Великая депрессия в капиталистическом мире: пути выхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:25, реферат

Описание работы

Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в США началась беспрецедентная биржевая паника. В тот день на нью-йоркской бирже было продано 12,8 млн. акций, т.е. в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней, 29 октября, был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешли 16,4 млн. акций. Курс ценных бумаг на нью-йорской бирже стремительно покатился вниз.

Файлы: 1 файл

великая депрессия.docx

— 66.92 Кб (Скачать файл)

 

    Все эти законы преследовали  конкретные экономически цели:

а) восстановить расстроенную финансово-банковскую систему;

б) поддержать потрясенную кризисом промышленность при помощи крупных займов и субсидий;

в) стимулировать частные капиталовложения;

г) поднять низкие цены путем поощрения инфляционных тенденций;

д) преодолеть перепроизводство сельскохозяйственных продуктов путем сокращения посевных площадей и уничтожения излишков зерна;

е) защитить фермеров и домовладельцев от потери имущества в результате просрочки платежей по закладным;

ж) ликвидировать безработицу и повысить покупательскую способность населения путем организации общественных работ;

з) обеспечить минимальную помощь голодающим безработным.

 

    Теоретической базой «нового  курса» явилось экономическое  учение кейнсианства. Отражая глубокие  изменения в экономике капитализма  в эпоху господства монополий, Джон М. Кейнс и его последователи утверждали, что для обеспечения нормального хода производства необходимо активное государственное регулирование экономики. Сам Рузвельт просил конгресс дать ему более широкие полномочия для борьбы с бедствием, охватившим страну, как если бы это было в военное время.

 

    Первоочередной проблемой, которой  вынужден был заняться новый  кабинет, был банковский кризис. 5 марта декретом президента было  объявлено о четырехдневном принудительном  закрытии всех банков. Одновременно правительство наложило запрет на вывоз золота, серебра и бумажных денег из страны. 9 марта, в первый же день работы специальной сессии конгресса, был поставлен проект закона о банках. В тот же день билль был принят и подписан президентом. По условиям этого закона разрешение на открытие и получение  правительственных займов давалось только «здоровым», т.е. наиболее крупным банкам. ОперацииРеконструктивной финансовой корпорации, начатые Гувером, были значительно расширены. За первые два года «нового курса» сумма займов РФК превысила 6 млрд. долл. Результатом этой политики была дальнейшая концентрация банковской системы. К середине 30-х гг. из 25 тыс. банков,  функционировавших в США в 1929 г., осталось только 15 тыс.

 

    Другие мероприятия правительства  в финансовой сфере (расширение  полномочий ФРС, отмена золотого  стандарта, девальвация доллара) способствовали  увеличению финансовых ресурсов  государства и усилению его  регулирующих функций. Одновременно  были приняты меры к успокоению  мелких акционеров и вкладчиков: ограничены масштабы биржевой  спекуляции и создана корпорация  по страхованию банковских вкладов.

 

    Крупные преобразования были  проведены и в других сферах  экономики. Важнейшей частью «нового  курса» стал закон о восстановлении  промышленности, или NIRA, вступивший  в силу 16 июня 1933 г. Он вводил систему  государственного регулирования  промышленности. Ассоциациям предпринимателей  было предписано выработать так  называемые «кодексы честной  конкуренции». После утверждения  их президентом они приобретали  силу закона. В кодексах определялись  условия и объем производства, а также минимальный уровень  цен. На основании НИРА администрация  Рузвельта санкционировала 750 кодексов  во всех отраслях промышленности. Это укрепило положение монополий. Результатом этого было вытеснение  более слабых компаний и принудительное  картелирование промышленности. Закон  предусматривал также либеральные  реформы в области трудовых отношений. В разделе 7а НИРА провозглашалось право рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов.

 

    Вторая часть закона предусматривала  и меры помощи безработным. Конгресс  создал Администрацию общественных  работ во главе с министром  внутренних дел Икесом. В ее распоряжение было ассигновано 3,3 млрд. долл. Кроме мер, предписанных НИРА, использовались и другие средства борьбы с безработицей. Весной 1933 г. началось создание трудовых лагерей для безработной молодежи. Тогда же администрация чрезвычайной помощи во главе с Гопкинсом приступила к выдаче дотаций штатам для помощи безработным. Наконец, основанная в 1933 г. администрация гражданских работ предоставляла безработным временное занятие на зимние месяцы. Масштабы организованных правительством общественных работ были значительными: на них было занято 2,5 – 3 млн. человек.

