Виленская альтернатива Московской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Сравнивая две Руси, интересно посмотреть не на различия в жизненных обстоятельствах отдельных сословий, а на процесс формирования двух государств. Даже на уровне школьного учебника уже видно: Северо-Восток «собирался» Москвой долго и мучительно, больше двух веков. Была жёсткая конкуренция с соседними княжествами, было много прямых завоеваний, в том числе и очень жёстких по форме, сопровождавшихся массовыми расправами, переселениями – новгородцев и псковичей «на Низ» и наоборот; были периоды застоя и временного отступления, когда, например, после смерти Дмитрия Донского московские владения распались на несколько княжеств, воевавших друг с другом тридцать лет.

Содержание работы

Введение
Другая Русь — Великое княжество Литовское и Русское
Ход процесса объединения восточно-славянских народов вокруг Москвы и Вильно
Междуусобная борьба Московской Руси и Великого княжества Литовского и Русского: ее истоки и последствия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 40.22 Кб (Скачать файл)

 

ВИЛЕНСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА МОСКОВСКОЙ РУСИ

 

ПЛАН

 

Введение 

3

1.

Другая Русь — Великое  княжество Литовское и Русское

4

2.

Ход процесса объединения  восточно-славянских народов вокруг Москвы и Вильно

 

8

3.

Междуусобная борьба Московской Руси и Великого княжества Литовского и Русского: ее истоки и последствия

 

13

Заключение

18

Список литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сравнивая две Руси, интересно  посмотреть не на различия в жизненных  обстоятельствах отдельных сословий (об аристократии в связи с этим в моём блоге уже говорилось), а на процесс формирования двух государств. Даже на уровне школьного учебника уже видно: Северо-Восток «собирался»  Москвой долго и мучительно, больше двух веков. Была жёсткая конкуренция  с соседними княжествами, было много  прямых завоеваний, в том числе  и очень жёстких по форме, сопровождавшихся массовыми расправами, переселениями  – новгородцев и псковичей  «на Низ» и наоборот; были периоды  застоя и временного отступления, когда, например, после смерти Дмитрия Донского московские владения распались на несколько  княжеств, воевавших друг с другом тридцать лет.

А с другой стороны была Литва, которая, не встретив никакого серьёзного сопротивления, за столетие объединила всю Русь до Чёрного моря, верхней  Оки и верхней Волги. Какие  там были заметные завоевательные войны? Битва на реке Ирпень с мифическим Станиславом Киевским? Неизвестно, была ли она вообще. Взятие Смоленска  – да, уже после того, как город  принял было литовского посадника, но потом восстал. Ещё сражение у  Синих Вод в 1360-х, в котором  Ольгерд решил судьбу Подолии, разбив татар.

В целом же русские княжества  переходили к Литве тихо, мирно, в  ряде случаев незаметно для письменных источников.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДРУГАЯ РУСЬ — ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И РУССКОЕ

 

Одним из последствий государственной  децентрализации Киевской Руси, разоренной Батыем, стало политическое, экономическое  и культурное разобщение древнерусских  территорий. Особенно это сказалось  на судьбе Южной и Западной Руси, попавшей под власть Литвы. При литовских  князьях Гедимине и Ольгерде в  состав Литвы вошли Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское  Полесье, Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленщины. В 1362 г. под власть литовского князя  попал Киев.

Образовавшееся государство  простиралось от Балтийского до Черного  моря. Восточнославянское культурное влияние на его территории было преобладающим. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах. Многие представители  княжеского рода принимали православие. Древнерусский язык был господствующим, тем более что к тому времени  литовская письменность еще не существовала.

Вплоть до конца XIV в. русские  области, присоединяясь к Литве, не подвергались национально-религиозному притеснению. Великое княжество  Литовское до определенного времени  являло собой конгломерат земель и владений и менее всего –  единое политическое образование. Существовала тенденция к формированию нового, своеобразного варианта русской  государственности на южных и  западных землях бывшей Киевской Руси.

Таким образом, к середине XIV в. на территории бывшей Киевской Руси сложилось два центра, претендовавших на объединение всех русских земель, – Северо-Восточная Русь (Московское княжество) и Великое княжество  Литовское. Конфликт между ними был  неизбежен, и в 1368–1372 гг. Ольгерд  совершил три похода на Москву. Соперники  разделили «сферы влияния» [4, С. 87].

