия применили заведенное им на границах военное устройство по всей империи. Государство было разделено на темы, или военные наместничества. Вместо громоздких, медленно собираемых армий появились отряды из местного населения, обязанные защищать только свой родной край.
Без сомнения, у этой армии также существовали большие недостатки. Но, несмотря на это эта армия все-таки была замечательным орудием войны, позволившим византийским императорам не только защищать империю, но и даже расширить ее пределы и одерживать блестящие победы.
Заключение
Несмотря на наследие, которое передала Римская империя Византии, последняя все-таки изменялась в течение долгого времени, дополняя пробелы, оставленные еще со времен Рима. Византийская империя имела свой аппарат управления, создавая его под воздействием времени, изменения культурных традиций, все более обращаясь к Востоку, но базируясь на опыте Рима. Это государственное устройство не было совершенным, в нем были свои недостатки и свои преимущества. Однако не существовало в мире государств, где главы этих государств обладали большей бы властью, чем византийский император.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru