Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:34, реферат
Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой[6] Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 годупроизвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
3.Военная реформа
Реформа армии: в
частности, введение полков нового строя,
реформированных по иностранному образцу, —
была начата задолго до Петра I, еще при Алексее
I. Однако боеспособность
этой армии была низкой[6] Реформирование армии
и создание флота стали необходимыми условиями
победы в Северной
войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 годупроизвести общий рекрутский
набор и начать обучение солдат по образцу,
заведённому у преображенцев и семёновцев.
Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных
полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны
были выставлять на пожизненную службу
одного рекрута. Впоследствии рекрутов
стали брать с определённого числа душ
мужского пола среди крестьян. Набор во
флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
Если поначалу среди офицеров были преимущественно
иностранные специалисты, то после начала
работы навигационной, артиллерийской,
инженерной школ рост армии удовлетворялся
русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская
академия. В 1716 году был издан Воинский
Устав, строго определявший
службу, права и обязанности военных. —
В результате преобразований была создана
сильная регулярная армия и мощный военно-морской
флот, которого ранее у России просто не
было. К концу царствования Петра численность
регулярных сухопутных войск достигала
210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии,
41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в
гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск.
Флот состоял из 48 линейных кораблей;787
галер и других судов; людей на всех судах
было почти 30 тыс.[7]
3.Реформа налогоснабжения
Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши. Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране. Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.
Прямыми налогами
являлись: рекрутский, корабельный,
налог на бороду, на дубовые
гробы, на государственные
Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати . После « ревизской переписи » множество различных налогов было заменено подушной податью . Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год ,а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян. С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.
Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).
В 1704 году Петром была проведена денежная
реформа, в результате которой основной
денежной единицей стала не деньга,
а копейка. Она отныне стала равняться
не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово
это впервые появилось на монетах.
Тогда же был отменен и неразменный
рубль, бывший с XV века условной денежной
единицей, приравненной к 68 граммам
чистого серебра и
На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.
В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещики платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.
В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).
4.Административные реформы
В правление Петра I был создан новый государственный аппарат. При осуществлении нового государственного устройства император опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал что-то из практики европейских государств.
Сначала Петр перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «Консилию министров» из восьми доверенных лиц, в которой каждый министр имел особые полномочия; появились отчетность, протоколы заседаний, начался процесс бюрократизации управления. В 1711 г. Петр I учредил верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем, — Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, хотя вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально.
В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем были вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано11 коллегий, в том числе Чужестранных дел, Воинская, Адмиралтейская, Камерколлегия (ведавшая сбором государственных доходов), Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью).
Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами Церкви.
В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, обладавшими огромной властью: они ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции — на уезды(дистрикты). Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).
Царь оставался высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия —Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
5.Таможенное законодательство
Первые мероприятия Петра I в
области таможенного дела не отличались
революционной новизной и последовательностью.
Продолжалось расширение системы государственных
торговых монополий, начало которого было
положено его предшественниками. Одновременно
с этим разрешался ввоз табака, сахара
и некоторых других ранее запрещенных
товаров. Таможенные пошлины продолжали
взиматься согласно статьям Новоторгового
устава 1667 года . Произошло временное увеличение
числа внутренних платежей – были введены
привальные и отвальные пошлины с речных
судов, сборы за пользование торговыми
площадями и пристанями и др. При этом
таможенная политика в целом сохраняла
прежнюю фискальную направленность .
Начало совершенствования организации
таможенного дела относится к концу первой
четверти XVIII века, когда в 1718 году была
образована Коммерц-коллегия, которой
была подчинена служба таможенных бурмистров.
С 1720 года таможенные бурмистры стали
именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия
была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова
восстановлена, а в 1802 году – реорганизована
в Министерство коммерции.
В конце царствования Петра I в 1724 году
был принят первый в России таможенный
тариф. Жестко протекционистский, он создавал
благоприятные условия для развития отечественной
мануфактуры. Преобладание экономической
цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины
в нем назначены вообще тем выше, чем привозной
предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу
тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых
продуктов ни один не допущен к беспошлинному
вывозу» .
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались
от 25% до 75% , вывозимые товары облагались
по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов,
необходимых для российских производителей,
был запрещен.
Но повышенное обложение важнейших западноевропейских
товаров и предметов роскоши вызвало сильное
недовольство крупного русского купечества.
