Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:23, доклад

Описание работы

Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Aзию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шелкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, тюркскими рабами, афрасиабной керамикой и многими другими товарами, шли по пустыням Каракумы и Кзылкумы, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сары-Арки, одолевали перевалы Памира и Тянь-Щаня, Алтая и Каратау.

Файлы: 1 файл

шелковый путь.docx

— 28.45 Кб (Скачать файл)

Великий Шелковый путь

 Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных  достижений в истории мировой  цивилизации. Разветвленные сети  караванных дорог пересекали  Европу и Aзию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шелкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, тюркскими рабами, афрасиабной керамикой и многими другими товарами, шли по пустыням Каракумы и Кзылкумы, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сары-Арки, одолевали перевалы Памира и Тянь-Щаня, Алтая и Каратау.

 

 

На пути караванов стояли богатые селения и города - Мерв и Бухара, Самарканд и Ургенч, Отрар и Чимкент, Тараз и Баласагун, Сауран и Талгар.

 Вообще, начало контактов  и обменных связей восходит  по времени к 3-2 тысячелетию  до нашей эры. Эти связи были  налажены в связи с разработкой  месторождений в горах Бадахшана  и нефрита в верхнем течении  реки Яркенд-Дарьи, в районе Хотана.

 Лазурит, добываемай в Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В середине 1 тысячелетия бадахшанский лазурит появляется в Китае.

 Наряду с Лазуритовым  путем, соединившем Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, существовал Нефритовый путь, который связывал Восточный Туркестан с Китаем. В середине 1 тысячелетия до нашей эры стал функционировать Степной путь - из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и озера Зайсан. В 6-5 веках до нашей эры китайский шелк стал вывозиться на Запад и в другие страны.

 

 

 В распространении  драгоценных китайских шелков  участвовали кочевые племена  саков и скифов, способствовавших  попаданию диковидного товара в Центральную Азию и Средиземноморье. В это же время шелк попал и в Индию и большинство исследователей полагают, что в это время Шелковый путь еще только начинает зарождаться и оформляться как торговая магистраль. И лишь в середине 2 века до нашей эры Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. А все началось в 138 году, когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, который сопровождал князя Чжан-Цзяня, посланного императором Уди в неведомые страны Запада. Через 13 лет Чжан-Цзян вернулся назад. Зарождение торговых путей связано с процессом урбанизации, охватившим вначале южные районы Средней Азии, затем центральные и лишь на третьем этапе прилегающие северные и степные регионы. Поэтому целесообразно выделить три вида пролегающих по территории Средней Азии сухопутных трасс: южный, центральный и северный. Южный путь начинался от Амуля на Оксе и разветвлялся в трех направлениях:

 

через Бухару, Касан, Керки, Термез, Бактры;

 через Бухару, Самарканд,  Шахризябе, Керки, перевал Акробат, Термез, Бактры;

 через Бухару, Самарканд,  Узункыр. Даратепе, Будрач, Хаитабадтепе, Термез, Бактры.

 Центральный путь проходил  через Амуль на Оксе, в Пайкенд. Бухару, Самарканд, Дизак, Заамин, Самгар, Хаджистан, Турмукан, Баб, Ахсикет, Ош, Узгенд и далее через перевалы на Кашгар.

 пролегал через Амуль в Бухару, Димас, Тававис, Карману, Дабусию, Рабинджан, Зарман, Самарканд, Абаркет, Рабад, Саеду, Харкану, Дизак. В этом районе путь распался на две ветви: из Заамана в Хавас, Харашкат. переправой через Яксарт, в Бенакет, Бинкет; от Дизака через колодцы Хуссейна и Хумейда в Ванкерд, Унджакет, Чинанчикет и далее в Шутуркет, где этот путь сливался с южной ветвью и вел к столице Шаша - Бинкету.

 В 6-7 веках наиболее  оживленным становится путь, который  пролегал из Китая на Запад  через Семиречье и Южный Казахстан,  хотя прежний путь через Фергану  был короче и удобнее. Но  в Семиречье находились ставки  тюркских каганов, которые контролировали  торговые пути через Среднюю  Азию. И, дорога через Фергану  в 7 веке стала опасной из-за  междоусобиц. В-третьих, богатые  тюркские каганы и их окружение  стали крупными потребителями  заморских товаров. Таким образом этот путь стал главным, и основные посольские и торговые караваны в 7-9 веках проходили именно здесь. В 6-8 веках основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан -Таласская Долина - Чуйская Долина - Иссык-кульская котловина - Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, выходило на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи - Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан. Но позднее, в 9-12 веках, этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью. Но в 13-14 веках этот путь вновь оживляется. Зачастую политическая ситуация диктовала выбор маршрутов не только дипломатам и купцам, но и другому путешествующему люду.

