Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:57, реферат
Первую мировую войну Великобритания прошла в составе военно-политического блока Антанта; непрерывно развиваясь, страна добилась своей цели, нанеся поражение блоку Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство). В течение войны Британские вооружённые силы претерпели серьёзную реорганизацию, например, были созданы Королевские военно-воздушные силы; численность войск возросла. Впервые в истории страны был проведён принудительный призыв[1]. С началом войны патриотические чувства захлестнули всю страну, социальные барьеры между общественными классами эдвардианской Англии в этот период понизились[2].
• 1 Правительство
• 2 Монархия
• 3 Закон о защите королевства
• 4 Проявление антигерманских настроений
• 5 Вооружённые силы Великобритании
o 5.1 Британская армия
o 5.2 Королевский флот
o 5.3 Королевский лётный корпус
• 6 Вербовка и мобилизация
o 6.1 Кризис призыва 1918 года
o 6.2 Отказники
• 7 Морские и воздушные рейды
o 7.1 Рейд на Ярмут
o 7.2 Рейд на Скарборо, Хартлпул и Уитби
o 7.3 Обстрел Ярмута и Лоустофта
o 7.4 Авианалёты
• 8 Средства информации
o 8.1 Пропаганда
o 8.2 Газеты
o 8.3 Журналы новостей
o 8.4 Музыка
o 8.5 Военные поэты
• 9 Уровень потребления
• 10 Промышленность
• 11 Изменения в обществе
• 12 Потери
• 13 Память
• 14 Последствия
• 15 Примечания
• 16 Источники
Впервые со времён Наполеоновских войн населению Соединённого Королевства угрожали атаки с моря. Появилась и новая угроза — атаки с воздуха, с цеппелинов и самолётов, [63][64].
Основная статья: Набег на Ярмут
Британский
пропагандистский плакат 1914 года.
«Помни о Скарборо!
Запишись добровольцем прямо сейчас»
В ноябре 1914 года британское побережье подверглось первому нападению, германский флот обстрелял североморский порт Грейт-Ярмут. Поскольку обстрел состоялся в туманную погоду, мешавшую вести прицельный огонь, все снаряды разорвались на пляже, а городу были нанесены незначительные повреждения. Также немецкие корабли предприняли пресечённую британскими эсминцами попытку выставить минное заграждение. Тем не менее, одна британская подводная лодка, пытаясь покинуть гавань, чтобы атаковать корабли противника, подорвалась на мине и затонула. В свою очередь, на обратной дороге один из немецких броненосных крейсеров затонул при столкновении сразу с двумя минами невдалеке от своего порта приписки[65].
Основная статья: Набег на Хартлпул, Скарборо и Уитби
Следующий рейд Флота открытого моря к британским берегам произошёл 16 декабря 1914 года, на этот раз бомбардировке подверглись города Скарборо, Хартлпул и Уитби. Жертвами обстрела стали 137 человек, 593 было ранено[66], большинство из пострадавших были гражданскими лицами. В результате атаки отношение британского общества к немецкому флоту стало резко отрицательным, поскольку направлена она была против мирного населения. Вместе с тем, Королевский флот критиковали за неспособность предотвратить набег[67][68].
Основная статья: Обстрел Ярмута и Лоустофта
В апреле 1916 года германское боевое соединение, состоявшее из крейсеров и эсминцев, вновь атаковало прибрежные города Ярмут и Лоустофт. Хотя порты этих городов и представляли некоторую военную ценность, основной задачей рейда считалось выманивание британских кораблей охранения для их последующего уничтожения боевым соединением, либо Флотом открытого моря, стоявшим наготове в этом регионе. Результат набега был неоднозначным: присутствовавшие силы королевского флота были слишком малы для отражения вторжения и предполагаемой погони, и немецкие корабли отступили, прежде чем там появились крупные соединения Гранд-Флита[69].
Британский пропагандистский плакат
1915 года.
«Гораздо лучше противостоять пулям,
чем погибнуть у себя дома от бомбы
Вступайте в армию прямо сейчас
и помогите отбить авианалёт
Боже, храни короля»
Начиная с января 1915 года, немецкие цеппелины периодически наносили бомбовые удары по городам восточного побережья Великобритании. Первый налёт был осуществлён 19 января 1915 года на Грейт-Ярмут[70], 31 мая была проведена бомбардировка Лондона. Британская пропаганда активно использовала эти налёты, демонизируя образ врага, безнаказанно ночью атакующего мирных жителей. Однако реакция населения была неоднозначна: тогда как около 10 000 человек посетили Скарборо, чтобы увидеть последствия артобстрела города, лондонские театры отмечали падение числа зрителей во время «цеппелиновой погоды» — тёмных безветренных ночей[70].
