Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:23, доклад
Богослуже́ние (лат. cultus divinius, celebratio liturgica) — внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах. Составляет существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях — в слове ли, в жертвах ли, или в других каких действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело.
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Богослуже́ние (лат. cultus divinius, celebratio liturgica) — внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах. Составляет существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях — в слове ли, в жертвах ли, или в других каких действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело.
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Религия по существу своему стремится к высшему благу. Источником высшего блага выступает Бог, формою сообщения блага со стороны Бога человеку — откровение, а средством приобретения благоволения Божия со стороны человека считается богослужение. Таким образом, богослужение составляет нераздельную и существенную часть религии вообще.
Ветхозаветное богослужение
Религия Ветхого Завета резко и существенно отличается от всех языческих религий строгим монотеизмом и своим нравственным характером. В ней один Бог, Иегова, и человеку предъявляются высокие нравственные требования: будьте святы, как Я, Господь Бог ваш; человек преисполнен сознания величия и святости Иеговы, чувствует свою греховность, немощность перед строгостью закона и ждет избавления и Искупителя. Такой характер отражается на богослужении и обрядах ветхозаветной религии сравнительно со всеми языческими культами: всё посвящалось воспоминаниям великих дел Иеговы, явленных в истории народа Божия, жертва приносилась, кроме чувства благодарения Богу за благодеяния, ещё и в свидетельство веры и грядущего Искупителя.
Новозаветное (христианское) богослужение
Новозаветная христианская религия по тесной исторической связи с ветхозаветной удержала сначала некоторые формы ветхозаветного богослужения. Храм иерусалимский мог быть священным местом и для христианской молитвы. Священные книги ветхозаветные и молитвенные псалмы были приняты в состав христианского общественного богослужения. Часы молитвы и праздничные дни оставались священными и для христиан из иудеев. Но все принятое христианами от церкви ветхозаветной получило новый смысл и особое знаменование согласно духу новой церкви и важнейшим моментам её истории. Кроме того, и исторические обстоятельства скоро заставили и христиан из иудеев совершенно и во всем отделиться от синагоги. Христианство, как религия новая, чисто духовная и совершенная и универсальная в смысле времени и национальности, естественно, должно было выработать соответственно всему этому новые формы, в отличие от иудейства. Как Новым Заветом отменялся Завет Ветхий, так отменяется в частности все обрядовое в иудействе:
Спасение мира через Христа
и во Христе должно было сделаться
и сделалось главным
Составные части новозаветного богослужения
Христианская
Церковь, с самого начала своего существования,
в числе других религиозных учреждений,
имела свое особое богослужение, основные
формы которого узаконены были Самим Спасителем.
По своему характеру христианское богослужение
явилось совершенно отличным, как от богослужения
еврейского, так и от всевозможных языческих
культов. Все устройство его носит на себе
печать новой Божественной религии, данной
человечеству Самим Господом Иисусом
Христом. В Христианской Церкви на первом
месте поставлена религиозно-нравственная
сторона богослужения, согласно заповеди
Спасителя о поклонении Богу "духом
и истиной". Характеру христианского
богослужения соответствовал и состав
его; в него еще во времена апостольские
вошли: чтение Священного Писания, объяснения
его (поучение), молитвы, песнопения и совершение
таинства Евхаристии. Во II-III веках эти
составные части богослужения получили
большую определенность и полноту. Так
уже в начале II века Священное Писание
Нового Завета было заключено в особый
сборник под общим названием "Евангелие
и Апостол" и в таком виде вошло в богослужебное
употребление.
Во время произношения молитв внутреннее молитвенное настроение христиан выражалось и в древности, как и в настоящее время, разными внешними действиями, как-то: коленопреклонением, простертием на земле, возведением очей и поднятием рук к небу, крестным знамением. То или другое внешнее действие, конечно, соответствовало тому или другому роду молитвы. Все эти части богослужения следовали одна за другой или сопровождали одна другую в определенном порядке, так что еще во II и III веках положено было начало тому богослужебному чину, который окончательно утвержден был в IV и последующих веках.