Велики географические открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:54, реферат

Описание работы

Периоду разложения феодализма и возникновению капиталистических отношений предшествовали Великие географические открытия, сыгравшие важную роль в переходе к буржуазному способу производства.

Великие географические открытия были вызваны развитием производительных сил общества, ростом товарно-денежных отношений и необходимостью золота и серебра для дальнейшего обращения средств, т. к. деньги постепенно становились именно средством обращения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1. Предпосылки великих географических открытий…………………..4

2. Важнейшие открытия и великие мореплаватели……………………7

3. Значение открытия новых земель для экономического развития Западной Европы………………………………………………………....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..19

Файлы: 1 файл

реферат по истории готовое.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

                      
 
 
 
 

Кафедра экономической истории 
 
 
 
 
 
 

                                          Реферат 
 

    по  дисциплине: История Беларуси в контексте мировых цивилизаций.

    на  тему: Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. 
 
 
 
 
 

Студент                                                                             

МЭО, 1-й курс, ДАП-1                                (подпись)                            Д. И. Гаврис

                                                                                            (дата) 
 
 

Проверил                                                                

канд. историч. наук,                                       

доцент                                                        (подпись)                            А. М. Сасим

                                                                             (дата)       
 
 
 
 

    МИНСК 2011 

    Содержание 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

    1. Предпосылки великих географических открытий…………………..4

    2. Важнейшие открытия и великие мореплаватели……………………7

    3. Значение открытия новых земель для экономического развития Западной Европы………………………………………………………....12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..19 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Периоду разложения феодализма и возникновению  капиталистических отношений предшествовали Великие географические открытия, сыгравшие  важную роль в переходе к буржуазному  способу производства.

    Великие географические открытия  были вызваны  развитием производительных сил  общества, ростом товарно-денежных отношений  и необходимостью золота и серебра для дальнейшего обращения средств, т. к. деньги постепенно становились именно средством обращения.

    В рамках известного Европейцами мира (в основном средиземноморья) необходимых источников золота и серебра не было. В то же время на Востоке, по представлениям европейцев, таились неисчерпаемые богатства: пряности, драгоценные металлы, шёлковые ткани и т.д. Овладение Востоком становилось очень привлекательным. Золото искали путешественники. Зная о существовании Индии и Китая, путешественники искали к ним сложные пути, снаряжали экспедиции.

    Задача  моей работы –  выяснить, что послужило толчком для Великих географических открытий и к каким экономическим последствиям, значимым для Европы, они привели.

    Цель  работы – показать большую значимость Великих географических открытий в истории европейской экономики, а также их существенное влияние на её дальнейшее развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предпосылки великих географических открытий 
 

    Гибель  феодализма и переход к капитализму  в Европе ускорили Великие географические открытия. К ним принято относить крупнейшие открытия XV—XVI вв., главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. Иными словами, это было открытие европейцами заокеанских земель в определенных исторических условиях. Поэтому не следует к ним относить, например, путешествия викингов в Америку или открытия русских землепроходцев.[1, c. 95]

    Долгое  время народы Европы жили, не совершая далеких морских путешествий, но вдруг у них возникла тяга к  открытию новых земель, практически одновременно были открыты и Америка, и новый путь в Индию. Такое "вдруг" не бывает случайным. Существовали три главные предпосылки открытий. 
         1. В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы, на Восток. Поток восточных товаров в Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь.

    2.Недостаток золота как денежного металла.

    Во  второй половине XV в. феодализм в  Западной Европе находился на стадии разложения. Росли крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством  обмена стали деньги, потребность  в которых резко увеличилась. В Европе сильно возрос спрос на золото, что усилило стремление к  «Индии – родине пряностей», где, по мнению европейцев, было много золота, серебра, самоцветов и пряностей. Но путь в Индию стал для европейцев недоступным в результате турецких завоеваний в Малой Азии и Сирии. Монополия итальянских купцов в  европейской торговле восточными товарами перекачивала золото из Европы на Восток. Нехватка драгоценного металла затрудняла развитие торговли и товарного производства западноевропейских стран. Поисками южных  морских путей в Индию первой начала заниматься Португалия. Отвоевав свою территорию у арабов в XIII в., продолжив войны с арабами в Северной Африке в XIV–XV вв., Португалия создала сильный флот. Уже в 20–30-е годы XV в. португальцы открыли остров Мадейру и Азорские острова, продвинулись далеко на юг вдоль Западного побережья Африки. Открытие в 1486 г. мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки создало реальную возможность для подготовки экспедиции в Индию.

    3. Развитие науки и техники, особенно  судостроения и навигации.

    На  прежних европейских судах нельзя было идти и открытый океан: они шли или на веслах, как венецианские галеры, или под парусом, но только если ветер дул в корму.

    Ориентировались моряки в основном по виду знакомых берегов, поэтом уходить в открытый океан не решались.