На протяжении 1917 года Германская империя увеличила производство самолётов-бомбардировщиков, таких как Gotha G.IV, и стала осуществлять налёты с применением этого вида техники. Первый массированный удар пришёлся 25 мая 1917 года на город Фолкстон[70], позже рейды самолётов-бомбардировщиков довольно быстро полностью заменили налёты дирижаблей. За всю войну цеппелинами было сброшено 6000 бомб, жертвами которых стали 556 убитых и 1357 раненых[71].
Вскоре после бомбардировки
Фолкстона бомбардировщики
В ходе войны немцы осуществили 51 налёт при помощи дирижаблей на Великобританию. Ещё 52 бомбардировки провели самолёты, в общей сложности они сбросили 280 тонн бомб. Жертвами этих налётов стали 1413 убитых и 3409 раненых[74]. Успехи британской противовоздушной обороны были весьма скромны: из 397 летательных аппаратов, участвовавших в бомбардировках, было сбито всего 24 самолёта Gotha G.IV (ещё 37 самолётов было потеряно в различного рода инцидентах), при этом считается, что по каждому из вражеских самолётов было выпущено 14 540 патронов. Защита от налётов дирижаблей была более успешна: 17 из них было сбито, ещё 21 потерян из-за разного рода происшествий[70].
Британский пропагандистский плакат 1915 года, посвященный обстрелу Скарборо
Пропаганда и цензура были взаимосвязаны в течение войны[75]. Уже в сентябре 1914 года для того, чтобы поддерживать в обществе высокий боевой дух и противостоять немецкой пропаганде, было основано бюро военной пропаганды под руководством Чарльза Мастермана[75]. Под эгидой бюро работали такие выдающиеся писатели как Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Редьярд Киплинг, а также многочисленные редакторы газет[75].
К лету 1915 года бюро выпустило более 2,5 миллионов экземпляров книг, записей речей, официальных документов и листовок[75]. Кроме того Мастерман курировал выпуск кинофильмов о войне. Одним из примеров может служить кинолента «The Battle of the Somme»[76], появившаяся на экранах в августе 1916 года, когда сама битва ещё не была закончена. 22 августа 1916 года The Times так описывала киносеанс: «Многочисленная аудитория была возбуждена и заинтересована реалиями войны, представленными ей столь ярко, что женщины порой закрывали глаза, не в силах видеть трагедию цены сражения, изображённую в фильме; мнение, которое, вероятно, разделяют все — весьма разумно, что люди могут взглянуть на то, что делают наши солдаты в Пикардии, за что борются и страдают»[77].
Сначала — Старая Англия.
Ты — потом.
Репродукция британского агитационного
плаката в российском журнале «Нива» 1916 года
В военное время газеты, как и другие средства массовой информации, подпадали под закон о защите королевства, ограничивавший газетные публикации двумя инструкциями[78]. Инструкция 18 запрещала публиковать секретную информацию о передвижениях войск и флота. Инструкция 27 препятствовала распространению «ложной информации», «данных, могущих пагубно сказаться на показателях призыва», «сведений, подрывавших доверие общества к национальной валюте и банкам», «проявлению нелояльности к Его Величеству»[78]. Цензорские функции возлагались на Бюро прессы, которое не обладало официальными полномочиями до апреля 1916 года, а также на владельцев газет и их редакторов, осуществлявших самоцензуру[6]. Газетные магнаты, сотрудничавшие с правительством, такие как виконт Ротемер[79], барон Бивербрук и виконт Нортклифф[80], были удостоены дворянских титулов. В этих условиях государственный цензорский аппарат, по большому счёту, был сконцентрирован лишь на контроле и подавлении социалистических журналов и, иногда, правых изданий, например, The Globe. Таким образом, цензура влияла на британскую прессу в меньшей степени, чем сокращение доходов от рекламы и увеличение себестоимости производства в ходе войны[6]. Дополнительной лазейкой от государственной цензуры были парламентские привилегии, позволявшие свободно публиковать всё, о чём говорилось в парламенте страны[78]. Одним из самых печально знаменитых проявлений цензорских действий в начале войны была реакция на потопление линкора «Одейшес» в октябре 1914 года. Тогда было запрещено сообщать в газетах о столь крупной потере, невзирая на тот факт, что свидетелями гибели корабля были многочисленные пассажиры трансатлантического лайнера «Олимпик», и об этом сразу же сообщила американская пресса[81].
