Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:24, контрольная работа
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. На основе византийского искусства взошло и расцвело искусство Болгарии, Сербии, Древней Руси. Оно сыграло существенную роль в формировании культуры Ренессанса, внесло крупный вклад в становление культуры реформационной Европы.
Большое значение имеет оценка исторического значения византийской цивилизации.
Введение
Общая характеристика византийской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия
Социально-политическая и экономическая системы Византии
Христианское мировосприятие в византийском обществе
Образование, научные знания, литература Византии
Художественная культура Византии
Заключение
Литература и Интернет-источники
Приложения
3.Христианское мировосприятие в византийском обществе
Один из характерных признаков средневековых цивилизаций господство мировых религий. Впервые идеология в ее религиозной форме становится доминирующим фактором развития цивилизации, ее ведущим компонентом. Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство. Оно являлось государственной религией с IV в., определяя духовную жизнь Византии. Языческое сознание сменилось христианским дисгармоничным, трагическим, обращенным к внутреннему миру человека.
Путь формирования этого сознания был отнюдь не прост. Становление христианской церкви как господствующей связано с духовной борьбой, проявившейся в богословско - христологических спорах IV–VI вв., Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. В ходе утверждения христианства в Византии появились иные толкования основных догматов. Церковь не допускала инакомыслия. Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице, которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации о природе Христа, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей.
В
этой связи можно выделить
несколько направлений
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. Их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В период иконоборчества (726-843гг.) была сделана попытка официального запрещения икон, правительство закрывало наиболее крупные монастыри и конфисковало церковно-монастырское имущество. Взятые в казну земли распределялись среди формировавшегося византийского рыцарства.
Иконоборчество было движением которое преодолевало неизжитое старое, и способствовало формированию новой Византии. Иконоборчество получило широкую массовую опору в крестьянстве. Фактически общинное крестьянство на время «взяло» деревенскую церковь «в свои руки», создало свою религиозную организацию и в какой-то мере противопоставило ее официальной церковной.
К концу VIII в. завершились формирование христианского канона, систематизация церковной доктрины, были выработаны основные формы культа и литургии. Огромный вклад внесли Василий Великий и Григорий Назианзин на Востоке, а Иероним Стридонский и Аврелий Августин на Западе.
С середины VII в. в духовной жизни Византии наступает безраздельное господство христианского мировоззрения. В результате страстной полемики формируется византийская богословско-философская картина мира, явившаяся синтезом двух направлений: неоплатонизма с его объективным идеализмом и мистикой и христианской философии (восточной патристики), впитавшей элементы ближневосточных религиозных учений, иудаизма.
Складывается специфическая для восточного христианства метафизическая, целостная, интуитивно-мистическая картина мира, включающая космос, природу, человеческую жизнь в их приобщении (идеи энергии, синергии) к божественной благодати. Византийскому миросозерцанию было присуще целостное восприятие природы и общественной жизни, понятие единства жизни. В результате византийская картина мира своим пониманием всеобщей взаимосвязи явлений обусловливала традиционализм этой цивилизации.
В центре внимания христианского мировоззрения стоял человек. В связи с этим его очищение, преображение и спасение составляли главную цель христианской церкви как духовного института. Христианское отношение к мирской жизни, связанное с переоценкой традиционных ценностей античности, переориентацией человека от чувственных наслаждений к духовному блаженству становится доминантным. Проповедуются аскетический благочестивый образ жизни, любовь к людям, чувствительность к скорбям, горестям. Складывается весь комплекс нравственно-этических норм и религиозных идеалов христианства, составляющих основу добродетельной жизни – пост, бдение, молитва, стяжание, трудолюбие и другие добродетели, которыми украшается душа. В качестве основного и практически единственного идеала человеческой жизни утверждается идеал духовной красоты.
В 1054 г. произошло разделение церквей (схизма), немало повлиявшей на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской – католической и Византийской - православной. Схизма была итогом не только церковных разногласий, но и отражением существенных различий в историческом развитии западных областей Европы и Византии. Камнем преткновения стал догмат об исхождении Духа Святого. Греческие богословы утверждали, что Дух Святой исходит только от Бога-Отца, первого лица Троицы. В соотношении лиц Троицы они видели монархический принцип. Римская церковь стала настаивать на его исхождении от Отца и Сына , что означало замену монархического принципа иерархическим. Кроме того на Западе господствовало учение о том, что спасение человека якобы зависит от деятельности особой корпорации – церкви, в руках которой находится и оценка заслуг верующего, и отпущение его грехов (августиновская концепция предопределения). Восточное христианство отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через ее посредство допускало мистическое слияние с божеством (теория синергизма). В вину латинянам восточная церковь вменяла «Учение о благодати», запас которой якобы создавался деяниями святых, что давало возможность западной церкви за счет него отпускать грехи через продажу специальных грамот – индульгенций.
Православная церковь и экономически, и политически в большей степени, чем католическая, зависела от государства, императорских пожалований. В многоязычной Западной Европе церковь сохранила единый язык – латинский и тем самым утвердила принцип универсализма. Византийская православная церковь, напротив, при христианизации варварских народов не требовала, чтобы греческий язык стал единственным языком литургии. Она допускала богослужения на местных языках. Зачастую эта политика обеспечивала успех миссионерам православной церкви.
