С большим искусством изготавливалась
одежда для богатой шляхты, знати, духовенства.
Меховщики-скорняки шили дорогую, с золотом
на бархате, одежду для великокняжеского
двора, для подарков зарубежным государям.
Стали разнообразными жилье
и хозяйственные постройки. Не только
в крупных городах, но и в богатых усадьбах,
фольварках, появились каменные строения,
менялась планировка населенных пунктов.
В это время были построены оригинальные
здания церковно-монастырского назначения,
замковые и дворцовые ансамбли в Вильно,
Ковно и других городах. В Вильно в XVI веке
был построен шедевр готики того времени
— костел св. Анны. Единый с костелом св.
Анны ансамбль составляет, находящийся
рядом Бернардинский костел. С XVII века
появляются дворцы и костелы, построенные
в стиле барокко (костел Петра и Павла
в Вильно, 1668–1683 годы и др). В 1579 году был
основан университет.
В Ковно (Каунасе), разместившимся
в долинах рек Няриса и Немана и на окружающих
их холмах, в конце XIII века, когда начал
нападать орден, был построен мощный оборонительный
замок. На протяжении почти двух столетий
крепость защищалась от частых нападений
ордена. В одной из хроник крестоносцев
описано взятие каунасского замка в 1362
году. Только после трехнедельной осады
была взята крепость, погибли почти все
ее защитники, а оставшиеся в живых вместе
с князем попали в плен. Но удержаться
на этом исключительно важном стратегическом
месте крестоносцы не смогли. Они отступали
и нападали. На помощь им шли рыцари из
разных стран Европы. С 1384 года до начала
следующего столетия, то есть за 16 лет,
крестоносцы не менее шести раз осаждали
эту крепость.
Готическая и ренессансная
архитектура нашли воплощение в дворцово-замковых
комплексах в Мире (XV–XVI века), Гераненах,
Койданово, Смольянах. Наряду с этим строились
крупные объекты сельскохозяйственного
и другого назначения — мельницы, мосты
с несколькими пролетами, порты. Развивалось
литейное дело.
Духовная жизнь Великого княжества
Литовского в XV–XVI cтолетиях испытывала
на себе влияние идей Возрождения. В этот
период расцветала ренессансная культура.
Суть ее состояла в бурном росте и взаимном
обогащении культуры европейских стран,
широком изучении и использовании достижений
периода античности, проникновении гуманистических
идей в культуру, распространении реформационных
идей и движений, возникновения книгопечатания.
В этом же ряду стоит углубление государственного,
национально-патриотического сознания
во всех слоях общества — духовенства,
шляхты, и «посполитного» люда.
На развитие литовской культуы
большое влияние оказала белорусская
и русская культура. На белорусском и русском
языках были написаны «Летопись великих
князей литовских», «Хроника Великого
княжества Литовского и Жемайтского»,
«Хроника Быховца», «Литовские статуты»
1529, 1566 и 1588 годов, «Литовская метрика»
и др., которые стали энциклопедией исторических
знаний этой эпохи. В них отражалось историческое
прошлое народа, показана деятельность
выдающихся личностей, раскрыты основные
общественно-политические идеи.
Митрополит Великого княжества
Григорий Цамблак, живший в начале XV века
на белорусских землях, был выдающимся
славянским писателем и церковным деятелем.
Он создал множество произведений и внес
значительный вклад в культуру и литературу.
Уроженец Полоцка Франциск Скорина (около
1490 — около 1551) был белорусским первопечатником,
просветителем и гуманистом. На тогдашнем
литературном белорусском языке он издал
23 книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал
первую во всей восточной Европе типографию
и издал две книги: «Малую подорожную книжицу»
(1522) и «Апостол» (1525). В первой он поместил
календарь, в котором были указаны религиозные
праздники, а также астрономические и
светские сведения. Кроме названий 12 месяцев
в «Малой подорожной книжице» приведены
данные о продолжительности дня и ночи,
о движении Солнца, о солнечных и лунных
затмениях. Издания Скорины отличались
неповторимым художественно-полиграфическим
обликом, многочисленными иллюстрациями,
оригинальными шрифтами. Свои книги Скорина
посвящал «людям простым, посполитым».
Вскоре типографии были основаны
в Вильно, Минске, Несвиже, Бресте и др.
городах. Важным явлением культуры в Великом
княжестве было появление историко-хроникальной
литературы — «Хроника польская, литовская,
жомойтская и всея Руси» М. Стрыйковского.
Одним из основоположников литовской
письменности был М. Даукша, издавший в
конце XVI века книгу проповедей. В 1595 году
в Вильно был издан переведенный каноником
М. Даукшей Катехизис.
Реформисты, стремясь как можно
шире насадить лютеранскую и кальвинистскую
веру, обращались к народу на его родном
языке. Первая литовская книга «Простые
слова катехизиса» М. Мажвидаса, была напечатанная
в 1547 году в Восточной Пруссии, в Кенигсберге.
Это был не только Катехизис. В небольшой
книге, напечатанной готическим шрифтом,
приводились основы литовской азбуки
и письма, первый алфавит, примеры слогов,
первые грамматические термины и ноты.
Вскоре начали появляться и другие книги
религиозного содержания.
В конце XVI — начале XVII века
на литовском языке было уже издано немало
книг религиозного содержания, как протестантских,
так и католических. В 1629 году появился
литовско-польско-латинский словарь, составленный
К. Ширвидасом, а в 1653 году в Тильзите (Пруссия) —
первая грамматика литовского языка Д.
Клейна.
Как правило, феодалы Великого
княжества литовского языка не знали и
игнорировали народные обычаи. По-литовски
говорили лишь крестьяне и мелкая шляхта.