Наиболее популярными
Общественная потребность в военных новостях и сведениях частично удовлетворялась также журналами новостей, полностью посвящёнными освещению войны. Такие издания, как The War Illustrated, The Illustrated War News, The War Pictorial, обильно оформлялись фотоснимками и изображениями независимо от своей целевой аудитории. Журналы, в которых публиковались, в числе прочих, Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль и Редьярд Киплинг, выпускались для всех слоёв общества, значительно отличаясь по своей цене и наполнению. Смысловое содержание материала также отличалось: в недорогих изданиях основной акцент делался на формировании и поддержке чувства патриотизма в ущерб актуальности новостной ленты с линии фронта. Истории о немецких военных преступлениях публиковались во многих изданиях [84].
13 августа 1914 года корреспондент газеты Daily Mail Джордж Карнок заметил ирландский полк коннахтских рейнджеров, маршировавших по Булони с песней «Долог путь до Типперери», о чём и написал в репортаже, опубликованном 18 августа 1914 года. Песня была подхвачена другими подразделениями Британской армии. В ноябре 1914 года она была исполнена известной певицей мюзик-холла Флорри Форде, что поспособствовало всемирной популярности композиции[85]. Ещё одной широко распространённой маршевой песней, поддерживавшей высокий моральный дух британцев, стала «Спрячь свои проблемы в свой старый вещмешок»[86].
Серьёзный общественный резонанс вызывало творчество военных поэтов, писавших о собственном военном опыте. Некоторые из них погибли во время службы (наиболее яркими представителями этой группы были Руперт Брук, Айзек Розеберг и Уилфред Оуэн), но некоторым (например, Зигфрид Сассун) удалось выжить. Основные поэтические темы включали в себя солдатскую юность и наивность, а также достойное поведение, с которым они боролись и умирали. Наглядным образцом может служить строка «Они пали лицом к врагу» из «Оды поминовения» поэмы Лоуренса Биньона «Павшим», впервые опубликованной в The Times в сентябре 1914 года. Поэтессы военного периода, такие как Вера Бриттейн, творившие в тылу, в своих произведениях оплакивали потерю братьев и возлюбленных, сражавшихся на фронте[87].
Правительственная листовка времён Первой мировой с перечнем судебных приговоров нарушителям закона о нормировании пищи
В рамках первоначальной политики «бизнес — как обычно», правительство не хотело контролировать торговлю продуктами питания. Оно сопротивлялось попыткам установить минимальные цены на изделия из злаков, но было вынуждено ввести контроль над важными статьями импорта продовольствия (сахар, мясо и различные виды зерна). Когда контроль был всё же введён, он носил ограниченный характер. В 1916 году стало незаконным заказывать более двух блюд на ланч в местах общественного питания и более трёх — на ужин; вводились штрафы для тех, кто кормил голубей или бездомных животных[33].
В 1916 году Германская империя развернула неограниченную подводную войну, топя корабли союзников, а позже и корабли нейтральных государств, перевозившие продовольствие. Тем самым была предпринята попытка организовать на территории Британии голод. Одним из ответов на такую угрозу стало введение в феврале 1917 года системы добровольного нормирования продуктов питания[33], поддержанной лично королём и королевой[88]. С сентября производство хлеба было субсидировано. По инициативе местных властей, в период с декабря 1917 по февраль 1918 года, в разных районах страны был введён режим принудительного нормирования[33], поскольку к этому моменту запасов пшеницы на элеваторах страны хватало только на шесть недель. Некоторые исследователи полагают, что эти мероприятия, в целом, благоприятно сказались на здоровье нации[33], поскольку они регулировали потребление необходимых продуктов. С 15 июля 1918 года в обиходе появились продовольственные книжки на масло, маргарин, сало, мясо и сахар.
За время войны среднее
Беженцы из Бельгии за работой на производстве артиллерийских снарядов
Общий объём производства в Великобритании за время войны снизился на 10 %, однако в некоторых отраслях промышленности, к примеру, в сталелитейной, отмечался рост[7]. Хотя в определённый период страна столкнулась с дефицитом артиллерийских снарядов, это было связано с большим объёмом правительственного заказа в начальный военный период, который не учитывал имевшиеся производственные мощности, а не с неэффективным производством[7]. В 1915 году вновь созданное министерство вооружений занялось контролем производства боеприпасов, в чём и преуспело. В апреле 1915 года около 2 миллионов снарядов отправилось во Францию, к концу войны эта цифра возросла до 187 миллионов[2]. Годовой довоенный объём производства лёгких боеприпасов к 1918 году производился за четыре дня. В 1914 году в авиастроительной области было задействовано 60 000 мужчин и женщин, к 1918 году в этой области трудилось более 347 000 человек[7].