Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:39, реферат
С первого дня Великой Отечественной войны партийная организация Полоцка приступила К мобилизации населения города на оказание всемерной помощи фронту, на отпор врагу. Полоцкий районный комитет партии, его секретари Н. А. Новиков, Г. С. Петров, П. Ф. Политика, председатель райисполкома Д. Г. Шапиро, председатель горисполкома П. В. Гришанов, работники военкомата, органов НКВД вели большую политическую и организационную работу. Организованно в городе проходила мобилизация рабочих и служащих в Красную Армию.
Поражение немецко-фашистских войск в 1943 г. на советско-германском фронте поставило гитлеровскую Германию перед глубочайшим кризисом. Все это не только способствовало патриотическому подъему населения, но и подрыву морального духа фашистских войск.
В этот период Полоцкий райком партии и подпольщики города усилили работу по разложению гитлеровского гарнизона. Были отпечатаны и распространены обращения к солдатам вражеских формирований, а также к власовцам, полицейским. Такие обращения печатались в газете "Бальшавiцкi шлях". Печатная и устная пропаганда оказывала сильное влияние на солдат. Только в течение июня 1943 г. в партизанские отряды Полоцкого района бежало свыше 400 человек из вражеских формирований, находящихся в Полоцке.
Подпольщики укрепляли и расширяли связи с Полоцко-Лепельской партизанской зоной, куда входили Ушачский, частично Полоцкий, Лепельский, Бешенковичский, Ветринский Витебской, Улльский и Плисский районы Вилейской обл. Сосредоточенные в зоне крупные партизанские силы находились в 20- 25 км от наших передовых частей, удерживали выгодным плацдарм на левом берегу Западной Двины и угрожали с тыла боевым порядкам фашистских дивизий. Многие из партизанских бригад в этой зоне были связаны с полоцким подпольем и получали от него разведданные.
О том, насколько тесной была связь подпольщиков Полоцка и партизанских бригад зоны, свидетельствует история спасения детей Полоцкого детдома. Наряду с другими подпольными организациями активно действовала в Полоцке группа "Бесстрашные", состоявшая в основном из воспитателей Полоцкого детского дома (М. С. Форинко, А. А. Шаева, В. А. Седловский, В. Лотко, М. Г. Лютько, В. В. Булах, Н. П. Ванюшин, М. К. Форинко, Ф. Ф. Шупеня, К. И. Ярицкий, М. К. Пискунова и др.).
В сентябре 1943 г. по инициативе руководителя группы директора детдома М. С. Форинко подпольщики группы "Бесстрашные" установили связь с Ушачским подпольным райкомом партии, а с декабря 1943 г.-с бригадой им. В. И. Чапаева и разведотрядом Красной Армии. Члены группы собирали и передавали в партизанскую бригаду и армейским разведчикам данные о расположении противника и его укреплениях в Полоцке, о движении поездов на железной дороге и т. д.
В конце 1943 г. стало известно, что гитлеровцы решили использовать детей в качестве доноров. В связи с этим командование соединения Полоцко-Лепельской партизанской зоны приняло решение вывезти детдом из города. Провести эту операцию было поручено партизанской бригаде им. В. И. Чапаева. Чтобы усыпить бдительность полиции, подпольщики пустили слух, будто детдом готовится к эвакуации в Германию. В действительности 18 февраля 1944 г. дети были вывезены в лес под охрану партизанского отряда им. Н. Л. Щорса. Партизаны усадили детей на 30 повозок и отправили в район д. Словени Ушачского района, откуда на самолетах они были переправлены в советский тыл. Их перевозили летчики Александр Мамкин и Дмитрий Кузнецов. Раненые партизаны отказывались лететь за линию фронта, пока не будут вывезены все дети. Александр Мамкин пожертвовал своей жизнью ради спасения детей. Во время последнего рейса на самолет А. П. Мамкина напали вражеские истребители и подбили его, но летчик, напрягая последние силы, сумел посадить загоревшуюся машину недалеко от аэродрома. Объятого огнем А. П. Мамкина выбросило из самолета при посадке. Дети еле успели отбежать в сторону, как самолет взорвался. Все пассажиры были спасены, а обгоревший А. П. Мамкин умер в медсанбате.
