Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:23, доклад
Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Aзию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шелкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, тюркскими рабами, афрасиабной керамикой и многими другими товарами, шли по пустыням Каракумы и Кзылкумы, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сары-Арки, одолевали перевалы Памира и Тянь-Щаня, Алтая и Каратау.
Великий Шелковый путь
Великий Шелковый путь
- одно из наиболее значительных
достижений в истории мировой
цивилизации. Разветвленные
На пути караванов стояли богатые селения и города - Мерв и Бухара, Самарканд и Ургенч, Отрар и Чимкент, Тараз и Баласагун, Сауран и Талгар.
Вообще, начало контактов
и обменных связей восходит
по времени к 3-2 тысячелетию
до нашей эры. Эти связи были
налажены в связи с
Лазурит, добываемай в Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В середине 1 тысячелетия бадахшанский лазурит появляется в Китае.
Наряду с Лазуритовым путем, соединившем Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, существовал Нефритовый путь, который связывал Восточный Туркестан с Китаем. В середине 1 тысячелетия до нашей эры стал функционировать Степной путь - из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и озера Зайсан. В 6-5 веках до нашей эры китайский шелк стал вывозиться на Запад и в другие страны.
В распространении драгоценных китайских шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, способствовавших попаданию диковидного товара в Центральную Азию и Средиземноморье. В это же время шелк попал и в Индию и большинство исследователей полагают, что в это время Шелковый путь еще только начинает зарождаться и оформляться как торговая магистраль. И лишь в середине 2 века до нашей эры Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. А все началось в 138 году, когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, который сопровождал князя Чжан-Цзяня, посланного императором Уди в неведомые страны Запада. Через 13 лет Чжан-Цзян вернулся назад. Зарождение торговых путей связано с процессом урбанизации, охватившим вначале южные районы Средней Азии, затем центральные и лишь на третьем этапе прилегающие северные и степные регионы. Поэтому целесообразно выделить три вида пролегающих по территории Средней Азии сухопутных трасс: южный, центральный и северный. Южный путь начинался от Амуля на Оксе и разветвлялся в трех направлениях:
через Бухару, Касан, Керки, Термез, Бактры;
через Бухару, Самарканд, Шахризябе, Керки, перевал Акробат, Термез, Бактры;
через Бухару, Самарканд, Узункыр. Даратепе, Будрач, Хаитабадтепе, Термез, Бактры.
Центральный путь проходил через Амуль на Оксе, в Пайкенд. Бухару, Самарканд, Дизак, Заамин, Самгар, Хаджистан, Турмукан, Баб, Ахсикет, Ош, Узгенд и далее через перевалы на Кашгар.
пролегал через Амуль в Бухару, Димас, Тававис, Карману, Дабусию, Рабинджан, Зарман, Самарканд, Абаркет, Рабад, Саеду, Харкану, Дизак. В этом районе путь распался на две ветви: из Заамана в Хавас, Харашкат. переправой через Яксарт, в Бенакет, Бинкет; от Дизака через колодцы Хуссейна и Хумейда в Ванкерд, Унджакет, Чинанчикет и далее в Шутуркет, где этот путь сливался с южной ветвью и вел к столице Шаша - Бинкету.
В 6-7 веках наиболее
оживленным становится путь, который
пролегал из Китая на Запад
через Семиречье и Южный
Что же представляет
собой Юг Казахстана и
Взаимодействие и
В 6-3 веках до нашей
эры здесь обитали кочевые
и полукочевые племена саков,
высокая культура которых
Шелковый путь, проходивший через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье, активно функционировал вплоть до 14 века, пока междоусобные войны и раздоры не привели к гибели и разрушению городской культуры. Тараз один из древнейших городов Казахстана, известный уже в 6 веке. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство Юстиниана2 из Византии во главе со стратигом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком.в исторических хрониках Тараз называют городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Рядом с Таразом некогда находился город Джамукат, который был основан согдийцами Бухары под предводительством Джамука, именем которого и был назван город. Упоминание об этом городе также встречается в хрониках 6 века. Время стерло следы этого города, но археологи смогли найти Джамукат и ракопать его руины. Город находился в Таласской долине недалеко от Джамбула на правом берегу реки Талас. Развалины этого города называются сейчас Костобе - "Двойной бугор".
Кроме этих городов в Таласской долине находились такие известные города. как Шельджи, Сус, Куль и Текабкет - в горной части долины, где располагались крупные серебрянные рудники.
В Таласскую долину и в Тараз караваны попадали также по дороге из Ферганской долины, ведущей через перевал Чанач в Чаткальском хребте и Карабура. Из Тараза на восток караваны шли по пустынной местности к городу Кулану.