Все изменилось, когда великим  князем литовским стал Ягайло. В 1386 г. он принял католичество и оформил  унию (союз) с Польшей, женившись  на польской королеве Ядвиге и став таким образом еще и польским королем. С этого времени судьбы Литвы и Польши были тесно связаны: в XIV–XVI вв. эти государства были объединены личной унией (у них был  один глава из династии потомков Ягайло – Ягеллонов). Началась католическая экспансия в западные земли Руси. Упразднялись крупные княжения в  Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, было введено наместничество. Литовская аристократия сменила  культурную ориентацию с русской  на польскую. Польские шляхетские традиции, а также католичество стали проникать  в среду западнорусской знати. Однако большинство русских сохраняли  верность православию и традициям. Тем более что это было не так  уж трудно. Существовала некоторая  автономия русских земель в составе  Великого княжества Литовского. Многие местные князья Рюриковичи (Друцкие, Воротынские, Одоевские и др.) сохраняли  свои владения, с другими же землями  заключались договоры, по которым  жители могли потребовать смены  наместников. Во многих городах жизнь  регулировалась магдебургским правом, а на славянских землях великого княжества  действовало право, восходящее к  «Русской Правде». Городов в Литве  было немного, и для их развития князья, как и в Польше, приглашали немцев и евреев, получавших специальные  привилегии. По сути, Литва представляла собой федерацию земель и княжеств под властью великих князей из рода Гедиминовичей.

Иными по сравнению с Московской Русью в Литве были взаимоотношения  власти и подданных. Запрещение православным князьям и боярам занимать высшие государственные должности вызвало  сопротивление, и в XV в. они были уравнены в правах с католиками и защитили неприкосновенность своих вотчин, а  себя – от преследований без суда. В это же время все зависимые  крестьяне были освобождены от натуральных и денежных податей в пользу государства и стали во всех отношениях зависимыми от землевладельцев.

Кроме крупных землевладельцев  – магнатов в Литве основным землевладельцем  была шляхта – дворяне, обязанные  своим положением великому князю, которому и несли военную службу. В XVI в. они получили наделы в частную  собственность и большие личные свободы и привилегии: могли свободно переходить на службу к литовско-русской  знати, уезжать за границу и не подвергались аресту без решения  суда [3, С. 54].

Своеобразным было государственное  устройство Великого княжества Литовского. Большое влияние аристократии, широкая  автономия разных земель не способствовали созданию сильного аппарата центрального управления, подобного приказной  системе в Москве. При дворе  великого князя были должностные  лица, но не было учреждений. С конца XV в. все важнейшие государственные  вопросы великий князь должен был согласовывать с Радой  панов в составе четырех епископов, 15 воевод и наместников из числа  крупнейших магнатов. Система управления включала также Вальный (Вольный) сейм–  высший законодательный орган княжества. В его компетенцию входили: принятие законов, решения о сборе налогов  для князя, созыв шляхетского  ополчения.

Окончательно государственное  устройство Польши и Литвы определилось во второй половине XVI в. В 1569 г. по Люблинской унии произошло объединение обоих  государств в Речь Посполитую с едиными  органами власти – сенатом и сеймом. С пресечением династии Ягеллонов  король стал избираться на сейме, и  Речь Посполитая превратилась в своеобразную «шляхетскую республику». Такая  модель государственного устройства обеспечивала шляхте достаточно широкие политические свободы и экономическое господство в условиях существования крепостнической  системы для большинства сельских жителей. Когда соседние государства  превращались в мощные централизованные монархии, шляхетская республика, с  ее «златой вольностью» шляхты и  отсутствием действительной централизованной власти, финансовой системы и регулярной армии, оказалась нежизнеспособной.

Насаждение на Украине  и в Белоруссии, т. е. на бывших славянских землях Великого княжества Литовского, шляхетского землевладения и  католицизма привело к усилению с XVI в. национально-религиозной борьбы, чего не было раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХОД ПРОЦЕССА ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ ВОКРУГ МОСКВЫ И ВИЛЬНО

 

Процесс объединения  русских  земель  вокруг Москвы был трудным. Александр Ярославич Невский  был  последним  князем, обладавшим сильной властью в пределах Северо-Восточной  Руси. После его смерти в 1263 г.  великокняжеская столица Владимир пришла в упадок, и в борьбу за обладание  владимирской короной  вступили младшие князья из периферийных княжеств.

