Все эти законы преследовали
конкретные экономически цели:
а) восстановить расстроенную финансово-банковскую
систему;
б) поддержать потрясенную кризисом промышленность
при помощи крупных займов и субсидий;
в) стимулировать частные капиталовложения;
г) поднять низкие цены путем поощрения
инфляционных тенденций;
д) преодолеть перепроизводство сельскохозяйственных
продуктов путем сокращения посевных
площадей и уничтожения излишков зерна;
е) защитить фермеров и домовладельцев
от потери имущества в результате просрочки
платежей по закладным;
ж) ликвидировать безработицу и повысить
покупательскую способность населения
путем организации общественных работ;
з) обеспечить минимальную помощь голодающим
безработным.
Теоретической базой «нового
курса» явилось экономическое
учение кейнсианства. Отражая глубокие
изменения в экономике капитализма
в эпоху господства монополий,
Джон М. Кейнс и его последователи утверждали,
что для обеспечения нормального хода
производства необходимо активное государственное
регулирование экономики. Сам Рузвельт
просил конгресс дать ему более широкие
полномочия для борьбы с бедствием, охватившим
страну, как если бы это было в военное
время.
Первоочередной проблемой, которой
вынужден был заняться новый
кабинет, был банковский кризис.
5 марта декретом президента было
объявлено о четырехдневном принудительном
закрытии всех банков. Одновременно правительство
наложило запрет на вывоз золота, серебра
и бумажных денег из страны. 9 марта, в первый
же день работы специальной сессии конгресса,
был поставлен проект закона о банках.
В тот же день билль был принят и подписан
президентом. По условиям этого закона
разрешение на открытие и получение правительственных
займов давалось только «здоровым», т.е.
наиболее крупным банкам. ОперацииРеконструктивной финансовой
корпорации, начатые Гувером, были
значительно расширены. За первые два
года «нового курса» сумма займов РФК
превысила 6 млрд. долл. Результатом этой
политики была дальнейшая концентрация
банковской системы. К середине 30-х гг.
из 25 тыс. банков, функционировавших в
США в 1929 г., осталось только 15 тыс.
Другие мероприятия правительства
в финансовой сфере (расширение
полномочий ФРС, отмена золотого
стандарта, девальвация доллара) способствовали
увеличению финансовых ресурсов
государства и усилению его
регулирующих функций. Одновременно
были приняты меры к успокоению
мелких акционеров и вкладчиков:
ограничены масштабы биржевой
спекуляции и создана корпорация
по страхованию банковских вкладов.
Крупные преобразования были
проведены и в других сферах
экономики. Важнейшей частью «нового
курса» стал закон о восстановлении
промышленности, или NIRA, вступивший
в силу 16 июня 1933 г. Он вводил систему
государственного регулирования
промышленности. Ассоциациям предпринимателей
было предписано выработать так
называемые «кодексы честной
конкуренции». После утверждения
их президентом они приобретали
силу закона. В кодексах определялись
условия и объем производства,
а также минимальный уровень
цен. На основании НИРА администрация
Рузвельта санкционировала 750 кодексов
во всех отраслях промышленности.
Это укрепило положение монополий.
Результатом этого было вытеснение
более слабых компаний и принудительное
картелирование промышленности. Закон
предусматривал также либеральные
реформы в области трудовых отношений.
В разделе 7а НИРА провозглашалось право
рабочих на коллективный договор и организацию
профсоюзов.
Вторая часть закона предусматривала
и меры помощи безработным. Конгресс
создал Администрацию общественных
работ во главе с министром
внутренних дел Икесом. В ее распоряжение
было ассигновано 3,3 млрд. долл. Кроме мер,
предписанных НИРА, использовались и другие
средства борьбы с безработицей. Весной
1933 г. началось создание трудовых лагерей
для безработной молодежи. Тогда же администрация
чрезвычайной помощи во главе с Гопкинсом
приступила к выдаче дотаций штатам для
помощи безработным. Наконец, основанная
в 1933 г. администрация гражданских работ
предоставляла безработным временное
занятие на зимние месяцы. Масштабы организованных
правительством общественных работ были
значительными: на них было занято 2,5 –
3 млн. человек.
Важной частью «нового курса»
Рузвельта стал и закон о
помощи фермерам, или ААА, принятый
12 мая 1933 г., т.к. на 13 мая была назначена
всеобщая акция протеста фермеров.