 

    Важной частью «нового курса»  Рузвельта стал и закон о  помощи фермерам, или ААА, принятый 12 мая 1933 г., т.к. на 13 мая была назначена  всеобщая акция протеста фермеров. В первой части закона излагались  меры по сокращению посевных  площадей и поголовья скота  в интересах восстановления цен. Во второй – предусматривались  чрезвычайные меры по рефинансированию  государством фермерской задолженности, и в третьей объявлялось о  том, что доллар больше не привязан  к золоту. Президент встал таким образом на путь инфляции. Проведением ААА занялось министерство сельского хозяйства. Фермерам давались огромные кредиты, продлевались закладные, почти прекратились продажа с аукциона.

 

    После страшной засухи весной 1934 г. положение в сельском хозяйстве  улучшилось. Задолженность фермеров  была рефинансирована более чем  на 1 млрд. долл. Товарное фермерское  хозяйство встало на ноги. Рузвельта  превозносили спасителем. Но 600 тыс. фермеров, или 10% всех фермеров, потеряли  свои фермы за время действия  ААА, т.е. примерно за 3 года.

 

    Активное государственное регулирование  начального этапа «нового курса»  способствовало некоторому ослаблению  кризисных явлений. Однако депрессия, наступившая весной 1933 г., оказалась  необычайно длительной. Объем промышленного  производства составили 1935 г. только 79% от уровня 1929 г., армия безработных  насчитывала около 11 млн. Только  в 1936 г. началось некоторое промышленное  оживление. Однако уже в 1937 г. разразился новый экономический кризис, и производство, едва достигнув уровня 1929 г., вновь покатилось вниз.

 

    В 1935 г. в политике «нового  курса» обозначился сдвиг влево, что явилось началом второго  этапа. На втором этапе большую  роль играло социальное и трудовое  законодательство. В 1935 г. был принят  закон Вагнера, явившийся ответом  на отмену НИРА. Он закрепил  за рабочими право на вступление  в профсоюз, на заключение коллективного  договора между выборными представителями  рабочих и предпринимателем, на  проведение стачек и пикетирования.  14 августа 1935 г. вступил в силу закон о социальном страховании. Он вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.

 

    На втором этапе произошло  и значительное увеличение масштабов  общественных работ. Была создана  Администрация по реализации  общественных работ во главе  с Гопкинсом. Также была создана Администрация долины реки Теннесси, которая приступила к гидроэнергетическому строительству в одном из самых отсталых районов Юга и тем самым в известной мере способствовал социальному прогрессу живущего там населения.

 

    Но несмотря на все усилия ФДР, «новый курс» не принес коренных улучшений. В стране насчитывалось около 10 млн. безработных. «Заправка насоса» создала для них искусственную занятость. За это пришлось расплачиваться чудовищным ростом государственного долга, достигшим 34,7 млрд. долл. в 1938 г. против 18,7 в 1932 г. В 1939 г. США занимали 17-е место среди основных капиталистических стран по восстановлению уровня производства 1929 г. А ведь только в США проводилась политика «нового курса».

 

 Каковы же были итоги «нового курса» в США?

 

    Осуществляя экономические реформы, ньюдиллеры руководствовались прежде всего прагматическими соображениями. Однако в их действиях вырисовывалась определенная объективно-историческая закономерность: они подталкивали и форсировали государственно-монополистические тенденции в развитии американского капитализма.

 

    Степень эффективности финансово-экономических  мер «нового курса» как средства  выведения экономики из кризиса  и как барьера против спадов  была далекой от того, на что  рассчитывали их инициаторы. Неожиданное  для ньюдиллеров наступление нового экономического кризиса в 1937 г. – лучшее тому доказательство.

 

    Итогов периода 1933 – 1937 гг. было  несколько. Во-первых, реформы оказались  орудием усиления государственно-монополистического  характера американского капитализма. Расходы федерального правительства  в 1932 – 1940 гг. выросли с 4266 млн. до 10 061 млн. Государственные расходы –  один из важнейших институтов  государственно-монополистического  капитализма. Их резкое и устойчивое  возрастание за относительно  короткий срок и есть одно  из доказательств перерастания  американского монополистического  капитализма в государственно-монополистический.

