Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали советских людей, не щадя женщин, детей, стариков. Нечеловеческая жестокость, которую захватчики проявляли по отношению к населению многих оккупированных стран, была превзойдена на советской территории. В результате фашистского нашествия Советская страна потеряла более 25 млн. человек убитыми, около 30% национального богатства.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1-4
1. Начало Великой Отечественной войны………………………………..
Нападение Германии на СССР………………………………………….
4-6
7-14
2. Цели агрессора в данной войне и план “Барбаросса”…………………
Характер войны………………………………………………………….
Причины поражения летом и осенью 1941 года………………………
14-21
22
22-24
3. Перестройка страны на военный лад…………………………………...
24-26
Итоги войны……………………………………………………………..
26
Список литературы

Файлы: 1 файл

История. Вторая Мировая война..doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

   Захватом  Чехословакии  и  центральных  районов  Китая, государства  оси  показали, что  они  готовы  осуществить  свою  угрозу  насчет  порабощения  всех  свободолюбивых  народов. Ввиду  этого, вторая  мировая  война  против  государств  оси  в  отличии  от  первой  мировой  войны, приняла  с  самого  начала  характер  войны  антифашистской, освободительной, одной  из  задач, которой, явилась  также  восстановление  демократических  свобод.

   Вступление  Советского  Союза  в  войну  против  фашистской – Германии  и  ее  союзников  могло  лишь  усилить, - и  действительно  усилило, - антифашистский  и  освободительный  характер  второй  мировой  войны. На  этой  почве  и  сложилась  антифашистская  коалиция  Советского  Союза, США, Великобритании  и  других  свободолюбивых  государств, сыгравших  потом  решающую  роль  в  разгроме  фашистской  армии. Война  не  была  и  не  могла  быть  случайностью  в  жизни  народов, она  превратилась  в  войну  народов  за  их  существование  и  именно  поэтому  она  не  могла  быть  скоротечной, молниеносной. Так  обстоит  дело  о  происхождении  и  характере  второй  мировой  войны.

 

           Причины  поражений  летом и осенью 1941 г.

 

  Красная  Армия  не  была  приведена  накануне  войны  в  полную  боевую  готовность. Войска  не  заняли  своевременно  оборонительных  рубежей  вдоль  Западной  границы  СССР. В  организации  обороны  границы  были  допущены  серьезные  недостатки. Основная  вина  за  все  ошибки  и  просчеты, допущенные  в  предвоенный  период, возлагается  на  Сталина  и  в  значительно  меньшей  мере  на  военных.

   В  своем  первом  обращении  к  советскому  народу  3 июля 1941 года  Сталин  объяснил  все  случившееся  «неожиданностью»  нападения, полной  готовностью  немецких  войск  к  нападению, опытом  войны, который  они  приобрели  в  западных  кампаниях. Также  причиной  катастрофы  являлось  то, что  войска  Красной  Армии  перед  самой  войной  находились  в  лагерях, на  полигонах, в  стадии  реорганизации, пополнениях, передислокации  и  передвижения. Однако  при  более  глубоком  рассмотрении  причины  поражения  летом – осенью  1941 года  выясняется, что  дело  заключается  не  только  в  просчетах  и  в  сроках  нападения  Германии  на  СССР.

   Одной  из  основных  причин  поражения  было  приграничное  сражение  лета 1941 года. Ее  итогом  был  разгром  Красной  Армии  в  Западных  округах, наши  потери  в  живой  силе  и  технике, потеря  значительной  части  территории  страны, что  обусловило  бедствие  народа, большой  экономический  ущерб, затяжной  характер  войны. Неготовность  войск  к  отражению  первого  удара  врага  ввиду  упорного ( упрямого ) нежелания  Сталина  анализировать  данные  разведки ( часть  данных  приводиться ), его  маниакального, необъяснимого  в  свете  данных  разведки, требования  не  поддаваться  провокациям, не  давать  Гитлеру  повода  объявить  СССР  агрессором.

   По  мнению командующих  Г. К. Жукова  и  ряда  других  маршалов  для  выигрыша  приграничного  сражения  требовалось  создать  группировки  сил, держать  их  в  нужных  районах  боеспособными  и  боеготовыми  и  способными  реализовать  наступление. Дальнейшее  прогнозирование  событий  ими  не  осуществлялось.

