Великая отечественная война: причины, основные этапы. Итоги и уроки войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Свою актуальность история Второй мировой и Великой Отечественной войны, возможно, не потеряет никогда. Открытия новых документов, фактов, изменение ценностей современного общества меняет отношение людей к истории войны, из которой мы должны извлекать уроки – это важная черта мыслящего человека. Тем более, что отрицательных примеров, в том числе и развитие мира в XX веке, дала немало. Минувшее столетие стало периодом глобальных столкновений и противостояний, мировых войн, в которые было вовлечено значительное количество стран нескольких континентов.

Содержание работы

Введение 3
1. Великая отечественная война: причины, основные этапы. Итоги и уроки войны 4
2. Институт Президентства в современной России 10
3. Внешняя политика России на современном этапе 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

История.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

В ходе Берлинской операции войска 1-го и 2-го Белорусских  и 1-го Украинского фронтов при  поддержке двух армий Войска Польского, разгромив 93 дивизии противника, взяли в плен около 480 тыс. человек, огромное количество трофейной военной техники и вооружения. 8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии перед странами - участницами ведущих держав антигитлеровской коалиции.

День 9 мая стал Днем Победы над  фашистской Германией. В связи с  окончанием войны в Европе состоялась Берлинская конференция 1945 г. глав правительств великих держав - СССР, США и Великобритании. На ней были обсуждены проблемы послевоенного устройства мира в Европе и приняты решения по ряду вопросов.

Оценивая всемирно-историческое значение Великой Отечественной войны, следует  учитывать:

1) она являлась  важной составной частью Второй  мировой войны;

2) вступление  СССР в войну, навязанную фашистской Германией, коренным образом изменило ее политический характер;

3) героизм советских  воинов, усилие советского тыла  явились главными источниками  победы антигитлеровской коалиции  в целом;

4) победа в  Великой Отечественной войне  повысила престиж и морально-политический авторитет Советского Союза;

5) победа способствовала  росту международного влияния  страны, укреплению международных  связей. Перед началом Великой  Отечественной войны Советский  Союз поддерживал дипломатические  отношения с 26 государствами, а к концу войны их число возросло до 52, увеличилось вдвое;

6) в результате  успешных военных действий и  победы СССР произошло значительное  укрепление безопасности границ  страны, а именно: в состав СССР  вошли Печенгская и Клайпедская  области, часть бывшей Восточной Пруссии на западе; Южный Сахалин и Курильские острова на востоке. Важное значение для СССР имели Крымская (февраль 1945 г.) и Потсдамская (июль – август 1945 г.) мирные конференции, участниками которых были: СССР, США и Великобритания. Германия была разделена на оккупационные зоны. Предусматривался роспуск ее вооруженных сил, демонтаж военной промышленности. Фашизм был объявлен мировым сообществом вне закона [1, 3].

СССР понес  огромные потери во время войны:

1) убито, умерло  от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек;

2)разрушено примерно 1710 городов, более 70 тыс. сел,  около 32 тыс. предприятий.

Война вскрыла  многие пороки тоталитарного режима в Советском Союзе. Но победа позволила  Сталину переключить внимание и  энергию народа на восстановление разрушенного хозяйства, объявить, что факт победы является доказательством преимущества социализма.

Уроки Великой  Отечественной и Второй мировой  войн:

1) войну значительно легче начать, чем закончить; война, начавшись,  далее развивается уже по своим  собственным законам, и ее исход  запланировать практически невозможно. Далеко не всегда победа приходит  к тому, кто развязал войну.  Германские фашисты планировали кратковременную победоносную войну. Но она оказалась затяжной и привела к поражению;

2) войну нельзя спланировать  ни по масштабам, ни по характеру  применяемых средств. Начинаясь  как локальная, она может втянуть  в свою орбиту другие государства  и стать мировой. Такой ход событий становится более вероятным, чем выше уровень развития человеческого общества. Переплетение экономических и политических связей разных стран ведет к втягиванию в конфликт часто против желания лиц, стоящих у руля государства. В наши дни любой локальный конфликт может стать запалом для новой мировой войны. При этом нельзя ограничить применение наличных средств ведения войны, в том числе самых разрушительных;

3) предупреждение войны нуждается  в единении действий миролюбивых  сил всего мира.

 

2. Институт Президентства в современной России

Российская Федерация прошла длительный и сложный исторический путь конституционно – правового развития на пути формирования современного демократического и правового  государства. После распада в  декабре 1991 года Советского Союза, наше государство начало строительство новой государственной модели, кардинальным образом отличающейся от существовавшей в советский период ее развития. Одной из самых важных задач было создание новой системы органов государственной власти, которая бы обеспечивала стабильное и поступательное развитие государства. Центральное место в данной системе власти отводилось должности Президента Российской Федерации.

Вопросы изучения института Президентства  в РФ являются одними из наиболее актуальных в современной теории российского конституционализма. Институт Президентства в Российской Федерации выступает в качестве сравнительно нового, но уже успевшего себя положительно зарекомендовать института высшей государственной власти. Президент России, являясь главой государства, обеспечивает его стабильное и поступательное развитие, координирует деятельность всего механизма государства, а также определяет его основные цели и задачи деятельности. По верной мысли профессора М.В. Баглая, «глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти». Кроме перечисленного, Президент является гарантом действия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, защищая интересы не только государства и общества в целом, но и каждой отдельной личности (часть 2 статьи 80 Конституции РФ). Глава государства, в соответствии с частью 4 статьи 80 Конституции РФ, представляет интересы России как внутри государства, так и на международной арене, подписывая от имени государства важнейшие международные договора и соглашения.

В России институт Президентства был  учрежден 17 марта 1991 года в результате проведения всеобщего референдума. Основы правового статуса главы государства определялись Законами РСФСР «О выборах Президента РСФСР» и «О Президенте РСФСР».