    Но  к середине XV века ведущие европейские державы уже имели на вооружении флот, состоящий из кораблей с неограниченной длительностью и дальностью плавания. Остойчивые мореходные парусные каравеллы могли выдержать океанские шторма любой силы. Размеры судов позволяли перевозить с собой достаточные запасы провианта, а пушечное вооружение — противостоять нападениям пиратов или возможной агрессии туземцев. Сложная система парусов обеспечивала ход судна под любым углом к ветру, а скорости передвижения по морям возросли настолько, что тысячекилометровые торговые плавания стали обычным делом. Впрочем, достоинства каравелл не стоит преувеличивать. Если любую из трех каравелл Колумба сравнить с современными судами, то окажется, что «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» по размерам не превышают морской прогулочный теплоход. Водоизмещение самого большого из трех судов не превышает 280 тонн. О размерах судна говорит и количество матросов на борту каждого судна — по 30 человек. Тем не менее, дальние морские плавания стали возможными благодаря оснащению судов компасами, а капитанов — географическими картами.[2, c. 196]

    Итак, к Великим географическим открытиям привели: кризис торговли с Востоком, необходимость нового пути, недостаток золота как денежного металла, научно-технические достижения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Великие географические открытия и великие мореплаватели. 

    Великие географические открытия- это период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

    Историки  обычно соотносят  Великие географические открытия с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских  и испанских путешественников в  поисках альтернативных торговых путей  в «Индии» за золотом, серебром и  пряностями. [4, с. 192]

    Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. В этом были заинтересованы королевская власть названных стран, церковь, купцы и особенно дворяне. После окончания войны с маврами португальские и испанские дворяне, которые с презрением относились ко всем видам деятельности, кроме войны, остались по существу без дела и очень скоро оказались в долгах у городских ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или Азии для массы мелкопоместных дворян была особенно заманчивой. Именно из их среды вышли в XV – XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, алчные колониальные чиновники. Купцы охотно давали деньги на эти экспедиции, так как надеялись на овладение новыми торговыми путями и быстрое обогащение. Католическая церковь освящала дела конкистадоров в надежде увеличить количество верующих, свои земельные владения и доходы. Королевские власти в Португалии и Испании в овладении новыми торговыми путями и колониями также видели выход из сложившейся острой нехватки денег. Кроме того, они стремились захватить многочисленное воинствующее дворянство идеей открытия новых стран, потому что в противном случае его легко могли использовать крупные феодалы в борьбе против укрепления королевской власти.

    Учитывая, что торговые пути на Средиземном  море были захвачены мощными в  то время морскими городами-республиками Италией, Венецией и Генуей, на Балтийском море — союзом северных и центральных немецких городов – Ганзой, экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неизвестного тогда Атлантического океана. Да и само географическое положение Пиренейского полуострова, который выдвинут далеко на запад в этот океан, содействовало именно такому направлению экспансии португальцев и испанцев.

    Первыми на океанские пути вышли португальцы, но сначала освоение Атлантики происходило  медленно, ибо желающих попасть в "море тьмы", так тогда называли европейцы не известную им южную часть Атлантического океана, было немного. Постепенно португальцы захватывали в Африке одну колонию за другой, и наконец Б.Диас в 1487 г. достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако его подчиненные, ссылаясь на усталость, отказались продолжать путешествие, и Б. Диас был вынужден вернуться в Лиссабон, так и не достигнув берегов Индии.

    Чтобы завершить поиск новых путей  в Индию вокруг Южной Африки, король Португалии летом 1497 г. подготовил экспедицию из четырех кораблей, во главе которой  стоял Васко да Гама. Эскадра обогнула Африку с юга и с помощью  арабского лоцмана 20 мая 1498 г. подошла  к индийскому городу Калькутта, который  был в то время одним из крупнейших торговых городов Азии. В сентябре 1499 г. с менее чем половиной  команды, но с грузом пряностей Васко  да Гама вернулся в Лиссабон, где  его возвращение было торжественно отпраздновано.[1, c.74]

    С открытием путей в Индию вокруг Африки португальцы очень быстро овладели морской торговлей Южной и Восточной Азии и начали жестокую борьбу с арабами в Индийском океане, грабили и топили их корабли. В1511 г. они захватили Малакский пролив, начали торговлю с Китаем и Японией и вышли в Тихий океан.

    Так был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. С того времени и до открытия Суэцкого канала в ноябре 1869 г. морской путь вокруг Южной Африки был главной торговой дорогой из Европы в Азию.

    С целью открыть западный путь в Индию и Восточную Азию 3 августа 1492 г. из Испании была отправлена экспедиция из трех каравелл под руководством Христофора Колумба. Не желая обострения отношений с Португалией, настоящие цели этого мореплавания держались сначала в секрете. Через 69 дней после отплытия, 12 октября 1492 г., каравеллы Колумба достигли одного из островов Багамской группы, которые находились возле побережья нового, еще не известного европейцам материка. Именно день 12 октября 1492 г. и считается днем открытия Америки.

    Всего Х.Колумб совершил четыре экспедиции в  Америку, во время которых он открыл и исследовал Кубу, Гаити, Ямайку и  другие острова Карибского моря, восточное  побережье Центральной Америки и Венесуэлы.

    До  конца своей жизни Х.Колумб был  уверен в том, что он достиг берегов  Восточной Азии, о богатстве которой  так мечтали испанские короли, католическая церковь и дворяне. Сделать вывод о том, что он открыл новый, неизвестный материк, он так и не смог. Х.Колумб назвал открытые им земли "Индиями", а жителей – "индейцами". Даже во время своего последнего мореплавания он писал в Испанию, что Куба – это Южный Китай, что побережья Центральной Америки – это часть Малакского полуострова, что на юг от него должен быть пролив, через который можно попасть в Индию.

Информация о работе Велики географические открытия