Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:38, реферат
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности.... " На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных.
г) Изменение в боевой выучке
Перевооружение
армии внесло существенные коррективы
и в боевую подготовку. Ставилась
задача учить войска лишь тому, что
необходимо на войне. Был издан ряд
новых уставов, наставлений и
учебных пособий. Например, в Воинском
уставе о строевой и пехотной службе
1862 г. много внимания уделялось одиночному
обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный
устав и издан специальный
приказ по обучению рекрутов, в котором
предписывалось обучать их обучению
с ружьем, заряжению и стрельбе,
правилам рассыпного и шереножного
строя при непременном условии
сознательного усвоения. Серьезно значение
придавалось обучению стрельбе в
цель, строевой и огневой подготовке,
применению к местности, саперному
делу. С начала 70-х годов, как тактические
учения, так и стрельбы артиллерии
начинают проводиться в обстановке,
приближенной к боевым условиям. В
целях доведения искусства “
Д ) Перемены в подготовке военных кадров.
Для улучшения подготовки
офицерского корпуса в середине
60-х годов была проведена реформа
военно-учебных заведений где после
смерти генерал-адъютанта Ростовцева
главным начальником в 1860 – 1862 гг. стал
великий князь Михаил Николаевич. В соответствии
с потребностями было уменьшено число
этих заведений и улучшено качество обучения
в них. Общее образование было отделено
от специального, расширен доступ лицам
недворянского происхождения. В 1863 г. в
составе Военного министерства создано
Главное управление военно-учебных заведений,
возглавил которое Н. В. Исаков, ставший
непосредственным руководителем реформы
военного образования. Управление, заменившее
Главный штаб его императорского величества
по военно-учебным заведениям, ведало
всеми военно-учебными заведениями, кроме
специальных, которые находились в ведении
соответствующих управлений и Главного
штаба. Для согласования деятельности
всех военно-учебных заведений Военного
министерства был учрежден Главный военно-учебный
комитет. В 1862 г. офицерские классы Морского
корпуса преобразовались в Академический
корпус морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12кадетских
корпусов заменили военными гимназиями
(со временем их число увеличилось). Военные
гимназии являлись средними учебными
заведениями военного ведомства типа
реальных училищ. Они готовили воспитанников
к поступлению в военные училища. Курс
обучения был 6-летний, с 1874 г. – 7-летний.
В 1863 г. созданы новые военные училища.
Для подготовки пехотных, кавалерийских
и казачьих офицеров с 1864 г. ввели юнкерские
училища со сроком обучения 2 года, в которые
принимались юноши, окончившие средние
учебные заведения. С 1876 г. в военные учебные
заведения стали приниматься лица из всех
сословий. Несмотря на это, большая часть
юнкеров была из дворян. А в некоторых
привилегированных училищах обучались
почти исключительно дворяне. Вновь введенный
порядок производства в офицеры предусматривали
обязательное окончание курса юнкерского
училища или сдачу при нем установленного
экзамена. В 1868 г. для обеспечения контингента
юнкерских училищ 8 военно-начальных школ
были реорганизованы в военные прогимназии.
Реформа затронула и высшее учебные заведения
– академии. В них пересматривались учебные
планы и программы. Помимо существовавших
Николаевской академии Генерального штаба,
Николаевской инженерной, Михайловской
артиллерийской и Медико-хирургической
академии, в 1867 г. , как отмечалось выше,
открылась Александровская военно-юридическая
академия. Следует подчеркнуть, что в Артиллерийской
академии работали известные ученые –
профессор баллистики Н. В. Маевский, профессор
технологий А. В. Гадолин, выдающий математик
П. Л. Чебышев. Высокий научный авторитет
завоевала в 60 – 70-х годах Медико-хирургическая
академия, ставшая центром передовой медицинской
мысли в России. Серьезные преобразования
в ней были связаны с именами президента
академии профессора хирургии П. А. Дубовицкого
и ученого секретаря известного химика
Н. Н. Зимина. При академии были организованы
научные институты – анатомо-физиологический,
естественно-истирический, а также крупный
клинический госпиталь. В числе профессоров
академии были выдающиеся ученые С. П.
Боткин и И. М. Сеченов. В 1872 г. при академии
открывались первые в России женские курсы
ученых акушерок, где слушательницы получали
высшее медицинское образование. В 1877
г. на базе Академического курса морских
наук была создана Морская академия. Всего
к 1880 г. в числе военно-учебных заведений
значилось: 6 военных академий, 6 военных
училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских
училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский
корпуса со специальными классами, приготовительный
пансион Николаевского кавалерийского
училища и Морской корпус. Реформа военно-учебных
заведений позволила значительно уменьшить
некомплект офицеров и поднять уровень
их подготовки.
Обновление иррегулярных войск.
Весомые преобразования
распространялись и на иррегулярные
войска (войска, не имевшие единой и
постоянной организации или отличавшиеся
от регулярных войск системой комплектования,
прохождения службы и др. В России
в 18 – начале 20 вв. - казачьи войска
и др. ). К началу 1871 г. в ведении Военного
министерства состояли следующие казачьи
войска: Донское, Терское, Астраханское,
Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское,
Забайкальское, Амурское; Енисейский и
Иркутский конные полки и три казачьи
пешие команды. Изданы новые положения
о воинской повинности и военной службе
казаков. Казаки получили новое вооружение.
Казачьи части, бывшие на действительной
службе, поставлены в равные условия с
регулярными войсками. В первую очередь
преобразования проведены в шести казачьих
войсках: Донском, Уральском, Оренбургском,
Семиреченском, Забайкальском и Амурском.
Новый устав о воинской повинности позже
был введен в четырех казачьих войсках:
Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском.
Некоторые преобразования коснулись и
так называемых инородческих войск. К
началу 1871 г. на службе состояли следующие
части: лейб-гвардии Кавказский эскадрон
Собственного Его Величества конвоя, Дагестанский
и Кутаисский конно-иррегулярные полки,
милиция; Дагестанская, Терская, Андийская
и Кубанская, Грузинская пешая дружина
и Гурийская пешая сотня. Во всех этих
частях состояло на службе по спискам
131 офицер и 5612 нижних чинов. Для новобранцев
из крымских татар и башкир Оренбургской
губернии были в 1874 г. образованы Крымский,
Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре
переформированы и дивизионы. С декабря
1876 г. по распоряжению главнокомандующего
Кавказкой армией началось формирование
новых инородческих частей на Кавказе.
Реформы в области просвещения.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г. , в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А. В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Реформы в области печати.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058). Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. были утверждены “Временные правила о печати”, которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. “Временные правила о печати” действовали практически без изменений в течение 40 лет.
“Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы” под редакцией А. С. Орлова, А. Ю. Полунова и Ю. А. Щетинова, Москва, издательство “Простор”, 1994 год. В. А. Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт", 1993 год.