Основным содержанием   начального  этапа  объединительного процесса (конец XIII-первая половина XIV вв.) было появление в  Северо-Восточной  Руси  крупных  феодальных  центров  и выделение  среди них сильнейшего. Главными соперниками в борьбе за роль центра  объединения стали  Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в  крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих  княжеств  способствовало быстрое  увеличение их населения за счет притока  в эти менее доступные для  грабительских набегов татар  земли крестьян  и  ремесленников 

Существенную  роль в этой борьбе   играла Орда. Перед ней  стояла дилемма: чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы,  нужна была централизованная  власть. Но сильный  князь  был  бы опасен, а единство Руси под его  властью - прямая угроза  владычеству  Орды. Поэтому Орда не могла  допустить  усиления одного князя и постоянно  вмешивалась  в соперничество  московских и тверских князей, искусственно подогревая его.

После драматической борьбы  Юрия Даниловича  Московского и  Михаила Ярославича Тверского, закончившейся  гибелью обоих в Орде, пришло время  Ивана Даниловича Калиты (брат Юрия, 1328-1340, внук Александра Невского). Время, исторический процесс требовали появления на Руси  личности, способной понять ордынскую политику, найти ее сторону, нейтрализовать  её губительное  действие. Иван  Калита очень  точно  уловил, что  нужно  Орде  в тот  момент, когда  тверской князь убил его брата: регулярный и всё возрастающий  сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Необходимо было  упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты - победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных отношений с  Ордой. Он воспользовался  восстанием в Твери против татарского  баскаческого отряда во главе с Чол-Ханом и пошел с татарами карать Тверь. 50-тысячное ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество  такому погрому, что тверские князья надолго выключились из борьбы за политическое  господство. Иван  Калита  получил ярлык на великое княжение и право собирать  ордынский выход. На некоторое время наступила тишина на русской земле [1, С. 73].

Важное значение имело  перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского  князя Владимира Русская земля  имела одного митрополита. Место  его пребывания было для князей очень  важным делом.  Город,  в  котором  жил  глава  русской  церкви, считался  столицей  Русской земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между  Москвой и Тверью князья,  конечно,  стремились заручиться поддержкой митрополита. Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся  в Москве еще  при  жизни  своего  старшего  брата Юрия, в 1326 г.  построил в городе первую каменную церковь - Успенский собор и предложил  митрополиту Петру,  подолгу жившему  в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но в том же году умер и был погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно  сделал  Москву центром русской  митрополии. Поэтому перенос столицы  из Владимира в Москву некоторые  историки относят к 1326 г.

Калита добился очень  нужного  для  московской  политики союза с мятежным и сепаратистским Новгородом.  Этот союз был закреплен  в 1335 г. в результате поездки в  Москву по приглашению Калиты  новгородских властей - посадника,  тысяцкого и  архиепископа. С первого  и до последнего дня своего великого княжения Иван Калита поддерживал тесные связи  с Золотой Ордой,  ездил в  Орду, жил там по нескольку  месяцев, щедро  одаривал хана, его жен, исправно  платил дань, чем заслужил  полное доверие Орды, не упуская при этом возможности утаивать часть ордынской  дани. Это позволяло ему  укрепить  позиции  Московского княжества, заложить  основы его могущества. Калиту  называют первым собирателем  земли русской, положившем начало возвышению  Москвы. Он уделял много времени  и внимания строительству новой  столицы Русской земли - Москвы. После  Успенского собора  вскоре были выстроены  Архангельский собор, ставший усыпальницей  московских князей, и придворная  церковь Спаса на Бору. После  пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших  старый Кремль, Иван Калита в 1339-1340 гг. соорудил  новую крепость из дубовых  брёвен. К сожалению, от Кремля Ивана  Калиты ничего не сохранилось. Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого  политика, заложившего первые камни  фундамента русского централизованного  государства. Мощным союзником его  политики была  православная  церковь. И такая политика, позволявшая  мирно трудиться,  находила поддержку  в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные  земли с центром в Москве  получили  название «Великая  Русь». Отсюда и происходит наименование «великорусский народ».

Информация о работе Виленская альтернатива Московской Руси