   Анализ  дипломатических  и  других  усилий  советского  руководства  того  периода  позволяет  выявить  главнейшие  условия, достижение  которых  считалось  необходимым  для  отражения  агрессии  врага: а) исключение  войны  на  два  фронта – против  Германии  и  Японии; б) исключение  крестового  похода  стран  Запада  против  СССР; наличие  союзников  в  борьбе  против  Гитлера, в  пределе – формирования  антигитлеровской  коалиции; в) удаление  государственной  границы  от  жизненно  важных  объектов  страны, в  первую  очередь  от  Ленинграда; г) укрепление  боеспособности  Красной  Армии, оснащения  ее  современным  оружием; д) создание  такой  структуры  армии  и  флота, такого  исходного  построения  их  группировок, чтобы  отразить  первый  удар  врага ( но  с  учетом  условий “a” и  “в” ), а  затем  перенести  на  территорию  врага  боевые  действия  для  окончательного  срыва  агрессии.

   Среди  важнейших  причин  поражения  Красной  Армии  летом 1941 года  является  «причина  массовой  паники  в  войсках» в  начале  Отечественной  войны. Это  бегства  с  позиций, а  в  безвыходных  ситуациях – сдача  в  плен  или  самоубийство. Осознование  факта, что  вся  военная  пропаганда, трубившая  о  мощи  Красной  Армии  и  нашей  готовности  к  войне, о  том, что  в  случае  войны  мы  будем  воевать  «малой  кровью  на  чужой  территории», оказалось  ложью. Советский  солдат  на  своей  шкуре  почувствовал, что  он  не  «атом»  великой  армии, имеющий  осмысленную  тактику  и  стратегию, он  пушечное  мясо  в  руках  бездарных  и  растерянных  военноначальников. И  тогда  народное  сознание  из  всех  причин  военных  неудач  выделило  одну – измена, в  самих  «верхах», в  руководстве  страной  и  армией. Каждое  новое  поражение  возрождало  это  паническое  настроение, с  которым  не  могли  справиться  ни  политорганы, ни  загранотряды.

   Положение  усугублялось  тем, что  и  командиры  разгромленных  частей  и  соединений  Красной  Армии, попавшие  в  окружение  и  пробившиеся  к  своим, находились  под  влиянием  тех  же  настроений  об  измене  и  ничего  не  могли  объяснить  бойцам. Так  в  авторской  рукописи  мемуаров  маршала  К. К. Рокоссовского, полностью  изданной  только  в  последние  годы, немало  страниц  посвящено  описанию  «шока», который  испытали  наши  войска  летом  1941 года  и  из  которого  не  могли  выйти  «длительное  время». В  ноябре  1941 года  командир  разгромленной  советской  дивизии, Котляров, прежде  чем  застрелиться, оставил  записку, в  которой  были  такие  слова: «Общая  дезорганизация  и  потеря  управления. Виновны  высшие  штабы. Отходите  за  противотанковое  препятствие. Спасайте  Москву. Впереди  без  перспектив». О  сходных  настроениях  повествуют  документы, посвященные  Московской  битве, множество  других  документальных  свидетельств  о  событиях  1941 года.

   Следовательно, главный  вывод, действительные  причины, которые  заставили  события  1941 года  развиваться  столь  непостижимыми  и  малопонятным  образом, заключается  не  в  личных  просчетах  Сталина,  о  которых  повествуют  многие  военноначальники  в  своих  мемуарах, а  в  иных  обстоятельствах. Историки, политики, дипломаты  и  военные, создавшие  в  своих  работах  образ  Сталина – хитрого, расчетливого, коварного  интригана  ( что  соответствует  в  исторической  литературе  образу  «выдающегося  политика»), противоречат  сами  себе, приписывая  его  личной  инициативе  все  те  приказы, которые  привели  к  развалу  армии  на  кануне  войны. Достигнув  высшей  власти  Сталин  не  стал  бы  добровольно  совершать  поступки, не  подающиеся  логическому  объяснению, - сама  постановка  вопроса  в  данном  ключе  является  антинаучной.