 

 Что же представляет  собой Юг Казахстана и Семиречье  в период их вхождения в  сферу действия Шелкового Пути? В этом регионе издревне развивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы.

 Взаимодействие и взаимообогащение  культур - оседлой и кочевой  - явило миру удивительный результат  - многие достижения цивилизаций,  созданных народами Казахстана  и Средней Азии.

 В 6-3 веках до нашей  эры здесь обитали кочевые  и полукочевые племена саков,  высокая культура которых известна  по раскопкам многочисленных  курганных могильников, среди  которых Бесшатыр, Иссык, Тегискен, Уйгарак. Во время существования государства Усуней и Кангюй во 2 веке до нашей эры - первой половине 1 тысячелетия нашей эры, когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникает римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы - застежки и резные камни -печатки из Сасанидского Ирана. Во второй половине б века Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата - огромной кочевой империи, охватившей пространство от Кореи до Черного моря. В конце 6 века распадается на две части - Восточнотюркский и Западнотюркский. Именно в это время происходит оживление торговли на участке Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской феодальной культуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье возникает целый ряд новых городов, а на юге Казахстана усиливается рост тех городов, которые оказались на самой трассе Шелкового пути или были связаны с ним торговыми отношениями. Наиболее крупными из них были Суяб, Тараз и Испиджаб.

 

Шелковый путь, проходивший  через Среднюю Азию, Южный Казахстан  и Семиречье, активно функционировал вплоть до 14 века, пока междоусобные войны  и раздоры не привели к гибели и разрушению городской культуры. Тараз один из древнейших городов Казахстана, известный уже в 6 веке. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство Юстиниана2 из Византии во главе со стратигом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком.в исторических хрониках Тараз называют городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

 Рядом с Таразом некогда находился город Джамукат, который был основан согдийцами Бухары под предводительством Джамука, именем которого и был назван город. Упоминание об этом городе также встречается в хрониках 6 века. Время стерло следы этого города, но археологи смогли найти Джамукат и ракопать его руины. Город находился в Таласской долине недалеко от Джамбула на правом берегу реки Талас. Развалины этого города называются сейчас Костобе - "Двойной бугор".

 Кроме этих городов  в Таласской долине находились такие известные города. как Шельджи, Сус, Куль и Текабкет - в горной части долины, где располагались крупные серебрянные рудники.

 

 В Таласскую долину и в Тараз караваны попадали также по дороге из Ферганской долины, ведущей через перевал Чанач в Чаткальском хребте и Карабура. Из Тараза на восток караваны шли по пустынной местности к городу Кулану.

 Город Кулан, который  китайцы называли Цзюйлань, был известен как "приятный городок на границах страны тюрок со стороны Маверанахра". От Кулана далее на восток на расстоянии 4 фарсахов друг от друга стояли юрода Мирки и Аспара.

 Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегу озера Иссык-Куль. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, имена которых до нас не дошли. Затем эти пути соединились у перевала Бедель, и через него или через Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

 Из Иссык-Кульской  котловины через перевал Санташ шел путь в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса приводил в Алмалык, а затем по северной оконечности пустыни Такла-Макан. через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.

 В 10-11 веках одно  из ответвлений Шелкового пути  пересекло всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Этот путь начинался в Навакате, затем шел на Бунджикет и через перевал Кастек попадал на северные склоны Зайлийского Алатау в священные горы Урун-Ардж, между бассейнами рек Чу и Или. Об этих горах сообщают еще в 7-8 веках китайские дорожники, называя их горами Цзедань. Топоним Урун-Ардж сохранился до сих пор в названии современного села Узун-Агач.

 Трасса Шелкового пути  проходила через небольшие городки,  находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы и достигала города Тальхиза, который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз был крупным центром транзитной торговли и здесь путь имел разветвление. Южный шел через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или, и затем, по правому берегу через Хоргос наАлмалык, соединяясь с маршрутом шедшим из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и Чилик.