Подпольщики группы "Бесстрашные" спасли от верной гибели более 150 детей. Сами они вместе со старшими воспитанниками детдома продолжали борьбу против оккупантов в составе партизанской бригады им. П. И. Чапаева.
Взаимодействие полоцкого подполья с партизанскими силами и партийными органами партизанской зоны способствовало более четкой организации борьбы на коммуникациях врага. Начиная с лета 1943 г. действия партизан на железнодорожных магистралях стали принимать все более широкие размеры, в результате чего резко сократилось движение поездов. Если в течение июля 1942 г. на участке Полоцк-Двинск прошло 900 поездов, то в июле 1943 г.-только 41, на участке Полоцк-Витебск движение сократилось с 900 до 77. Движение же на линиях Крулевщизна-Полоцк, Двинск-Полоцк и Полоцк-Невель было настолько парализовано партизанами, что поезда, например на линии Полоцк-Невель, пришлось направлять кружным путем через Витебск. Партизаны контролировали и шоссейные дороги.
Не проходило дня, чтобы полоцкие подпольщики не проводили какой-либо диверсии на железнодорожном узле. Рабочие насыпали песок в подбивки букс, ломали трубки, клапаны, портили инжектора, затягивали ремонтные работы и проводили их так, что через некоторое время "отремонтированные" паровозы опять нуждались в ремонте. В воинских эшелонах, выходивших со ст. Полоцк, часто загорались буксы вагонов, движение то и дело задерживалось, возникали аварии. Была организована диверсия на строительстве депо и железнодорожных путей. Спустя некоторое время стены депо обрушились, а насыпи быстро пришли в негодность. По заданию штаба 3-й Белорусской партизанской бригады были взорваны три эшелона с боеприпасами. Вскоре в связи с активизацией действий гитлеровцев подпольная группа железнодорожников ушла в лес, в партизанский отряд.
Народные мстители своей борьбой старались всячески поддерживать стремительное наступление Красной Армии. Первостепенной задачей был срыв перевозок военных грузов противника. С этой целью партизанские отряды Полоцко-Лепельской зоны приняли активное участие в подготовке и проведении "рельсовой войны", начавшейся в ночь на 3 августа на всех железных дорогах Белоруссии. Так, в течение первого этапа "рельсовой войны", с 3 августа по 15 сентября 1943 г., было взорвано на железной дороге Молодечно - Полоцк 10 132 рельса, Полоцк - Невель - 1285, Полоцк-Двинск - 3406, Полоцк-Витебск - 1058 рельсов. Движение вражеских эшелонов по железной дороге Полоцк-Двинск на участке Борковичи-Дрисса-Бигосово после первой же операции по подрыву рельсов было прекращено на несколько дней. Па железной дороге Полоцк-Молодечно .движение было приостановлено не менее чем на 15 суток.
В конце сентября 1943 г. войска левого крыла Калининского фронта начали наступление в направлении Витебска. В начале ноября были частично освобождены Городокский, Меховский, Полоцкий, Сиротинский и Россонский районы, в декабре-районные центры Езерище и Городок. Партизанские отряды Полоцко-Лепельской зоны активно участвовали и в осуществлении второго этапа "рельсовой войны", начавшегося 25 сентября. Только партизаны бригады "За Советскую Белоруссию" за ночь взорвали более 2,5 тыс. рельсов на железной дороге Полоцк- Молодечно.
Бывший
командир партизанской бригады им.
К. Е. Ворошилова Д. В. Тябут так вспоминает
о событиях, происходивших в конце
ноября 1943 г.: "Рано утром в штаб
бригады пришло донесение из Полоцка.
Наши подпольщики сообщали, что на
станцию пришел эшелон с живой
силой и танками. Враг проводил перегруппировку
сил, готовясь к наступлению на партизанский
край... Через машинистов и диспетчера,
связанных с подпольщиками, удалось
установить время отправки эшелона,
его направление. Эшелон надо было взорвать
во что бы то ни стало". Выполнение этой
задачи было поручено подрывникам во главе
с Николаем Павловым. Операция была блестяще
выполнена, хотя это и стоило жизни патриоту.