В первой части закона излагались
меры по сокращению посевных
площадей и поголовья скота
в интересах восстановления цен.
Во второй – предусматривались
чрезвычайные меры по рефинансированию
государством фермерской задолженности,
и в третьей объявлялось о
том, что доллар больше не привязан
к золоту. Президент встал таким
образом на путь инфляции. Проведением
ААА занялось министерство сельского
хозяйства. Фермерам давались огромные
кредиты, продлевались закладные, почти
прекратились продажа с аукциона.
После страшной засухи весной
1934 г. положение в сельском хозяйстве
улучшилось. Задолженность фермеров
была рефинансирована более чем
на 1 млрд. долл. Товарное фермерское
хозяйство встало на ноги. Рузвельта
превозносили спасителем. Но 600 тыс.
фермеров, или 10% всех фермеров, потеряли
свои фермы за время действия
ААА, т.е. примерно за 3 года.
Активное государственное регулирование
начального этапа «нового курса»
способствовало некоторому ослаблению
кризисных явлений. Однако депрессия,
наступившая весной 1933 г., оказалась
необычайно длительной. Объем промышленного
производства составили 1935 г. только
79% от уровня 1929 г., армия безработных
насчитывала около 11 млн. Только
в 1936 г. началось некоторое промышленное
оживление. Однако уже в 1937 г. разразился
новый экономический кризис, и производство,
едва достигнув уровня 1929 г., вновь покатилось
вниз.
В 1935 г. в политике «нового
курса» обозначился сдвиг влево,
что явилось началом второго
этапа. На втором этапе большую
роль играло социальное и трудовое
законодательство. В 1935 г. был принят
закон Вагнера, явившийся ответом
на отмену НИРА. Он закрепил
за рабочими право на вступление
в профсоюз, на заключение коллективного
договора между выборными представителями
рабочих и предпринимателем, на
проведение стачек и пикетирования.
14 августа 1935 г. вступил в силу закон о
социальном страховании. Он вводил систему
пенсий по старости и пособий по безработице.
Страхование по безработице строилось
на федерально-штатной основе.
На втором этапе произошло
и значительное увеличение масштабов
общественных работ. Была создана
Администрация по реализации
общественных работ во главе
с Гопкинсом. Также была создана Администрация
долины реки Теннесси, которая приступила
к гидроэнергетическому строительству
в одном из самых отсталых районов Юга
и тем самым в известной мере способствовал
социальному прогрессу живущего там населения.
Но несмотря на все усилия ФДР, «новый
курс» не принес коренных улучшений. В
стране насчитывалось около 10 млн. безработных.
«Заправка насоса» создала для них искусственную
занятость. За это пришлось расплачиваться
чудовищным ростом государственного долга,
достигшим 34,7 млрд. долл. в 1938 г. против
18,7 в 1932 г. В 1939 г. США занимали 17-е место
среди основных капиталистических стран
по восстановлению уровня производства
1929 г. А ведь только в США проводилась политика
«нового курса».
Каковы же были итоги «нового курса»
в США?
Осуществляя экономические реформы,
ньюдиллеры руководствовались прежде
всего прагматическими соображениями.
Однако в их действиях вырисовывалась
определенная объективно-историческая
закономерность: они подталкивали и форсировали
государственно-монополистические тенденции
в развитии американского капитализма.
Степень эффективности финансово-экономических
мер «нового курса» как средства
выведения экономики из кризиса
и как барьера против спадов
была далекой от того, на что
рассчитывали их инициаторы. Неожиданное
для ньюдиллеров наступление нового
экономического кризиса в 1937 г. – лучшее
тому доказательство.
Итогов периода 1933 – 1937 гг. было
несколько. Во-первых, реформы оказались
орудием усиления государственно-монополистического
характера американского капитализма.
Расходы федерального правительства
в 1932 – 1940 гг. выросли с 4266 млн. до 10 061
млн. Государственные расходы –
один из важнейших институтов
государственно-монополистического
капитализма. Их резкое и устойчивое
возрастание за относительно
короткий срок и есть одно
из доказательств перерастания
американского монополистического
капитализма в государственно-монополистический.
Во-вторых, социальные реформы
«нового курса», давшие объективный
результат долгосрочного действия,
и формирование обособившейся
функции социальной деятельности
государства. Если «новый курс»
рассматривать как единство двух
линий: с одной стороны государственно-монополистического
регулирования, а с другой, – проведение
социальных реформ, то можно считать,
что в 1939 г. эта страница закрывается.