 Северная дорога из  Тальхиза шла вдоль реки Талгар до Илийской переправы, потом на Чингильды и через перевал Алтан-Эмель спускалась в долину Коксу и приводила в город Ики-Огуз. В этом городе по словам странствующего монаха Вильгельма Рубрука, посетившего эти места в 1253 году, жили сарацины - иранские купцы.

 

 Дальше дорога шла  к Каялыку - столице карлукских джабгу, славившегося своими базарами. Далее путь следовал в долину Тентека и через Джунгарские ворота приводил в Долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай.

 Вернемся к городу Испиджабу, чтобы проследовать путем византийского стратига Земарха - из Тараза через Испиджаб в Приаралье и далее в Европу. Кратко опишем этот путь: Испиджаб, Арсубаникет - Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье.

 Отрар был узлом караванных путей. Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая через Сырдарью и к городу Весиджу - родине выдающегося ученого Востока Абу Насра аль-Фараби. От города дорога поднималась вверх по Сырдарье к городу Сюткент в Шаш, а вниз - в Дженд. Дальше через Кызылкумы в Хорезм, в Ургенч и в Поволжье, на Кавказ.

 Шавгар был известен в источниках в 8 веке и на его месте в 10-12 веках образовался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт Ахмед Ясави. Из Яссы путь выходил на северные склоны Каратау. Эта дорога особенно оживилась в 13-14 веках. На этом пути стояли города Сузак, Уросотан, Кумкент, Сугулкент. Этот путь приводил к Таразу.

 От основного пути  из Испиджаба, отрара дороги шли в районы Центрального и Восточного Казахстана к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию.

 Еще один важный  путь отходил от североилийской трассы в районе Чингильды. От этого пути шло направление огибающее Алакуль и через Тарбогатай в земли кимаков. Здесь встречаются города - Банджар, Ханауш, Астур и Сисан. которые были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана.

 

 Таковы направления  Шелкового пути на территории  Южного Казахстана и Семиречья.

 Список всех диковиных товаров товаров не исчерпаем. Это мирра, ладан, жасминовая вода, амбра, кардамон, мускатный орех, женьшень, желчь питона. ковры, полотна, красители, минеральное сырье, алмазы, яшма, янтарь, кораллы, слоновая кость, серебро, золото, меха, монеты и многое другое. Также везли породистых лошадей, скакунов, верблюдов и слонов и других животных. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду с золотом превратился в международную валюту.

 Также существует мнение  о том, что именно по Шелковому  пути распространялся тимуридский стиль в керамике.

 Мировая культура также  возникла не на пустом месте.  Она впитала в себя достижения  многих национальных культур  и явилась плодом коллективного  творчества различных этнических  групп. Наряду с распространением  товаров, распространялось искусство  музыки и танца.

 По шелковому пути  также распространялись религиозные  учения и идеи. Таким образом.  Великий Шелковый путь сыграл  огромную роль в истории развития  мировой цивилизации, и стал  связующим звеном между культурой  Востока и Запада.

 

 Немного поговорим  о городе Яса и почему именно  такое название приобрел этот  город, а также каким образом имя Ахмеда Яссави связано с этим городом. Наибольшего рассвета город достиг в 12 веке. Тогда он был пестр и многолюден. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмеда ибн Ибрагима аль Ясави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа. Именно поэтому о Ясах начинают говорить как о "второй Мекке".

 Об Ахмеде Ясави ходит множество легенд и преданий, утверждавших, что его род произошел от дочери пророка Мухаммеда, мусульманской Богородицы, основоположницы всех потомков Пророка. При всей своей привлекательности такая родословная не более чем легенда. вызванная желанием приписать Ахмеду Ясави арабское происхождение, причастность к основателю мусульманской веры.

 Между тем родители  Ахмеда -Ибрагим -ата и Карачан-ана - были чистокровными тюрками из города Испиджаба и занимались земледелием. Ребенка отдали в ученики к наставнику суфиев. Позже мальчик проходит полный курс суфия и получает от шейха Ходжи Юсуфа аль Хамадани герщад -право самому поучать суфийскому пути познания истины - тарикату. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмед Ясави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию.

Информация о работе Великий шелковый путь