Основой литовского языка был язык племен,
из которых сформировалась литовская
народность, — аукштайтов, жемайтов, куршей,
ятвяг и др. До XVII–XVIII веков существовал
еще один язык балтийской группы, на котором
разговаривали пруссы, жившие на Балтийском
побережье к западу от литовских земель.
Довольно долго, до середины XVI века, в
Великом княжестве не было своей письменности.
С конца XIV века употреблялся древнерусский
и белорусский языки, которые использовались
для написания различных документов, судебников,
статутов (сборников законов), просветительная
литература.
Еще в XV веке литовцы были язычниками,
оставаясь последним языческим народом
в Европе. Они, как и древние греки и римляне,
поклонялись многим богам, самым могучим
из которых считался Перкунас. У племен
были свои святилища — священные рощи,
в которых поддерживали огонь весталки.
Толкователями воли богов считались жрецы,
верховных жрец был приближенным великого
князя. Литовцы почитали своих богов, у
них было много праздников, обычаев, свои
песни и самобытное искусство.
С введением католичества большая
часть обычаев и традиций исчезла, язык
и культура народа в Великом княжестве
находилась под угрозой нарастающей полонизации.
Польская шляхта навязывала свой язык,
письменность, обычаи. Влияние польского
языка и культуры особенно усилились после
заключения польско-литовской унии в конце
XIV века. Литовская знать, стремясь получить
такие же права и привилегии, как и польские
феодалы, считали себя зазорным называться
литовцами и называли себя «поляками литовского
роду».
Особенности культуры проявлялись
и в церковно-религиозном укладе общества.
Сближение с католической Польшей, гибель
Византийской империи в 1453 году и ослабление
влияния константинопольского патриарха,
конфронтация с Московским государством
и некоторые другие причины, обусловили
расширение связей с западным католическим
миром и католицизм наряду с православной
конфессией стал играть значительную
роль в общественной и культурной жизни
Великого княжества, что изменило политику
относительно веротерпимости в государстве.
После заключения Кревской
унии, Ягайло обязался окатоличить все
население Литвы. Когда два жемайтский
феодала, которые уже были православными,
отказались принимать католичество, он
приказал их казнить. Кревской унией православные
не допускались в состав рады, они не могли
избирать великого князя, не имели имущественных
и личных гарантий. Если феодал-католик
вступал в брак с православной, он терял
все привилегии. Православная, вступая
в брак с католиком, должна была принять
веру под угрозой наказания. В 1473 году
в Великом княжестве Литовском на 43 года
раньше, чем в Испании, была основана инквизиция,
которая занималась розыском еретиков
и отступников. Позже великий князь Казимир
запретил строительство новых и ремонт
старых православных церквей.
Организационная структура
католической церкви была создана в короткий
срок. Через полтора года после Кревской
унии,Ягайлом было создано Виленское католическое
епископство, которое кроме Аукштайтии
охватило земли Новогрудчины, Минщины,
Витебщины. Небольшая часть юго-восточной
Беларуси вошла в Луцкое епископство.
Быстро создавались католические приходы
(парафии). С конца XIV до середины XVI века
в Беларуси возникло более 250 парафий.
Литовская и верховная знать
активно участвовали в основании костелов
и монастырей. В Лиде, Ошмянах и Пинске
были основаны монастыри ордена францисканцев,
в Бресте и Быстрице — августинцев, в Полоцке
— бернардинцев. Все монашеские ордены
принадлежали к так называемым «нищенским».
Их устав запрещал обзаводиться сколько-нибудь
значительной собственностью. Но, несмотря
на запрет, они быстро стали крупными землевладельцами.
Вклад католической церкви в целом и монашеских
орденов в частности, в культуру княжества
был значительным и выражался, прежде
всего, в пропаганде морально-нравственных
ценностей, книгопечатании и развитии
образования.
Заключение
В процессе работы над рефератом
я проделал огромную исследовательскую
работу и выяснила, что новое государство,
Великое княжество Литовское, давало литовцам
защиту от немцев, а русским – прибежище
от татар. Первые, самые ранние победы
над монголо-татарами были одержаны русскими
полками в союзе с ратями литовцев. Недаром
в исторической литературе Великое княжество
Литовское носит еще название Литовско-Русскогогосударства.
Это тяжелая эпоха, пережитая
Русью в XIII веке, составляет переход от
истории Киевского государства к истории
тех государств, которые его заменили,
а именно: Новгородского государства,
Великого княжества Владимирского, а за
тем Московского, и Великого княжества
Литовского.
Владея территориями от Балтийского
моря до Чёрного, Литовское государство
активно участвовало в делах соседних
государств – Польши, Орды, Ордена, Московского
и других русских княжеств. Те же, в свою
очередь, имели влияние и на Литву, наибольшее
же было у Польши и Восточной Руси. После
провала попыток стать центром объединения
Руси, Литва поворачивается к Польше, что
и привело к её падению.
Библиографический
список использованной литературы
- Всемирная история: В 24 т., т.
8, 9, 11 / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др., Мн., 1999
- ЕрмаловичМ.И. По следам одного мифа. Мн., 1991
- История России с древнейших
времен до наших дней: учеб.: в 2т.-Т.1/ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,
В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. –
М.: Проспект 2010. – 544с
- ПашутоВ. Т. «Героическая борьба русского народа за независимость (XIII век)». , М., 1956, стр. 110
- Статут Великого княжества
Литовского 1529. Мн., 1960
- Чигринов
П.Г. История
Беларуси. Мн., 2003
- http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/vielikoie-kniazhiestvo-litovskoie-i-russkoie