В это время многие из партизан прославились
своим героизмом. Боевая деятельность
партизанских бригад и отрядов в эти дни
происходила в тесном взаимодействии
с наступающими частями Красной Армии.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОЛОЦКА
В мае 1944 г. в Ставке Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил был рассмотрен и одобрен план операции "Багратион" по разгрому немецко-фашистских армий в Белоруссии. Для координации действий фронтов в этой операции Ставка направила в войска представителей-Маршалов Советского Союза Г. К. Жукова и А. М. Василевского. В соответствии с планом Белорусской наступательной операции директивой Ставки Верховного Главнокомандования войскам 1-го Прибалтийского фронта (командующий генерал армии И. X. Баграмян) была поставлена задача нанести удар и уничтожить витебскую группировку врага, освободить города Витебск, Полоцк, Лепель.
23
июня 1944 г. советские войска начали
наступление за полное
Полоцк,
расположенный на важнейших шоссейных
и железнодорожных
28
июня Ставка Верховного
В боях Красной Армии за освобождение Полоцка от немецко-фашистских захватчиков большую помощь советским воинам оказывали партизаны. В ночь на 20 июня партизаны Белоруссии начали проведение третьего этапа "рельсовой войны". Движение противника по железным дорогам Молодечно-Полоцк и Полоцк-Двинск было парализовано. Одновременно с усилением ударов по коммуникациям врага партизаны захватывали и удерживали до подхода частей Красной Армии выгодные рубежи, переправы, плацдармы на реках, оказывали активную помощь советским войскам в освобождении населенных пунктов, железнодорожных станций. Партизаны снабжали войска проводниками, помогали восстанавливать мосты, переправы и в то же время всеми средствами разрушали пути отступления немецко-фашистских войск, помогали уничтожить живую силу отступавшего врага.
Кроме
этого, партизаны спасали жителей
от истребления и угона в
Партизаны и местные жители во время операций но освобождению Полоцка помогали командованию армейских частей находить слабо укрепленные участки вражеской обороны.
Жительница
д. Попки Ветринского района Мария
Андреевна Кощук помогла нашим
танкистам выйти в тыл
В ночь на 28 июня войска 6-й гвардейской и 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта овладели Лепелем и такими сильными опорными пунктами врага, как Оболь и Камень.
28
июня войска 4-й ударной армии
(командующий генерал-
В последующие шесть дней операции (с 29 июня по 4 июля) в районе Полоцка, являвшегося после Витебска самым сильным узлом сопротивления, развернулись наиболее ожесточенные бои. Опрокидывая противника, войска 1-го Прибалтийского фронта с боями продвигались но 20 и более километров в сутки к Полоцку. Чем ближе они подходили к городу, тем ожесточеннее становилось сопротивление. Соединения 4-й ударной армии наступали в обход Полоцка с севера и стремились обеспечить окружение полоцкого гарнизона фашистских войск, а 22-й и 23-й гвардейские стрелковые корпуса 6-й гвардейской армии замыкали окружение Полоцка с востока и юга.
В этом наступлении приняли участие войска 4-й ударной армии: 83-й стрелковый корпус (генерал-майор Н. Л. Солдатов) в составе 332-й (полковник Т. Ф. Егошин), 119-й (генерал-майор И. И. Хорун) и 360-й (генерал-майор И, И. Чиннов) стрелковых дивизий; 138-я пушечная артиллерийская бригада (полковник В. А. Лебедев) и 2-я инженерно-саперная бригада (полковник М, В. Соколов).
С
4-й ударной армией успешно взаимодействовал
ряд соединений и частей 6-й гв.
армии. В их числе 23-й гв. стрелковый
корпус (генерал-лейтенант А. Н. Ермаков)
в составе 51-й (генерал-майор С. В.
Черников) и 71-й (генерал-майор И. П. Сиваков)
гвардейских дивизий, 143-я танковая
бригада (полковник А. С. Подковский),
танковая группа в составе 333-го тяжелого
самоходного артиллерийского