Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:53, контрольная работа
В данной работе рассматривается византийская цивилизация, как наиболее яркий пример проявления всех стадий жизненного цикла цивилизации.
Введение
Термин «цивилизация» введен сравнительно
недавно - около двух столетий назад
- французскими просветителями для
обозначения гражданского общества,
в котором царствуют свобода,
справедливость, правовой строй. Но вскоре
этому быстро привившемуся понятию
стали придавать совершенно различное
значение. Так, американский антрополог
Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс
определяли цивилизацию как стадию
развития человеческого общества, которая
наступила вслед за дикостью и
варварством и
Цивилизации постоянно развиваются, имеют свой жизненный, цикл; они представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа. Каждая из них проходит в своем развитии фазы - возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. А. Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, что имеет важное значение для понимания содержания переходного периода. Он отмечает, что «по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад. Нарастают социальные трещины, начинается раскол общества - вертикальный, когда общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной междоусобной войны и горизонтальный, когда общество распадается на группы, в борьбе между этими тремя силами происходит распад цивилизации. Все сферы духовной жизни цивилизации тесно связаны между собой, взаимно переплетены, выражают определенную ступень в поступательном движении общественного сознания. В переходные периоды происходит радикальная «расчистка» духовной сферы: терпят крушение устаревшие научные парадигмы и утверждаются новые, меняются художественные стили, содержание, методы и организационные формы образования, обновляются этические нормы, вытесняются старые и формируются новые идеологические течения, религии и т.п. Хаос на время охватывает духовный мир, возрождаются некогда отброшенные заблуждения и суеверия, вспыхивает яростная борьба за то, чем заполнить внезапно возникший вакуум в общественном сознании. Затем кризис духовной сферы преодолевается; утверждается, распространяется и совершенствуется новое содержание общественного сознания, пока не пробьет его час и оно не окажется под ударами очередного кризиса.
В данной работе рассматривается византийская цивилизация, как наиболее яркий пример проявления всех стадий жизненного цикла цивилизации.
Появление и распространение христианства (одной из мировых религий наряду с буддизмом и исламом) породили ряд интереснейших цивилизаций. Христианство возникло в начале 1-го в. н.э. в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идеи ряда мессианских сект Восточного Средиземноморья. Первоначально оно отражало протест наиболее угнетенных слоев общества против нарастающей социально-классовой дифференциации, их веру в лучшее будущее. Римские завоевания оказали влияние на судьбу многих народов. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, бесправие привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у широких масс. Не видя возможности получить избавление от гнета на земле, люди вынуждены были мечтать о спасении и избавлении на небе. Появилась новая система духовных ценностей, которая привлекла многие народы, завоеванные Римской империей [7, с. 104-110].
По сравнению с уже
Советские историки, исходя из теории
общественно-экономических
Византийская империя считала себя прямой и законной наследницей Рима. Константинополь, основанный императором Константином и объявленный столицей Римской империи в 324 г., изначально назывался Новым Римом, жители Византии именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю - Ромейской (Римской). Они не разделяли точки зрения, что римская империя пала, они были убеждены, что империя продолжает существовать с центром в Константинополе. Столица Восточной империи была построена на месте старой греческой колонии Византа, возникшей еще в VII в до н.э., и постепенно государство стали называть Византия. Византия (Восточная Римская империя), переживая взлеты и падения, просуществовала более тысячи лет, погибнув под ударами турок-османов в 1453 г. Как государство она имела сложную территориальную и этническую структуру. Некоторое время Византия была расположена на трех континентах - в Европе, Азии и Африке. В ее состав входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика в Северной Африке, часть Месопотамии и Армении, ряд опорных пунктов в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (в Грузии), некоторые районы Аравии, а с V в. Иллирик и Далмация. Но значительную часть времени существования в ее составе преобладали греческие области (собственно греческие на Пелопонессе и принадлежавшие когда-то грекам, с анклавами греческой культуры территории в Малой Азии). Империя имела выгодное географическое положение. Расположенный на треугольной косе, вдающейся в Босфорский пролив, соединяющий Европу и Азию, Константинополь обладал превосходной гаванью и мог быть легко обращен в неприступную крепость. Новая столица получила все привилегии, которые имел и сохранил Рим. Ее плебс также пользовался раздачами дарового хлеба, привозившегося из Египта. В ней был создан сенат, и, чтобы, привлечь сюда сенаторов, император раздавал им земли и вновь отстроенные дворцы. Для украшения «второго Рима» свозились произведения искусства из всех древних городов. Сюда стекалась беднота, ремесленники, купцы, здесь жили многочисленные чиновники, придворные, обслуживающие их рабы, императорская стража и дворцовая челядь (одних брадобреев при дворе было 1000 человек). Состав населения пестрый (греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, арабы, евреи, славяне и т.д.). Империя строилась на принципах доминирования греков. Они преобладали в органах управления, определяли законы и принципы жизнеустройства, греческий язык получил широкое распространение. Завоеванные народы включались, состав единого государства, но сохраняли свою самобытность обычаи, культуру, местные языки [2, с. 295-301].