Первым Президентом Российской Федерации 12 июня 1991 года был избран Борис Николаевич Ельцин.

Первый Президент России занимал  свою должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года.

С 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года должность  Президента РФ занимал Владимир Владимирович Путин.

В период пребывания Владимира Путина на должности Президента РФ были предприняты  существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране. В частности, положительным моментом можно считать внесение изменений и дополнений в законодательство о порядке назначения на должность глав субъектов РФ, согласно которым кандидатуры последних стали утверждаться и наделяться властными полномочиями высшими органами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России по представлению Президента. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию.

С 7 мая 2008 года по 7 мая 2012 года должность  Президента России занимает Дмитрий  Анатольевич Медведев.

Дмитрий Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт Президентства также был усовершенствован. Так, в соответствии с ФКЗ РФ от 30 декабря 2008 года № 6 – ФКЗ «Об  изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», срок полномочий Президента РФ был увеличен с четырех до шести лет.

3 июля 2008 года Д. А. Медведевым  была принята новая «Концепция  государственной политики Российской  Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества. Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия.

Президентство Д.А. Медведева началось с трудностей как в международной сфере, так и во внутренней политике. К внешнеполитическим проблемам относится вооруженный конфликт в Южной Осетии, мировой финансовый кризис, который негативно отразился и на социально-экономической ситуации в стране.

Согласно данным, обнародованным в  январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению  к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие.

10 сентября 2009 года опубликовал  в интернете статью «Россия,  вперёд!», где изложил свои  взгляды на будущее России  и наметил приоритетные направления  технологической модернизации.

В 2012 году впервые президент России избирался на шесть лет.

Для президента России Владимира Путина наступающий 2013 год станет первым полным годом работы на высшем государственном  посту после переизбрания.

Главным внешнеполитическим мероприятием 2013 года для Путина станет саммит «двадцатки» 5-6 сентября в Санкт-Петербурге.

G20 - организация, объединяющая страны  из разных регионов мира, с  разными уровнями хозяйственного  развития, а также ведущие международные  финансовые организации на основе  заинтересованности в коллективном  решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем. Членами "Группы двадцати" являются: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Европейский Союз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Республика Корея, Япония.

Важными международными событиями  остаются и саммиты Россия-Евросоюз. Они проходят дважды в год: весной на территории РФ, во второй половине года - в Брюсселе [2, 5].

3. Внешняя политика  России на современном этапе

В 2012 г внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграционных процессов на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем.

2012 г начался с большого прорыва  в интеграции на постсоветском  пространстве. С 1 января на территории трех стран-участниц Таможенного союза - России, Беларуси и Казахстана -- начало действовать Единое Экономическое Пространство (ЕЭП). Ранее было объявлено, что целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни их населения.

Согласно существующему плану, ЕЭП должно стать базой для  формирования будущего Евразийского союза - союза суверенных государств с  единым политическим, экономическим, военным  и таможенным пространством. Также вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнеры намерены приступить к созданию наднационального - Евразийского - парламента.

Анализ последних четырех лет  внешней политики России легко провести, разбив её на две пары - ранний период и поздний; внешняя политика в ближнем зарубежье и в дальнем. Если мы посмотрим на итог внешней политики Дмитрия Медведева в первый год его президентства, то он, несомненно, прошел под знаком августа 2008 года, когда новый глава российского государства вынужден был принять соразмерные ситуации решения, которые привели к остановке кровопролития, установлению мира между Южной Осетией, Абхазией и Грузией, принуждению агрессора к миру.

Динамично развивалось сотрудничество в рамках ШОС. Организация обрела вес и заставила обратить на себя внимание другой мировой центр силы. Присоединение новых стран откроет новые перспективы перед этой организацией, т.к. расширение рынков сбыта продукции, новые «стальные скрепы» Евразии в виде железнодорожных и трубопроводных проектов между Россией, Китаем, Индией, Пакистаном, Ираном, Афганистаном, государствами Средней Азии создают совершенно новый геоэкономический контекст интеграции Евразии, постепенно вытесняя из нее интересы англосаксов по обе стороны Атлантического океана. Конечно, используя военную машину НАТО и существующие этноконфессиональные конфликты внутри Евразии США еще активно пытаются вмешиваться во внутри- и внешнеполитическую повестку ключевых, ядерных государств Евразии, но это явно затухающие попытки по мере усиления экономической мощи евразийских государств.

Постепенное и успешное развитие интеграции трех - Белоруссии, России, Казахстана, которые в экономической интеграции перешли от Таможенного союза  к Единому экономическому пространству. На повестке дня формирование Евразийского экономического союза к 2015 году и возможный переход интеграции трех стран в политическую область.

 Успешная реализация проекта  евразийской интеграции вкупе  с возможным провалом проекта европейской интеграции окажет решающее воздействие на геополитическую карту мира в долгосрочной перспективе.. Происходящее в настоящее время разведение нефтяных и газовых трубопроводных проектов - Россия подминает под себя рынок ЕС, а совместно со странами Средней Азии рынок Китая, не только резко снижает конкуренцию на энергетических рынках стран-поставщиков энергоресурсов, но и серьезно снижает геополитическую конфликтную базу между этими странами.

 Т.е. если говорить о приоритетах,  безусловным приоритетом для внешней политики России на ближайшее время является зона СНГ и ШОС. Даже БРИКС на этом фоне проект явно второго уровня. Формирование двух дружественных экономико-политических поясов добрососедства, дополненных военно-политическими обязательствами, создаст совершенно новую «подушку безопасности» для реализации долгосрочных внешнеполитических интересов России в дальнем зарубежье.

Информация о работе Великая отечественная война: причины, основные этапы. Итоги и уроки войны