Великие реформы 60 – 70-х годов ХIХ века в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).
Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.
Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть
1 Предпосылки либеральных реформ Александра II 3
2 Реформы в области общественных отношений (земская, городская, судебная, финансовая, народного просвещения) 7
3 Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Для увеличения государственных  доходов был принят ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших со времени Екатерины II. Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали у правительства право продажи вина в известном округе за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II, вино могло продавать всякое частное лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось «акцизом» (особым налогом в пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак, соль и сахар. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. Несмотря на то, что к железнодорожному строительству устремилось много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени и оказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно умножилось. Явились кредитные учреждения – банки, во главе которых стал Государственный банк (1860). Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Реформа народного просвещения. Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские.

19 ноября 1864 г. был утверждён  новый устав гимназий. В него был введён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за высокой платы обучение фактически было доступно преимущественно выходцам из имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, изучение классических языков; после них – поступление в университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них в высшие технические учебные заведения).

Одновременно с реформой мужской средней школы шли  мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. 10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий – значительный шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Особую известность получили «Бестужевские» высшие курсы в Петербурге, дававшие наиболее основательное образование.

К реформе высшей школы правительство приступило в 1861 г. под непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. был утверждён новый устав, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и «студенческим беспорядкам», составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.

Реформы просвещения  сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого российского капитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально – политические последствия реформ и их оценки в

исторической  литературе

Реформы Александра II были действительно велики по глубине тех перемен, которые они провели в социальном, экономическом и политическом строе.

Большинство ученых, которые  изучали и анализировали реформы, как правило, были недовольны их половинчатостью  и непоследовательностью. Такой взгляд присущ левому крылу российской интеллигенции, традиционно составлявшему ее большинство. Но реформа – это не революция. А потому, оценивая социально – экономические реформы, можно говорить лишь о том, что они открыли дорогу для постепенного и довольно медленного развития России по капиталистическому пути.

Реформы были неравнозначны  по тому влиянию, которые они оказали на развитие российской государственности. В одних случаях, с точки зрения современников, они были недостаточно радикальны, другие реформы с точки зрения правительства, были слишком революционны и потребовалось принятие ряда нормативных актов, чтобы их несколько «поправить».

Крестьянская реформа 1861 года не стала отправной точкой для ускорения экономического развития России. Она не помогла российскому обществу и государству адекватно ответить на вызов времени – быстрыми темпами перейти от феодализма к капитализму. Врастание в капитализм оказалось для России очень мучительным и сопровождалось революционным потрясением. Однако переход к капитализму более быстрыми темпами был бы еще мучительнее для России.

Земская реформа не формировала  стройной и централизованной системы, не создала орган, возглавляющий и координирующий работу всех земств. Правительство всячески противилось этому. Но, нужно заметить, что в пореформенные десятилетия положение крестьян явно улучшается. Во многом  благодаря земствам, - хотя бы в области здравоохранения, образования. Впервые в истории России крестьянство получило квалифицированную медицинскую помощь. Результатом этого стало быстрое увеличение численности населения, в первую очередь сельского. Земства внесли свой вклад в образование, в его развитие, были открыты земские школы, налажены ветеринарная служба и как следствие улучшение положения животноводства, организация статистики.

Городская реформа была близка к земской. Поэтому создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному  развитию русских городов.

Судебная реформа в  норме изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Принципы, провозглашенные в судебных уставах, носили буржуазный характер: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной, принцип независимости и несменяемости судей; принцип равенства всех перед законом; вводится всесословный суд; учреждена адвокатура; вводится институт присяжных заседателей; введены принципы устности, гласности, состязательность судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

Реформы 60-70-х годов  затронули все области военного дела. Результатом реформы стала стройная и четкая организация как центрального, так и местного управления. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка. Основным недостатком системы военного управления была чрезмерная централизация, которая лишала возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Реформа военно-учебных заведений позволила ликвидировать некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако, образование покупали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения был затруднен. Однако доля недворян в подобных заведениях постоянно росла.

Реформы 60-х годов все  же не решили основного вопроса реорганизации армии, ее способности быстро развертываться в случае войны. В целом военные реформы имели прогрессивный характер и способствовали укреплению и повышению боеспособности армии.

После Крымской войны необходимо было искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России. Главным результатом выкупной операции стал переход основной массы бывших крепостных крестьян на положение крестьян-собственников.

Увеличение налогового бремени, которое падало на крестьянина, привело к ослаблению воспроизводственного потенциала земледелия в центральных областях России. Начиная с 80-х годов правительство было вынужденно радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.

Операция по понижению вкладных процентов была одним из неудачных экспериментов правительства. В финансовой сфере бюджетной реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия, впервые в законченной форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении. Главным из них стало введение акцизной системы обложения питей и отмены винных откупов.

Определяющую роль в  промышленном подъеме второй половины 60-х начала 70-х годов сыграли  относительно благоприятные внешнеэкономические условия и меры прямой государственной поддержки предприятий базовых отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В итоге за годы правления Александра II в России была создана одна из крупнейших в мире по протяжению сетей железных дорог.

Также радикально была изменена таможенная политика в целях получения из западноевропейских стран товаров, необходимых для промышленности и транспорта, прежде всего продукции металлургии и машиностроения.

К середине 70-х годов  было достигнуто относительное бюджетное равновесие.

Глубже и радикальнее  финансовых были реформы 60 – х годов  в области народного образования и печати, которые приобрели неотвратимый характер. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат.

Ведущее место в системе  образования занимали университеты. Они являлись средоточием науки  и одновременно, с середины XIX века, центром революционного движения. Благодаря тому, что обучение в университетах было платным, в нем учились те, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако надо сказать, что роль платности не надо переоценивать, так как доля студентов из малообеспеченных слоев населения была в российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими.

Главный социально-экономический вопрос – о земле – был решён не в пользу самого многочисленного слоя производителей – крестьян. Ограбленные и разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя до крайности противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционная ситуация. Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших затем трёх русских революций.

Однако, как бы ни оценивали  реформы 1860 – 1870-х годов, очевидно, что они стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество, и раз начатый этот процесс нельзя было повернуть вспять.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов / Под редакцией М.В.Зотовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 208 с.
  2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.5. Курс русской истории. Ч 5 / Под ред. В.Л. Янина; Послесл. и коммент. составили В.А. Александров, В.Г. Зимина. – М.: Мысль, 1989. – 476, (1) с.
  3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательская группа ИНФРА·М – НОРМА, 1997. 592 с.
  4. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Петроград, 1917 г. – АСТ, Астрель, 2006 г. – 704 с.

 

 

 


Информация о работе Великие реформы 60 – 70-х годов ХIХ века в России