Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:15, контрольная работа
22 февраля 1711 г. Петром I взамен Боярской Думе был учрежден Правительствующий Сенат как высшее правительственное учреждение. Однако вся законодательная власть осталась в руках царя, в компетенцию Сената входило: свершение правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат стал высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра Гуманитарных основ государственной службы
по дисциплине: История государственного управления в России
Выполнила
Косоурова Анна Владимировна
Государственное и муниципальное управление
Группа № 11203
Проверил
Амелина Валентина Васильевна,
Доцент, к.и.н.
Новосибирск 2012г.
В чем заключались самые важные преобразования Петра I в сфере государственного управления?
По моему мнению, важнейшими «Реформами Петра» являлись реформы государственного аппарата управления, так как основания для них зрели на протяжении предшествующего столетия, а прежний государственный аппарат, содержавший в себе множество устаревших черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами.
22 февраля 1711 г. Петром
I взамен Боярской Думе был
учрежден Правительствующий
Указами от 2 и 5 марта 1711 г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах», но возник особый институт фискалов в 1714 г. Фискалы должны были бороться со злоупотреблениями чиновников, одновременно с этим они были и доверенными лицами царя. Однако далеко не всегда они оправдывали доверие Петра, формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества, так например, генерал-обер-фискал Нестеров, призванный пресекать подобные дела в государстве, был казнен за взяточничество.
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...». А указом от 18 января 1722 г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.
В 1718 г. были введены коллегии, всего 11 коллегий: коллегия «чужестранных дел»; коллегия военных дел; адмиралтейств-коллегия; камер-коллегия; штатс - коллегия; ревизион - коллегия; берг-коллегия; мануфактур-коллегия; коммерц-коллегия. Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. В результате чего были образованны центральные учреждения отраслевого типа, пришедшие на смену беспорядочному приказному управлению.
Судебная реформа, проведенная в 1719 г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача данной реформы являлось отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела, он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Централизация и бюрократизация, развитие сословного правосудия и служба интересам дворянства – вот новые характеристики судебной системе, сложившиеся во времена правления Петра.
Создание в 1721 г. Духовной
коллегии, позднее преобразованной
в Святейший Правительствующий
Синод, явилось началом
В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было названо «регулярным государством». Россия преобразовалась в абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем, сопровождавшиеся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним ярких проявлений этого факта стало принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что безусловно отразилось на общественном сознании и культуре.
Таким образом, Петром I была создана единая для всей
страны, централизованная административно-
Что такое просвещенный абсолютизм?
Просвещенный
абсолютизм — это эпоха «просвещенных мона
Считается, что наиболее яркими приверженцами просвещенного абсолютизма являлись правители Дании, Пруссии и России, то есть европейских государств с монархической формой правления и слабым развитием капиталистических отношений в экономике.
Просвещённый абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы все-таки способствовали развитию капиталистического уклада. Преобразования, проведенные в период просвещенного абсолютизма в вышеуказанных странах, были примерно одинаковы: поощрение торговли, развитие образования, попытка оптимизации финансов и государственного управления и попытки модернизировать аграрные отношения. Так своими реформами «сверху», преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков, покровительством свободной торговле, науке, искусству, ставшим признаком хорошего тона, они пытались укрепить свою власть, но в то же время доказать, что их дела направлены на осуществление планов «просветителей».
Однако просвещенный абсолютизм оставался абсолютизмом, так как он исключал участие подданных в управлении государством. В некотором отношении так называемые «просвещенные монархи» обладали еще более ярко выраженной неограниченной властью и с еще большим упорством боролись с традициями и обычаями населения.
Фактически проводимая политика просвещенного абсолютизма была основана на демагогии и видимости защиты интересов народа, стремления к «общему благу», борьбы с пороками, на «союзе государей с философами». Даже такие прогрессивные черты просвещенного абсолютизма, как борьба с сепаратизмом феодальной знати, ликвидация остатков феодальной раздробленности, развитие капиталистического уклада, подчинение церкви государству и введение единых законов, которые возможно могли ослабить остроту социальных противоречий, реальных положительных решений в особенно остро стоящих вопросах не дали.
Таким образом, внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.
В итоге хочется сказать, что, по моему мнению, просвещенный абсолютизм – это когда абсолютный монарх думает о своем народе и о развитии своей страны, по возможности избегая насилия в управлении, и не словом, а делом доказывает приверженность идеям Просвещения.