В социальном реформаторстве
«новый курс» после победы
ньюдиллеров на выборах 1936 г. продвинулся
незначительно. В их актив можно записать
лишь принятие закона о регулировании
условий труда в 1938 г. и расширение ассигнований
на помощь безработным.
В-третьих, изменение в годы
реформ идейно-политических устоев
двух основных партий. Демократическая
партия стала прибежищем неолиберализма,
а республиканцы начали переориентироваться
в неоконсервативном направлении.
Позиции ньюдиллеров были основательно
подорваны кризисом 1937 – 1938 гг. новый кризис
подорвал веру в эффективность реформ.
Ньюдиллеры все более теряли инициативу.
В кулуарах власти многие стали понимать,
что на путях внутренней политики невозможно
было вывести страну из кризиса, а продолжение
его, вопреки всем усилиям Рузвельта, ставило
под сомнение жизненность капиталистической
системы. Многие промышленные магнаты
начинали внутренним чутьем понимать,
что Рузвельт ведет дело к войне. Не зря
же он использовал все общественные работы
для строительства аэродромов, линкоров
и др. Военных кораблей и т.д. Американские
монополии оказывали финансовую поддержку
германской индустрии. Могла ли война
объективно спасти экономику США ?!..
Итак, закончилась полоса социальных
реформ, но государственное регулирование
экономики продолжалось и после
1938 г. Государственно монополистическая
сущность «нового курса» оказалась
явлением необратимым. Важнейшим
итогом «нового курса» было
также и то, что он ознаменовал
серьезный сдвиг в социальном
развитии страны.
Глава
2. Особенности выхода из кризиса в странах
Европы.
В наибольшей степени кризис поразил
экономику США и Германии, самых развитых
капиталистических стран мира, господство
мощных монополий в хозяйственной жизни
которых было безраздельным. Несколько
меньшей была глубина экономического
кризиса во Франции, но зато кризис затянулся
там до 1935 г. примерно таким же было падение
промышленного производства и в Италии
(почти на 1/3), несмотря на предпринятые
фашистским режимом энергичные противокризисные
меры. В Англии, промышленность которой
лишь накануне кризиса достигла уровня
1913 г., падение производства было сравнительно
небольшим. Сравнительно менее глубоким
был кризис и в Скандинавских странах.
Но мне бы хотелось рассмотреть
две концепции выхода из кризиса,
которые имели место в Германии
и во Франции.
2.1.
Германия:
В Германии концепция выхода
из кризиса была связана с
усилением фашистской партии
в политической жизни страны
и ее приходом к власти. На
выборах 1932 г. нацисты получили много
голосов в рейхстаг, а 30 января 1933
г. тогдашний президент Гинденбург
назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером
Веймарской республики. Программа
правительства Гитлера сводилась
к следующему: 1) подавление революционного
движения; 2) регулирование экономики
в интересах крупного капитала;
3) ревизия Версальского мира.
Стержнем экономической стратегии
фашизма была милитаризация капиталистического
хозяйства. Активное использование прямых
и косвенных рычагов государственного
регулирования, применение экономического
принуждения, рост государственного сектора
в военном производстве, колоссальное
увеличение военных расходов, усиление
налогового гнета, курс на автаркию, появление
элементов плановой организации производства,
безудержный рост и усложнение чиновничьего
аппарата управления экономикой – все
эти изменения явились производными от
главной – милитаристской – функции фашизма
в экономике. Уже в мирное время капиталистическое
хозяйство фашистских держав в 30-е гг.
быстро перестраивалось на военный лад
и приобретало черты военного государственно-монополистического
капитализма. Особенно отчетливо эти черты
проявились в Германии.
Основы всеобъемлющей системы
государственно-монополистического
регулирования создавались в 1933
– 1935 гг. Перестройка социально-экономической
структуры шла в направлении
централизации экономической мощи
в руках фашистского государства
и верхушки монополистического
капитала. Закон о принудительных
картелях, принятый в июле 1933 г., определил
главное направление деятельности:
повышение уровня капиталистического
обобществления средств производства.
Процесс реорганизации экономики начался
не случайно в слабо монополизированных
отраслях производства: сельском хозяйстве,
розничной торговле, ремесле.