 

    Во-вторых, социальные реформы  «нового курса», давшие объективный  результат долгосрочного действия, и формирование обособившейся  функции социальной деятельности  государства. Если «новый курс»  рассматривать как единство двух  линий: с одной стороны государственно-монополистического  регулирования, а с другой, – проведение  социальных реформ, то можно считать, что в 1939 г. эта страница закрывается. В социальном реформаторстве  «новый курс» после победы  ньюдиллеров на выборах 1936 г. продвинулся незначительно. В их актив можно записать лишь принятие закона о регулировании условий труда в 1938 г. и расширение ассигнований на помощь безработным.

 

    В-третьих, изменение в годы  реформ идейно-политических устоев  двух основных партий. Демократическая  партия стала прибежищем неолиберализма, а республиканцы начали переориентироваться  в неоконсервативном направлении.

 

    Позиции ньюдиллеров были основательно подорваны кризисом 1937 – 1938 гг. новый кризис подорвал веру в эффективность реформ. Ньюдиллеры все более теряли инициативу. В кулуарах власти многие стали понимать, что на путях внутренней политики невозможно было вывести страну из кризиса, а продолжение его, вопреки всем усилиям Рузвельта, ставило под сомнение жизненность капиталистической системы. Многие промышленные магнаты начинали внутренним чутьем понимать, что Рузвельт ведет дело к войне. Не зря же он использовал все общественные работы для строительства аэродромов, линкоров и др. Военных кораблей и т.д. Американские монополии оказывали финансовую поддержку германской индустрии. Могла ли война объективно спасти экономику США ?!..

 

    Итак, закончилась полоса социальных  реформ, но государственное регулирование  экономики продолжалось и после 1938 г. Государственно монополистическая  сущность «нового курса» оказалась  явлением необратимым. Важнейшим  итогом «нового курса» было  также и то, что он ознаменовал  серьезный сдвиг в социальном  развитии страны.

Глава 2. Особенности выхода из кризиса в странах Европы.

 

 

 

    В наибольшей степени кризис поразил экономику США и Германии, самых развитых капиталистических стран мира, господство мощных монополий в хозяйственной жизни которых было безраздельным. Несколько меньшей была глубина экономического кризиса во Франции, но зато кризис затянулся там до 1935 г. примерно таким же было падение промышленного производства и в Италии (почти на 1/3), несмотря на предпринятые фашистским режимом энергичные противокризисные меры. В Англии, промышленность которой лишь накануне кризиса достигла уровня 1913 г., падение производства было сравнительно небольшим. Сравнительно менее глубоким был кризис и в Скандинавских странах.

 

    Но мне бы хотелось рассмотреть  две концепции выхода из кризиса, которые имели место в Германии  и во Франции.

2.1. Германия:

 

    В Германии концепция выхода  из кризиса была связана с  усилением фашистской партии  в политической жизни страны  и ее приходом к власти. На  выборах 1932 г. нацисты получили много  голосов в рейхстаг, а 30 января 1933 г. тогдашний президент Гинденбург  назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером  Веймарской республики. Программа  правительства Гитлера сводилась  к следующему: 1) подавление революционного  движения; 2) регулирование экономики  в интересах крупного капитала; 3) ревизия Версальского мира.

 

    Стержнем экономической стратегии  фашизма была милитаризация капиталистического  хозяйства. Активное использование прямых и косвенных рычагов государственного регулирования, применение экономического принуждения, рост государственного сектора в военном производстве, колоссальное увеличение военных расходов, усиление налогового гнета, курс на автаркию, появление элементов плановой организации производства, безудержный рост и усложнение чиновничьего аппарата управления экономикой – все эти изменения явились производными от главной – милитаристской – функции фашизма в экономике. Уже в мирное время капиталистическое хозяйство фашистских держав в 30-е гг. быстро перестраивалось на военный лад и приобретало черты военного государственно-монополистического капитализма. Особенно отчетливо эти черты проявились в Германии.

 

    Основы всеобъемлющей системы  государственно-монополистического  регулирования создавались в 1933 – 1935 гг. Перестройка социально-экономической  структуры шла в направлении  централизации экономической мощи  в руках фашистского государства  и верхушки монополистического  капитала. Закон о принудительных  картелях, принятый в июле 1933 г., определил  главное направление деятельности: повышение уровня капиталистического  обобществления средств производства. Процесс реорганизации экономики начался не случайно в слабо монополизированных отраслях производства: сельском хозяйстве, розничной торговле, ремесле.

Информация о работе Великая депрессия в капиталистическом мире: пути выхода