 

 

 

         3. Перестройка страны на военный лад.

 

   И без  того  огромные  расходы  на  вооружение  стали  расти  в  СССР  еще  быстрее: на  военные  нужды  в  1939 году  было  истрачено  26%  госбюджета, в 1940 году – 33% , а в 1941 году  на  вооруженные  силы  было  выделено 43%  всех  государственных  средств. По  сути  это  был  бюджет  уже  воюющей  страны – в  первой  половине  1941  года  народное  хозяйство  СССР  обеспечивало  «оборонку»  почти  на  пределе  своих  возможностей. Всего с 1938 по 1941  года  выпуск  военной  продукции  увеличился  в  четыре  раза.

   Еще  в  1939  году  для  колхозников  была  установлена  обязательная  минимальная  норма  трудодней – не  отработавшим  ее  грозил  лагерный  срок. Летом  и  осенью  1940  года  крепостное  право  и  принудительность  труда  были  распространены  на  работников  промышленности. По  новым  законам  рабочие  и  служащие  потеряли  право  увольняться  по  собственному  желанию – каждый  из  них  должен  был  оставаться  на  заводе, фабрике, в  той  мастерской, где  их  застал  указ ( срок  его  действия  определен  не  был ). В  то  же  время  хозяйственные  органы  получили  право  «перебрасывать»  любого  работника  с  предприятия  на  предприятие, с  одного  места  на  другое  по  своему  усмотрению.

   Специальным  постановлением  нормы  выработки  в  промышленности  были  повышены, оплата  труда  снижена, а  рабочий  день  продлен ( «по  просьбе  профсоюзов» ). Прогулы, опоздания, брак  в  работе  стали  считаться  уголовными  преступлениями ( со  всеми  вытекающими  последствиями ). В 1940  году  за  нарушение  трудовой  дисциплины, невыполнение  норм  выработки  и  минимум  трудодней  суды  приговаривали  к  различным  срокам  заключения  и  принудительным  работам  около  2  мил. человек.

   Руководители  производства  получили  над  своими  подчиненными  практически  неограниченную  власть – и  были  обязаны  пользоваться  этой  властью. «Представитель  диктатуры  рабочего  класса, советский  диктор  предприятия  обладает  всей  полнотой  власти. Его  слова – закон, его  власть  на  производстве  должна  быть  диктаторской… Командир  производства, уклоняющийся  от  применения  самых  жестких  мер  воздействия  к  нарушителям  государственной  дисциплины, дискредитирует  себя  в  глазах  рабочего  класса  как  человек, не  оправдывающий  доверия», - писал  в  это  время  советский  экономический  журнал. Сами  руководители – от  наркома  до  директора – постоянно  находились  под, непосредственной  угрозой  ареста, лагеря, расстрела ( некоторые  из  них  после  нескольких  недель  тюрьмы – стриженных  и  осунувшихся – возвращали  на  прежние  места ).В  отношении  разработчиков  боевой  техники  пошли  еще  дальше – ведущие  конструкторы  вместе  со  своими  сотрудниками  по  явно  ложным  обвинениям  арестовывались, но  продолжали  работать  над  прежними  проектами   уже  на  положении  заключенных  в  спецучреждениях  НКВД ( в  этих  так  называемых  «шарашках», например, создавали  самолеты  ведущие  конструкторские  бюро  Туполева, Петлякова, Сухого, Поликапова ).

   Осенью  1940  года  была  введена  в  плата  за  обучение  в  старших  классах  средней  школы  ( «учитывая  возросший  уровень  благосостояния  трудящихся» ). Все  ребята  старше  14 лет, не  пошедши  учиться  дальше, принудительно  переводились  в  «школы  трудовых  резервов»  ( ремесленные  училища ), где  они  должны  были, приобрести  рабочую  профессию « в  сочетании  с  выполнением  производственных  норм». После  двух  годичной  учебы-работы  выпускник  был  обязан  четыре  года  трудиться  на  том  заводе, который  ему  определят.

   Смену  трактористам, которые  вскоре  должны  были  стать  танкистами, готовили  и  в  деревне – к 1941 г. Там  были  обучены  работать  на  тракторах  200 тыс. женщин. К  тому  времени  в  промышленности  и  на  транспорте  женщины  уже  составляли  около  половины  работающих.