Поэтому в 1731 году был принят новый тариф,
по сути отменивший покровительственную
систему Петра I . Достаточно сказать, что
пошлины на некоторые виды привозных товаров
из чугуна и стали, на селитру, азотную
кислоту, инструменты были снижены с 75%
до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге
были объединены внутренние и портовые
таможни.
Ближайшие преемники Петра I пересматривают
задачи экономической политики России,
покровительство отечественному производству
заменяется переходом к более льготному
для иностранцев обмену товаров. Так, в
июле 1725 года проживающие в Петербурге
английские, голландские и гамбургские
торговцы подали Екатерине I челобитную,
в которой высказывали, что высокие пошлины
крайне стесняют торговлю и делают невозможным
привоз иностранных товаров, вследствие
чего понижается и таможенный доход . Их
ходатайство было удовлетворено.
Новый этап развития таможенного законодательства
пришелся на периоды царствования Елизаветы
Петровны и Петра III. Русское государство
к этому времени в экономическом отношении
оставалось раздробленным на множество
мелких областей, в каждой из них взимались
пошлины с продаваемых и привозимых для
продажи товаров.
Важнейшим мероприятием в области таможенной
политике в царствование Елизаветы Петровны
явилась ликвидация таможенных ограничений
внутри страны. Русское государство, политическое
становление которого произошло еще XV-XVI
веках, в экономическом отношении до середины
XVIII века оставалось раздробленным. В каждой
губернии взимались провозные и торговые
пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мотовщины»
и др. существовало множество всяких «мелочных
сборов», сильно стеснявших внутреннюю
торговлю.
Авторам давно назревшей реформы стал
граф П.И.Шувалов, предложивший смелый
проект совершенной отмены внутренних
таможенных пошлин. Его доклад, одобренный
Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста
от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние
пошлины, а также все 17 «мелочных сборов»
были заменены единообразной таможенной
пошлиной на границах государства, взимавшейся
со всех ввозимых и вывозимых товаров
в сумме 13 копеек с рубля стоимости.
5.Экономическое развитие.
Именно в этот день в 1698 году Петр I подписывает указ, предписывающий брить бороды и носить одежду европейского образца. Начало петровских реформ, которые оказали сильное влияние на состояние российской экономики. В Петровскую эпоху экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. Этот рывок был в решающей мере обусловлен широким вмешательством государства в хозяйственную жизнь, вмешательством, целью которого являлось всемерное ускорение развития производительных сил.
Петру I были близки идеи меркантилизма - экономического учения, исходившего из того, что богатство страны достигается превышением вывоза над ввозом. Государство, согласно этой концепции, должно было регулировать хозяйственное развитие, способствовать росту отечественной промышленности, защищать ее от иностранной конкуренции.
Существенным образом повлияла на экономическую политику Петра Северная война. В целях скорейшего преодоления громко заявившей о себе в начале боевых действий экономической отсталости России был взят курс на форсированное развитие государственного предпринимательства. На карте страны возникали новые промышленные районы. Всего в течение петровского царствования было основано около 180 мануфактур, тогда как в конце XVII в. их насчитывалось около полутора десятков.
Впоследствии
государство начало передавать казенные
предприятия в частные руки. Однако
бюрократические инстанции по-
Активное государственное вмешательство, с одной стороны, способствовало промышленному росту, однако, с другой - сковывало деловую активность, препятствовало формированию традиции частного предпринимательства. Проблема обеспечения мануфактур рабочей силой в конечном счете была решена путем широкого использования принудительного крепостного труда. Промышленный бум сопровождался, таким образом, усилением крепостнического начала в экономике страны, а не движением к новым, более прогрессивным формам хозяйствования.
Длительная и тяжелая
война со шведами, многообразная
реформаторская деятельность Петра I вели
к значительному увеличению государственных
расходов. В этой связи власти всеми
силами стремились обеспечить и рост
доходной части бюджета. Механизм выкачивания
денег из населения работал на
полную мощь. Продажа и заготовка
отдельных видов товаров
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян) , мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год) .
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне) .
Государственные казенные заводы
использовали труд государственных
крестьян, приписных крестьян, рекрутов
и свободных наемных мастеров.
Они в основном обслуживали тяжелую
промышленность - металлургию, судоверфи,
рудники. На купеческих мануфактурах,
выпускавших преимущественно
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.