Восточную и западную церковь разделяли и устойчивые социально-психологические различия. Воображение латинян постоянно устремлялось к крестным мукам Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты из жизни Христа, его воплощение и воскресение. Это нашло отражение в византийской и западноевропейской культуре, в частности в литературе и искусстве.
Все разногласия между католической и православной церквями постепенно переросли в открытую вражду, и объектом четвертого крестового похода стала Византия. 13 апреля 1204 г. Константинополь сдался крестоносцам. На развалинах Византии возникли Латинская империя и ряд самостоятельных греческих государств: Никейская империя в Малой Азии, Эпирское царство на Балканах, Трапезундская империя на южном берегу Черного моря. Латинская империя просуществовала чуть больше пятидесяти лет.
Из трех греческих государств
победителем в борьбе за
6 июля 1439 г. в кафедральном соборе
Флоренции состоялось
В итоге 29 мая 1453 г., под ударами турецких войск пал некогда знаменитый и богатейший город, центр культуры и искусства Константинополь, а с его падением фактически прекратила свое существование и Византийская империя.
4.Образование, научные знания, литература Византии
Процесс формирования Византийской культуры начался с поздней античной эпохи и длился несколько столетий, вплоть до IX – X вв. Византийская культура представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Тесная связь, взаимное влияние всех видов культуры - закон их развития. Хотя, конечно, общие явления - борьба старого с новым, зарождение новых тенденций - протекали в разных отраслях культуры по-разному.
Стоит сказать, что в Византии в начале средних веков образованных людей, было больше, чем в Западной Европе. Это произошло благодаря тому, что не подвергшиеся нашествиям варваров центры античной науки – Афины, Александрия, Бейрут уцелели. Кроме того были созданы новые. Система образования наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных искусств). Существовало два уровня образования: тривиум ( грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум ( арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Уже в IX в. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий (326—403гг.) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг.
Важнейшим событием явилось создание Свода гражданского права в 528–533 гг.. Юстинианов кодекс (кодифицированы 4652 императорских указа, составлен обзор лучших трудов юристов и т. д.) обобщил достижения римского права, стал новой стартовой площадкой для последующего развития юриспруденции во всех европейских странах. В творении византийских правоведов впервые получила юридическое признание теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны и рабство признавалось противоречащим человеческой сущности. В этом подходе видны истоки концепции гуманизма, которая получила развитие на начальном этапе становления западной цивилизации, представляя собой «прометеев огонь», дух самоутверждения, творчества, отличающий человека от животного.
В VI—VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло — изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.
В византийской науке Х в. связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913—959) в Византии издано несколько больших сборников и энциклопедий, в числе которых историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная.
Большой материал для изучения истории византийской культуры этой эпохи дают мемуары крупнейшего византийского ученого и писателя XI в. Михаила Пселла, автора «Хронографии», жизнеописаний императоров, которых он знал. Ему же принадлежит обзор «квадривиум» — курса светского образования. Эта работа Пселла в XVI в. была переведена на латинский язык; особенно она повлияла на развитие в Западной Европе математики.
Одним из первых в европейской литературе Максим Плануд указал на индийское происхождение так называемой арабской системы цифр, чему он посвятил работу «Счетное искусство по индийскому образцу». Эта система уже была известна в Византии.
Математика была хорошо развита в этой стране, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Николай Артабасд Рабд в своих математических письмах охарактеризовал византийскую систему счета на пальцах. В работах по астрономии учитывались достижения арабских ученых.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде.
Литературная жизнь Византии, хоть никогда не затухала, дала миру не так много значительных авторов. В литературе IV—VI вв. господствовали унаследованные литературные формы: речи, письма, эротические повести, эпиграммы, любовная лирика.
Во второй половине IV в. начинается подъем риторической прозы. Виднейшим языческим ритором IV в. был Ливаний. В его произведениях благоговение перед словом неразрывно связано с пафосом традиционной гражданственности («Жизнь, или о моей судьбе»).
Особое значение в историко-литературном развитии Византии имел цикл проповедей Василия Кесарийского, на тему истории сотворения мира по библейской книге Бытия «Шестоднев». Эти проповеди, дали образец для назидательного применения символически интерпретируемых былей о природе, о животных (басни). Эллинистическую модель научной прозы представляла написанная им «Церковная история».
В ХI—XII вв. возрождается интерес к светскому жанру — и к античным формам в литературе. Возникают литературные кружки, салоны, развивается меценатство. Основными жанрами становятся речь и письмо, которые представляют гораздо большие возможности для обсуждения общественных проблем (Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и др.). Мистические поэмы-откровения в самом начале описываемого периода создает Симеон Богослов («Божественные гимны»).
В XIV—XV вв. появилось течение, сходное по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов. Его представляли Мануил Хрисолор — выдающийся преподаватель, ритор и философ, Плифон и Виссарион Никейский.