   До  1939  года  набор  в  советскую  армию  проводился  выборочно, и  была  она  сравнительно  немногочисленной  ( 1 – 1,5 мил. человек ).  1 сентября  1939 года было  принято  решение  о  всеобщей  воинской  обязанности  с  одновременным  снижением  призывного  возраста  с  21 года  до 19  лет. В  этот  же  большой  призыв  на  два  года  в  армию  попали  и  те  мужчины  до  28  лет, которые  не  служили. В  результате  еще  в  мирный  период  численность  войск  возросла  втрое.

   Советский  союз  располагал  в  достаточном  количестве  всеми  необходимыми  природными  ресурсами  и  материальными  запасами  для  большой, длительной  войны. Нефти ( «крови  войны» ) в  СССР  добывалось  втрое  больше, чем  в  Европе. «Хлеба  промышленности» - угля и стали – Германия  и  завоеванная  ею  Европа  добывали  и  производили  больше, но  там  остро  не  хватало  материалов, которые  превращают  обыкновенную  сталь ( «кипучу» ) в танковую  броню  и  спецсталь  для  артиллерийских  стволов ( никеля, марганца, молибдена, вольфрама  и  др.). Европа  в  мирное  время  во  многом  кормилась  привозным  зерном, и  поэтому  в  условиях    торговой  блокады  континента  обеспеченность  третьего  рейха  и  завоеванных им  стран  продовольствием  оказалась  втрое  ниже, чем  в  СССР.

 

        4. Итоги  войны.

 

   Во  второй  мировой  войне  участвовало  61  государство  с  населением  1,7  млрд.  человек,. В  армию  было  призвано  110  млн. человек.Во  второй  мировой  войне  погибло  50  млн. человек, в  пять  раз  больше, чем  в  первой.

   Из  государств – участниц  второй  мировой  войны  главную  тяжесть  нес  Советский  Союз. Советско-германский  фронт  отвлекал  на  себя  2/3  вооруженных  сил  Германии. Протяженность  советско-германского  фронта  составляла  от  3 до 6 тыс. км., в Северной  Африке  и  Италии – 300 – 350 км., Западного  фронта – 800 км. На  Советско-германском  фронте  действовало  от  190 – 270  дивизий  противника, в  северной  Африке – от  9  до 206; в Италии – от 7 до 26  дивизий.

   Советские  войска  уничтожили, пленили  и  разгромили  более  600  дивизий  фашистской  Германии и  ее  союзников. США  и  Англия  нанесли  поражение  176  немецко-фашистским  дивизиям.

 

 

 

                Используемая  литература:

 

1. Якушевский  А. С. – «Фактор»  внезапности  в  нападении  Германии  на  СССР, стр. 3-16 // История  СССР, ( май-июнь ), 1991.

2. Мельтюхов  М. И. – «22  июня  1941 г.: цифры  свидетельствуют»  стр. 16-29 // История  СССР, ( май-июнь ), 1991.

3. Мельтюхов  М. И. – «Споры  вокруг  1941 года: опыт  критического  осмысления  одной  дискуссии», стр. 4-23 // РАН  Отечественная  История, 1994*3.

4. Данилов В. Д. – «Сталинская  стратегия  начала  войны: планы  и  реальность», стр. 33-34 // РАН  Отечественная  История, 1995*3.

5. Самсонов  А. М. – «Вторая  Мировая  Война  1939-1945 г.» , М., 1985, стр. 583. Издательство  «Наука».

6. Канун  и  начало  войны: Документы  и  материалы// сост. Л. А. Киршнер. – Л.: Лениздат, 1991. – 431 с., ил.

7. Российский  Государственный  военный  историко-культурный  центр  при  Правительстве  РФ.

8. Большая  Российская  энциклопедия: В  зот./ Т. «Россия». – М.:, 2004. – 1007 стр.: ил.: карт.

9. А. Головатенко – « История» №46, М.: 1997. стр. 16.

10. «50 лет  Вооруженных  Сил  СССР».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 



Информация о работе Великая Отечественная война 1941-1945 гг