Верхневолжская
культура орнамента на керамике
Носители этой культуры
распространяются и бытуют здесь
в Центре Русской равнины на рубеже
VI и V тыс., до конца V тыс. до н.э. Они хорошо
знакомы с гончарным производством,
изготавливали керамику из глины
с примесью крупного шамота и помета
водоплавающих птиц.Орнамент занимал
часть или всю поверхность сосуда. Элементы:
к массовым относятся гребенчатый, пунктирный,
ямочный и накольчатый. Примерно на 1/3
сосудов отмечены неорнаментированные
участки поверхности. В большинстве случаев
элементы орнамента были организованы
в простые горизонтальные и однорядные
мотивы. Реже такие мотивы состоят из накольчатых
или пунктирных узоров, иногда встречаются
сложные мотивы из узоров орнамента. Верхний
край внешней поверхности чаще всего украшался
мотивами из гребенчатых или накольчатых
отпечатков, а на внутренней поверхности
и торце венчика орнамент наносился очень
редко.
На сосудах преобладали
простые образы, состоящие из накольчатого
или гребенчатого мотивов и неорнаментированной
зоны, из ямочного и гребенчатого или из
двух разных гребенчатых мотивов, а также
симметричные образы из гребенчатого
или накольчатого мотивов, ограниченных
зонами без орнамента, или образы из двух
гребенчатых мотивов и ямочного мотива
между ними. Композиции чаще всего начинались
с зоны без орнамента или гребенчатого
мотива по краю венчика. Потом обычно следовали
гребенчатый или ямочный мотивы, а затем
опять гребенчатый мотив или зона без
орнамента и т.д. Чередование в композиции
разных мотивов и неорнаментированных
зон придавало композиции некоторую ритмичность.
В развитии верхневолжской культуры выделено
три основных периода.
К I периоду отнесены стоянки Гавриловка
II, Владычинская-Береговая I и II, Одоевские
фермы, Сахтыш I, II, VIII, Ивановское II и др.,
ко II периоду – Гавриловка I, Шагара II,
Заречье I, Сахтыш I и II, Ивановское III и
VII, Языково I и др.
и к III периоду – Богдарня, Николо-Перевоз
I, Берендеево IIа, Репище I.
Ранние верхневолжские памятники сосредоточены
в восточной части исследуемой территории,
а более поздние – в центральной и западной
ее части. В I период наиболее широко была
распространена керамика с частично декорированной
поверхностью и примерно одинаково использовались
накольчатый, гребенчатый и пунктирный
элементы орнамента. Во II период наибольшее
распространение получает пунктирный
орнамент, доля керамики с участками без
орнамента снижается, а доля пунктирного
и гребенчатого элементов почти не меняется.
В III период доминирующими становятся
ямочный и гребенчатый элементы орнамента,
а другие используются значительно реже.
Во все периоды развития культуры наиболее
широко использовались простые мотивы
из элементов и реже – из узоров орнамента:
накольчатых (в I периоде), пунктирных (во
II периоде) и гребенчатых (в III периоде).
Сложные мотивы, состоящие из элементов
или узоров орнамента, в I и II периоде исключительно
разнообразны – зафиксированы 33 варианта.
Внутренняя поверхность сосудов вообще
украшалась редко, а орнамент на торце
венчика получает достаточно широкое
распространение только в III период. Значительно
возрастает во времени и доля сосудов
с орнаментом по внешнему краю венчика.
Наиболее часто там наносился гребенчатый
мотив, доля которого также возрастала
во времени.
В I период преобладают простые образы,
состоящие из гребенчатого или накольчатого
мотивов и зоны без орнамента, во II период
– образы из ямочного и гребенчатого мотивов
или из гребенчатого и зоны без орнамента,
в III период – образы из гребенчатого и
накольчатого, а также из ямочного и гребенчатого
мотивов. Сложные орнаментальные образы
имели наибольшее распространение в I
и II периоды развития культуры.
В I период развития культуры композиция
чаще всего начиналась с неорнаментированной
зоны по венчику сосуда, затем обычно наносились
гребенчатый или накольчатый мотивы, далее
могла вновь располагаться зона без орнамента
или гребенчатый мотив. Во II период композиция
часто начинались не только с зоны без
орнамента, но и с гребенчатого мотива,
за которыми следовали ямочный или вновь
гребенчатый мотив, а далее зона без орнамента
или какой-либо сложный мотив. В III период
композиция сосудов обычно начиналась
с гребенчатого или одного из сложных
мотивов, ниже обычно располагался ямочный
и реже – сложный мотив, за которыми, чаще
всего, следовал мотив из гребенчатых
отпечатков. На протяжении всей истории
данной культуры композиции орнамента
обнаруживают некоторую ритмичность,
которая с течением времени постепенно
возрастает.
Ямочный орнамент наиболее широко использовался
в Московско-Клязьминском междуречье,
Центральном и Западном районах; гребенчатый
доминировал в Западном районе и несколько
меньше применялся в Московско-Клязьминском
междуречье, Восточном районе и на Средней
Оке; гладкий орнамент чаще использовался
в Московско-Клязьминском междуречье;
накольчатый был распространен на Средней
Оке, в Московско-Клязьминском междуречье
и Центральном районе, а пунктирный широко
применяли гончары Нижней Оки и Восточного
района. Сосуды с частично орнаментированной
поверхностью были распространены на
Нижней Оке и в меньшей степени на Средней
Оке, а также в Восточном и Центральном
районах.
Особенности распространения простых
мотивов практически целиком повторяют
сказанное выше о самих элементах орнамента.
Сложные мотивы из узоров особенно разнообразны
у гончаров Средней Оки (12 вариантов), Восточного
(10 вариантов) и Центрального (14 вариантов)
районов. Внутри сосудов орнамент чаще
всего наносили гончары Московско-Клязьминского
междуречья, на торце венчика – гончары
Западного и реже Центрального районов,
а по верхнему краю внешней поверхности
– преимущественно гончары Восточного,
Центрального и Западного районов. Орнаментальные
образы широко использовались во всех
районах, кроме бассейна Нижней Оки. Сложные
объединяющиеся образы изредка наносили
на сосуды гончары бассейна Нижней и Средней
Оки, междуречья Москвы и Клязьмы и Восточного
района, а сложные пересекающиеся образы
применялись в Центральном и Западном
районах. Асимметричные образы орнамента
преобладали на всей территории распространения
культуры.
Локальные различия композиций орнамента
могут быть охарактеризованы только в
самом общем виде. Так, в бассейнах Нижней
и Средней Оки орнаментальные композиции
чаще всего начинались с зоны без орнамента,
в междуречье Москвы и Клязьмы – с такой
же зоны или накольчатого мотива, а в Восточном,
Центральном и Западном районах, напротив,
с гребенчатого мотива. В целом композиции
орнамента на сосудах верхневолжской
культуры характеризовались слабой ритмичностью,
которая несколько шире проявлялась на
Средней Оке, в междуречье Москвы и Клязьмы
и Центральном районе. |