Надо различать Византию как
государство, империю (неоднородная структура
при доминировании одного народа
- греков) и Византию, как цивилизацию,
обладавшую определенной целостностью.
Целостность и своеобразие
Православие провозгласило верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу православного вероучения положены Священное писание (Библия Библия - священная книга в иудаизме и христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода - с XIII в. до н.э. по II в. н.э. Библия состоит из двух частей - Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет признается как писание иудеями и христианами. Новый Завет - только христианами. По учению церкви, Библия считается «боговдохновенным словом». Наукой доказано, что Библия претерпела сложную и длительную историю, что в ней нашли отражение социальные условия жизни древних людей, их культы, художественное творчество, нормы нравственности, религиозно-философские и этические принципы. Как древнейший литературный памятник Библия включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, легенды, притчи, сказания, народные песни, эротическую лирику, фрагменты героического эпоса и т.п.) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», таких как Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, жития святых и т.п.). На первых Вселенских Соборах в Византии в IV в. был принят так называемый Символ Веры Слово «символ» по-гречески означает «собирание вместе», «выражение», «исповедание»., кратко излагающий существо христианского вероучения, сохраняемого в православии без изменений. В Символе Веры утверждается, что существует триединый Бог (Троица): Бог-отец (творец мира видимого - природы и человека и мира невидимого - ангелов), Бог-сын (Иисус Христос, почитаемый спасителем людей), Бог-дух святой (по православному вероучению, дух святой исходит от Бога-отца, а по учению католицизма - от Бога-отца и Бога-сына). Символ Веры утверждает также, что земная жизнь - короткий миг, а загробная жизнь вечна. Чтобы обрести спасение в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам и предписаниям церкви (ортодоксальное христианство). Византия, являвшаяся источником распространения православия, в отличие от Рима, не смогла обеспечить единство православного мира. Постепенно православие разделилось на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей. Восточная ветвь христианства не имеет единого центра, подобного Ватикану и Римскому Папе в католицизме. Особенности православия как системы духовных ценностей в определенной мере нашли отражение уже в самом названии восточной ветви христианств. Православие - «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь [1].
В Византии произошла трансформация античных представлений, и в ментальности утвердились иные, сформированные на основе православной традиции взгляды. Согласно античным представлениям свобода понималась как неограниченное право личности распоряжаться своими возможностями. В христианстве свобода понимается как свобода воли, свобода духовного поиска и приближения к совершенным идеалам. В сознании византийцев эти понятия синтезировались, сформировалось в сложное, иерархизированное представление о свободе, согласно которому предполагались различные ее степени. Утвердилось также представление о циклическом времени. Понятие изменчивости мира сочеталось с убеждением о неизменности, повторении общественных ситуаций. Вот как определяется время в одном из византийских документов: «Так как время, двигающееся по кругу, является нам в виде постоянного бега, то вещи по необходимости согласуются с временем: или одни из них опускаются вниз, другие же вверх поднимаются; или вновь (все происходит) в соответствии со временем в форме круга, наподобие шара, то есть те, которые были наверху, опускаются». Линейное, быстротекущее время античности замкнулось в круг, остановив свой бег. Одновременно на высшем, духовном уровне сохранялось христианское, не касающееся повседневности, представление о линейном времени [4, с. 84-92].
Огромную роль в жизни византийского
общества играло жестко централизованное
государство. Носителем верховной
власти являлся император, наделенный
сакральными (священными, божественными)
функциями. Говорили, что он «ниже
только Бога и сейчас же следует
за Богом». На приемах император
появлялся в тяжелой