Верджиния Хендерсон и ее модель сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 18:59, реферат

Описание работы

Родившись в 1897 году, 30 ноября, пятой из восьми детей добропорядочного семейства Хендерсонов, она была названа Вирджинией. В честь родины ее матери — штата Вирджиния, и, как стало очевидно впоследствии, словно олицетворение символа невинности и бесконечной любви к ближнему. В этом же штате Вирджиния, в 1921 году наша героиня получила свое первое медицинское образование в армейской школе медицинских сестер в городе Норфолк, где расположена главная военно-морская база США. Осуществляя активную деятельность по уходу за больными, Вирджиния Хендерсон всем сердцем прочувствовала, как важна помощь медицинской сестры.Очень четко Вирджиния поняла, что для человека, пережившего ранение, операцию или болезнь, главным остается возможность продолжать свою жизнь, удовлетворяя все потребности.

Файлы: 1 файл

Virdzhini_Khenderson.doc

— 4.10 Мб (Скачать файл)

 

 

Департамент  здравоохранение Тюменской  области 
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области  
«Тюменский медицинский колледж»

 

 

 

 

Реферат

ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН И ЕЕ МОДЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ПМ. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 01. Теория и практика сестринского дела

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  
Отделения «Лечебное 
дело», Курс 1, группа 100    ________________      Санникова М.В.  
                                                  (личная подпись)

 

Проверил: преподаватель 
Теория и практика  
сестринского дела.             _________________         Фанина О.Б.

 

Тюмень 
2015

Наиболее известная медицинским сестрам по добавочно-дополняющей модели, Вирджиния Хендерсон внесла неоценимый вклад в развитие теории и практики сестринского дела.

 

Родившись в 1897 году, 30 ноября, пятой из восьми детей добропорядочного семейства Хендерсонов, она была названа Вирджинией. В честь родины ее матери — штата Вирджиния, и, как стало очевидно впоследствии, словно олицетворение символа невинности и бесконечной любви к ближнему. В этом же штате Вирджиния, в 1921 году наша героиня получила свое первое медицинское образование в армейской школе медицинских сестер в городе Норфолк, где расположена главная военно-морская база США. Осуществляя активную деятельность по уходу за больными, Вирджиния Хендерсон всем сердцем прочувствовала, как важна помощь медицинской сестры.Очень четко Вирджиния поняла, что для человека, пережившего ранение, операцию или болезнь, главным остается возможность продолжать свою жизнь, удовлетворяя все потребности. И таким образом, чтобы оставаться цельной личностью, частью общества. А помощником в этом становится медицинская сестра.

Медсестра — это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить.

«Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»

 С 1924 по 1929 годы Вирджиния  Хендерсон преподавала сестринское  дело в протестантской больнице  Норфолка. Основываясь на личном опыте ухода за пациентами и проведенными исследованиями, Вирджиния щедро делилась опытом с медицинскими сестрами. В 1929 году Хендерсон .В выступила одним из вдохновителей включения в программу обучения медицинских сестер уходу за психиатрическими пациентами. С 1953 года она уже — научный сотрудник Йельского университета, в школе медицинских сестер. В 1932 году Вирджиния Хендерсон закончила Педагогический колледж колумбийского университета. Там же она с 1934 года вела уже преподавательскую деятельность в области сестринского дела в качестве адъюнкт-профессора.

 В 1939 году вышло первое  издание ее книги «Принципы и практика сестринского дела». В своем окончательном варианте теория Хендерсон появилась в 1955 году. В 1966 году выходит в свет научно-исследовательский труд «Основы медсестринства». Деятельность Вирджинии Хендерсон отмечено многочисленными наградами, признаниями, почетными докторскими званиями нескольких университетов США. На протяжении всей своей жизни Вирджиния Хендерсон была добрейшим и отзывчивым человеком, элегантной дамой, мудрым наставником. Ее уход в 1996 году, 19 марта, был светел и чист, как весь жизненный путь. Окончив чаепитие с шоколадными лакомствами и мороженым, попрощавшись с родными и друзьями, на 99-м году жизни она тихо перешла из одного мира в другой.

 

                        

 

 

 

 

Более чем через столетие после В. Хендерсон (1966) изложила 14 принципов медсестринского ухода согласно человеческим потребностям

Принципы медсестринского ухода В. Хендерсон

1. Дыхание.

2. Питание и потребление  жидкости.

3. Физиологические отправления.

4. Двигательная активность.

5. Сон и отдых.

6. Способность одеваться  и раздеваться.

7. Температура тела и  ее регулирования.

8. Способность поддерживать  личную гигиену.

9. Способность обеспечить свою безопасность.

10. Общение.

11. Возможность придерживаться  обычаев и обрядов согласно  вероисповеданию.

12. Работоспособность.

13. Увлечения и отдых.

14. Знания, потребность в  получении информации.

Первые восемь принципов сфокусированы на физиологических потребностях, другие - на потребностях в безопасности, социальных, психологических и духовных нуждах.

Эти принципы легли в основу определения медсестринства В. Хендерсон.

"Уникальность функций  медсестры заключается в оказании  помощи человеку, больному или здоровому, в проведении мероприятий, способствующих укреплению его здоровья или его восстановлению (или спокойной смерти), которые он выполнял бы самостоятельно, если бы имел необходимые для этого силы, желания и знания, причем все делается для того, чтобы помочь человеку стать независимым как можно скорее ".

Каждая из потребностей В. Хендерсон может изменяться в зависимости от ситуации. Медсестринское оценка состояния пациента определяет наиболее важную из перечисленных потребностей для конкретного пациента с целью разработки систематизированного медсестринского плана ухода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель сестринского дела В. Хендерсон

В 1966 году известная американская медицинская сестра, преподаватель и исследовательница сестринского дела Вирджиния Хендерсон разработала и предложила свою модель сестринского дела.

В. Хендерсон сосредоточивает внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях человека.

Взяв за основу иерархию человеческих потребностей (по А. Маслоу), В. Хендерсон для создания своей модели выбрала 14 фундаментальных потребностей, удовлетворение которых является главным в практической работе медицинской сестры. Одной из важных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Эта модель является одной из самых известных и вместе с тем простых для понимания и использования. Она рекомендована европейских региональным бюро ВОЗ для применения медицинскими сестрами Европы и в странах, ранее входивших в СНГ.

Основные положения модели

Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, которые являются одинаковыми для всех людей: "...независимо от того, болен человек или здоров, медсестра всегда должен помнить жизненно важные потребности человека в пище, одежде, жилище, в любви и доброжелательности, взаимозависимости в условиях общественных отношений...".

В. Хендерсон описала фундаментальные потребности человека в виде 14 "видов повседневной деятельности".

Виды повседневной деятельности (фундаментальные потребности человека)

1. Нормально дышать.

2. Потреблять адекватную  пищу и жидкость.

3. Выделять нормально  из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать  соответствующее положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Выбирать соответствующую  одежду, самостоятельно одеваться, раздеваться.

7. Поддерживать температуру  тела на нормальном уровне, подбирая  подходящую одежду или изменяя  окружающую среду.

8. Поддерживать личную  гигиену, заботиться о своём внешнем  виде.

9. Избегать опасных факторов  окружающей среды и не создавать опасности другим людям.

10. Общаться с другими  людьми, выражать свои эмоции, мысли, потребности.

11. Поддерживать свое соответствующее  вероисповедания.

12. Выполнять работу, которая приносит положительный результат и удовольствие.

13. Участвовать в играх, развлечениях.

14. Познавать, открывать и  удовлетворять свое любопытство, помогать себе таким образом нормально развиваться и быть здоровым, используя имеющиеся средства для укрепления здоровья.

 

Здоровый человек, как правило, не имеет трудностей для удовлетворения этих потребностей. В то же время в периоды болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть неспособным удовлетворить эти потребности самостоятельно.

Именно в это время медицинская сестра помогает "...человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают ее здоровье или, способствуют выздоровлению (или в момент приближения смерти) и которые этот человек выполнила бы без посторонней помощи , если бы у нее были соответствующие сила, желание, знания, причем все это делается для того, чтобы помочь человеку стать как можно скорее независимым ... ".

В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, использовала не все человеческие потребности по А. Маслоу.

Ниже приводится таблица взаимосвязей основных потребностей по А. Маслоу и фундаментальных потребностей по модели В. Хендерсон.

 

 

 

 

Таблица 1

Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с фундаментальными потребностями по В. Хендерсон

№ п/п

Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу

Фундаментальные потребности (виды повседневной деятельности) человека по модели В. Хендерсон

1

Первый уровень: Физиологические потребности

1. Нормально дышать

2. Потреблять адекватную  пищу

3. Выделять нормально  из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать  соответствующее положение

5. Спать и отдыхать

2

Второй уровень:Потребности в безопасности

6. Выбирать соответствующую  одежду, самостоятельно одеваться, раздеваться

7. Поддерживать температуру тела на нормальном уровне, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду

8. Поддерживать личную  гигиену, заботится о своем внешнем  виде

9. Избегать опасных факторов  окружающей среды и не создавать  опасности другим людям

3

Третий уровень:Социальные потребности

10. Общаться с другими  людьми, выражать свои эмоции, высказывать  мнения, потребности

11. Поддерживать свое соответствующее  вероисповедания

4

Четвертый уровень:Потребность в уважении и самоуважении

12. Выполнять работу, которая приносит положительный результат и удовольствие.

13. Участвовать в играх, развлечениях

14. Познавать, открывать и  удовлетворять свое любопытство, помогая себе, таким образом нормально развиваться и быть здоровым, используя имеющиеся средства для укрепления здоровья


 

Источником проблем пациента является неспособность человека самостоятельно удовлетворить свои фундаментальные потребности. Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают тогда, когда человек, в силу определенных обстоятельств (болезнь, некоторый период развития и т.д.), не смогли бы осуществлять уход за собой. Проблемы могут возникнуть также в период выздоровления или долговременного умирания. На способность выполнять повседневную деятельность влияют:

• социальные, культурные, экономические условия жизни человека;

• физиологические, интеллектуальные возможности человека;

• эмоциональное состояние, темперамент (например, при наличии чувства страха и беспокойства пациент может плохо есть и спать). 

Направленность сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства направлены на достижение пациентом независимости для удовлетворения основных его потребностей, на укрепление здоровья пациента. В своей модели В. Хендерсон предвидит обязательное участие пациента при выявлении и решении его проблем со здоровьем.

При обследовании пациента медсестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: "...только в состоянии очень высокой зависимости пациента, таком как запятая или состояние полной прострации, у медсестры есть оправданные мотивы для принятия решения (не обсуждая его с пациентом), что для него в данном случае является благом ...". По мнению В. Хендерсон, "... Сестра должна просто" встать на место "каждого пациента, чтобы понять его потребности. Сестра то находится в бессознательном состоянии, то любит жизнь. Сестра – это "ноги безногого", "глаза слепого", опора ребенка, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб, чтобы говорить ...".

Цель ухода

восстановить независимость пациента в удовлетворении им 14 фундаментальных потребностей.

Средства сестринских вмешательств

обычный сестринский уход; медикаментозная терапия по назначению врача; участие пациента и членов его семьи в уходе.

Оценка качества и результатов ухода - осуществляется тогда, когда удовлетворены фундаментальные потребности, в отношении которых было применено сестринское вмешательство.

Роль медсестры - представлена В. Хендерсон с двух сторон. С одной стороны, сестра это самостоятельный, независимый специалист в системе здравоохранения, так как она выполняет те функции, которые может выполнять пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимым. С другой стороны, медсестра - это помощник врача, исполняющий его назначения.

Модель В. Хендерсон имеет ряд критических замечаний:

• эта модель более ориентирована на предоставление интенсивной сестринской помощи в больницах;

• эта модель в большей степени учитывает физиологические потребности человека и в относительно меньшей степени - психологические, социальные и духовные потребности.

Учитывая то, что модель, предложенная В. Хендерсон, не достаточно сложна по сравнению с современными моделями сестринского дела, ее можно использовать вместе с медсестринским процессом как основу для практической работы медицинской сестры (Лемон, 1996).  

Информация о работе Верджиния Хендерсон и ее модель сестринского дела