Город Кулан, который китайцы называли Цзюйлань, был известен как "приятный городок на границах страны тюрок со стороны Маверанахра". От Кулана далее на восток на расстоянии 4 фарсахов друг от друга стояли юрода Мирки и Аспара.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегу озера Иссык-Куль. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, имена которых до нас не дошли. Затем эти пути соединились у перевала Бедель, и через него или через Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ шел путь в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса приводил в Алмалык, а затем по северной оконечности пустыни Такла-Макан. через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.
В 10-11 веках одно из ответвлений Шелкового пути пересекло всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Этот путь начинался в Навакате, затем шел на Бунджикет и через перевал Кастек попадал на северные склоны Зайлийского Алатау в священные горы Урун-Ардж, между бассейнами рек Чу и Или. Об этих горах сообщают еще в 7-8 веках китайские дорожники, называя их горами Цзедань. Топоним Урун-Ардж сохранился до сих пор в названии современного села Узун-Агач.
Трасса Шелкового пути
проходила через небольшие
Северная дорога из Тальхиза шла вдоль реки Талгар до Илийской переправы, потом на Чингильды и через перевал Алтан-Эмель спускалась в долину Коксу и приводила в город Ики-Огуз. В этом городе по словам странствующего монаха Вильгельма Рубрука, посетившего эти места в 1253 году, жили сарацины - иранские купцы.
Дальше дорога шла к Каялыку - столице карлукских джабгу, славившегося своими базарами. Далее путь следовал в долину Тентека и через Джунгарские ворота приводил в Долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай.
Вернемся к городу Испиджабу, чтобы проследовать путем византийского стратига Земарха - из Тараза через Испиджаб в Приаралье и далее в Европу. Кратко опишем этот путь: Испиджаб, Арсубаникет - Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье.
Отрар был узлом караванных путей. Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая через Сырдарью и к городу Весиджу - родине выдающегося ученого Востока Абу Насра аль-Фараби. От города дорога поднималась вверх по Сырдарье к городу Сюткент в Шаш, а вниз - в Дженд. Дальше через Кызылкумы в Хорезм, в Ургенч и в Поволжье, на Кавказ.
Шавгар был известен в источниках в 8 веке и на его месте в 10-12 веках образовался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт Ахмед Ясави. Из Яссы путь выходил на северные склоны Каратау. Эта дорога особенно оживилась в 13-14 веках. На этом пути стояли города Сузак, Уросотан, Кумкент, Сугулкент. Этот путь приводил к Таразу.
От основного пути из Испиджаба, отрара дороги шли в районы Центрального и Восточного Казахстана к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию.
Еще один важный путь отходил от североилийской трассы в районе Чингильды. От этого пути шло направление огибающее Алакуль и через Тарбогатай в земли кимаков. Здесь встречаются города - Банджар, Ханауш, Астур и Сисан. которые были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана.
Таковы направления Шелкового пути на территории Южного Казахстана и Семиречья.
Список всех диковиных товаров товаров не исчерпаем. Это мирра, ладан, жасминовая вода, амбра, кардамон, мускатный орех, женьшень, желчь питона. ковры, полотна, красители, минеральное сырье, алмазы, яшма, янтарь, кораллы, слоновая кость, серебро, золото, меха, монеты и многое другое. Также везли породистых лошадей, скакунов, верблюдов и слонов и других животных. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду с золотом превратился в международную валюту.
Также существует мнение
о том, что именно по
Мировая культура также
возникла не на пустом месте.
Она впитала в себя достижения
многих национальных культур
и явилась плодом
По шелковому пути
также распространялись
Немного поговорим о городе Яса и почему именно такое название приобрел этот город, а также каким образом имя Ахмеда Яссави связано с этим городом. Наибольшего рассвета город достиг в 12 веке. Тогда он был пестр и многолюден. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмеда ибн Ибрагима аль Ясави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа. Именно поэтому о Ясах начинают говорить как о "второй Мекке".
Об Ахмеде Ясави ходит множество легенд и преданий, утверждавших, что его род произошел от дочери пророка Мухаммеда, мусульманской Богородицы, основоположницы всех потомков Пророка. При всей своей привлекательности такая родословная не более чем легенда. вызванная желанием приписать Ахмеду Ясави арабское происхождение, причастность к основателю мусульманской веры.
Между тем родители Ахмеда -Ибрагим -ата и Карачан-ана - были чистокровными тюрками из города Испиджаба и занимались земледелием. Ребенка отдали в ученики к наставнику суфиев. Позже мальчик проходит полный курс суфия и получает от шейха Ходжи Юсуфа аль Хамадани герщад -право самому поучать суфийскому пути познания истины - тарикату. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмед Ясави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию.