Великое переселение народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:04, реферат

Описание работы

С древних времен человечество интересуется своей историей, будь то прошлое или будущее. Всем известно о существовании наскальных живописей, летописей и исторических документов, которые предназначены для потомков, то есть для того, чтобы они могли узнать, что происходило ранее, почерпнуть для себя новые знания, набраться опыта. И очень давно люди стали пользоваться такими источниками информации, преследуя перечисленные цели и не только.

Содержание работы

Введение
Великое переселение народов или «этническая революция»
Причины и последствия великого переселения народов
Русские народы
Восточные славяне
Миграция восточных славян
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 603.83 Кб (Скачать файл)

 

 

6.Миграция восточных славян

В конце IV века развитие провинциальноримских культур — пшеворской и черняховской, идентифицируемых как древнеславянские, — было прервано нашествием кочевников-гуннов, этническую принадлежность которых  определяют как метисную тюрко-монгольскую. Области Северного Причерноморья  и земли севернее Карпат, населённые древними славянами были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены  были покинуть обжитые земли. В частности  из мест совместного проживания со славянами ушли германские племена. Значительные массы славянского  земледельческого населения также  покинули ранее плотно обжитые территории. Ситуация этого времени усугублялась значительным ухудшением климата в  землях, прилегающих к Балтийскому  морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни  и занятий сельским хозяйством. Археологи  зафиксировали здесь в III-IV веках  увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались  самые низкие температуры за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность  почвы, заметно повысился уровень  рек и озер, поднялись грунтовые  воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени  оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли — непригодными для сельского хозяйства. Началась великая славянская миграция.

Часть древних славян Северного  Причерноморья, известных под племенным  именем «анты», оказалась вовлеченой в гуннское нашествие на Европу, переселившись на новые земли  к северу и северо-западу от прежних  своих мест обитания.

В самом начале Средневековья археологи  обнаруживают славян как на прежних  территориях их проживания, но в  меньшем количестве, так и далеко за их пределами — на северо-западе Русской равнины, на Средней Волге, на южном побережье Балтики, на Дунае и Балканах. Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В конце VI века славяне пражско-корчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье Дуная и Днестра. В конце IV-V века Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены были переселиться на северо-восток вдоль возвышенной гряды, оставшейся от последнего оледенения, простирающейся вплоть до Валдая. На новом месте славяне вступили в контакт с аборигенным финно-угорским населением и вместе с ним создали новые культуры. В бассейне озер Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежавшей прибалтийско-финскому населению, формируется культура псковских длинных курганов.

Диалект славян Псковско-Ильменского  края восстанавливается по реликтам псковских говоров и берестяным грамотам из раскопок в Новгороде  и именуется древненовгородским. Академик А.А. Зализняк показал, что  это был один из диалектов праславянского языка.

Поселившись в лесном краю, славяне  вынуждены были заняться подсечно-огневым  земледелием. Лишь кое-где сохранились  традиции пашенного земледелия, в  частности в Удомельском поозерье. C VIII века, когда наступает потепление, приведшее к уменьшению увлажненности, это население активизируется и  заселяет наиболее плодородные местности  Ильменского края. Формируется культура сопок, отождествляемая с летописными  словенами ильменскими или новгородскими.

В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях смешения пришлых славян с местными балтами  складывается тушемлинская культура (V-VII века). В VIII веке в связи с активизацией словен новгородских на этой территории расселяется часть населения культуры псковских длинных курганов. В результате формируется культура смоленско-полоцких длинных курганов, отождествляемая с летописными кривичами.

В результате той же миграционной волны, исходившей из Висленского региона, славянами в середине 1-го тысячелетия  осваивается также междуречье Волги  и Клязьмы. О появлении в этих землях крупных масс нового населения  говорят и новый тип расселения, и новая форма хозяйственной  деятельности, несовместимые с прежними. В период становления Древнерусского государства славяне Волго-Клязьминского  междуречья именовались мерей —  этнонимом, унаследованным от местного финского племени, в основной своей  массе растворившегося среди  пришельцев. Когда летописец писал, что «перьвии насельници... в Ростове  меря», он имел в виду славян, заселивших земли мери, а не финноязычных аборигенов, как считалось до начала системных  раскопок в Ростове. Славяне, расселившиеся  в период великого переселения народов  в лесной полосе Восточно-Европейской  равнины, составили основу будущих  северных великорусов.

Во время нашествия гуннов крупная  группа славян Днестро-Днепровского региона  переселилась в пустовавшие плодородные  земли Среднего Поволжья, где сложилась  именьковская культура. Судьба этих земледельцев была двоякой. На рубеже VII и VIII веков  под натиском появившихся здесь  тюркоязычных кочевников-булгар значительные массы их вынуждены были покинуть волжские земли и переселиться в  лесостепь в междуречье Днепра и  Дона, где ими была создана волынцевская культура. Оставшиеся в Средневолжском регионе носители именьковской культуры подчинились булгарам и составили  земледельческую часть населения  Волжской Булгарии. Еще в X веке ее правителя  Алмуша Ибн-Фадлан именует «царем сакэлиба» (то есть славян), а Волгу называет Славянской рекой.

Племена волынцевской и развившихся  из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее  течение Оки и Воронежское  Подонье. Славяне этой племенной  группы, как можно судить по «Баварскому  географу» IX века, назывались русами и  были непосредственными соседями Хазарии. Русы в это время были достаточно хорошо известны в Баварии, и это  были не скандинавы.

Формирование народностей протекало  в разных местах славянского ареала неодинаково. Самые крупные раннесредневековые славянские народности, польская и  древнерусская, складывались в условиях интеграции различных племенных  образований праславян.

Древнерусская народность включила в  себя несколько разнодиалектных  племенных образований славян и  ассимилированное местное население  Восточно-Европейской равнины. Одним  из явлений, активно способствовавших интеграции восточного славянства, стала  миграция славян из Дунайского региона. Она относится к тому времени, когда Восточно-Европейская равнина  уже была освоена славянами. Началась она еще в VII-VIII веках, а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев имел место в VIII-IX веках и продолжался  еще в начале X века. Проникновение  славян из Дунайских земель было многоступенчатым процессом, переселения осуществлялись более или менее крупными группами и затронули все восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в  Восточную Европу отразился в  русском фольклоре и обрядности, а также в летописях.

Летописи и памятники агиографии XI-XII веков свидетельствуют, что на первых порах русами именовали себя военно-служилое и церковное сословия, но очень скоро русью, русскими людьми стали считать себя и широкие  слои населения всего Древнерусского государства. Вопрос о происхождении  этнонима «русь» остается дискуссионным. С одной стороны, в Днепровcко-Донском регионе существовало славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю территорию восточного славянства. Именно об этом, кажется, говорит и «Повесть временных лет»: в 882 году Олег, организуя поход из Новгорода в Поднепровье, берет в свое войско «мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи» (руси в дружине не было). И только после того как Олег утвердился в Киеве, «варязи и словени и прочи прозвашася русью». С другой стороны, та же летопись сообщает, что в 862 году «русь, чюдь, словени и кривичи и веси» решили пригласить князей из-за моря и обратились «к варягам, к руси». «И от тех варяг прозвася Русская земля». Племени русь в Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда распространенная в литературе гипотеза, что русью первоначально звались варяги, затем представители дружинного сословия независимо от этноса и на следующей стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси.

 

 

7. Заключение

 

Великое переселение народов – уникальный исторический феномен переходной эпохи. Это особый период исторического  развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (IV-VII вв) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка) взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом явилось зарождение нового типа цивилизации. Четыре столетия Переселения определили тенденции  дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической  и духовной атмосферы, морали и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Приложения

 

 

 

 

9. Список использованной литературы


русское государство великое переселение

  1. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. История. Россия и мир // Москва. 2008. С. 44-55.
  2. Личман Б.В., Рыбаков С.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века // Екатеринбург. 1995
  3. Wikipedia.org
  4. Maxbooks.ru
  5. Статья П.Н. Третьякова «Славяне и великое переселение народов.Древности антов»
  6. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
  7. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
  8. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.
  9. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

 


Информация о работе Великое переселение народов