Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:29, реферат
Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе. Византия сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину.
Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе. Византия сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину.
Врачи Византии были хорошо знакомы с произведениями древних врачей Греции и Рима. Врач византийского императора Юлиана Отступника Орибазий (326—403) в IV веке н. э. собрал греческую медицинскую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию «Свод» («Синопсис») в 70 томах, содержащую обширные выписки из сочинений древних врачей. Наряду с извлечениями из работ различных авторов Орибазий включил в «Свод» собственные выводы и обобщения.
Подобно Орибазию работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эг и некий (VII век) были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. Это составляет крупную историческую заслугу византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопедические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.
Павел Эгинский был крупным хирургом раннего средневековья. Он много занимался акушерством. Его энциклопедический труд пользовался большим авторитетом у врачей арабских халифатов.
В середине IX века в Византии возникла высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией, преподавалась также и медицина. Подготовка врачей, до того носившая индивидуально ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам.
Крупной заслугой средневековой
медицины Востока явилось создание
гражданских больниц и аптек.
Больницы существовали уже в античном
мире, но преимущественно в виде
военных госпиталей-
Благодаря своим связям с Византией Киевская Русь раньше приобщилась к культурному наследию античного мира, чем многие народы Западной Европы.
Медицина в арабских халифатах. Значительнее развитие медицина получила в мусульманских феодальных государствах — так называемых арабских халифатах. С середины VII века феодальная и торговая арабская аристократия предприняла под знаменем ислама многочисленные войны. К 640 г. арабами были завоеваны Палестина и Сирия, к 634 г.— Египет, было завершено покорение арабами Ирана, в конце VII века — Армении и Грузии. В VIII веке арабы подчинили себе Среднюю Азию,, северо-западную Индию, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.
Господство арабов и их
государства—халифаты — существовали
до XII—XIII веков. Единое огромное арабское
государство просуществовало
Начиная с VII века в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока времен арабских халифатов унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации и в дальнейшем послужила одним из источников западноевропейской цивилизации. Призванная удовлетворять потребности растущей торговли, земледелия и промышленности, наука в арабских халифатах XIII—XII веков достигла более высокого развития, чем западноевропейская наука того времени.
В связи с экономикой в
арабских халифатах развивалась
и культура, обнаруживая наряду с
общими чертами своеобразные, оригинальные
черты в творчестве отдельных
народов Востока. В странах Востока
впервые получила распространение
книга (рукописная), сменившая древний
пергаментный свиток. Во введении в
обиход бумаги как главного писчего
материала большие заслуги
Экономический расцвет, развитие торговли и промышленности в странах Востока способствовали развитию различных областей знания. В связи с запросами торговли, мореплавания, земледелия, промышленности развивались география, астрономия, математика, химия, ботаника. Оживленные связи между отдаленными странами и далекие военные походы, естественно, потребовали значительного обогащения и систематизации географических знаний. Ученые Востока определяли широту и долготу, значительно усовершенствовали исчисление времени. В арабских странах были основаны астрономические обсерватории, создан звездный каталог, дано географическое описание почти всех известных тогда стран мира и т. д.
Культура народов арабских халифатов, широко использовавшая и перерабатывавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда
Складывавшаяся в странах арабского халифата культура была многонациональной, наряду с арабами ее развивали иранцы, народы Средней Азии, берберы, мавры, египтяне и другие народы. Арабский язык в странах халифата играл роль, близкую к той, которая принадлежала латинскому языку в Западной Европе.
Среди ученых стран Востока большое место занимали ученые Хорезма. Видный математик, географ и астроном Мухаммед Ал-Хорезми, живший на рубеже VIII и IX веков, был одним из родоначальников алгебры. Ал-Хорезми принадлежит известная книга «Картины мира», в которой он заложил основы географии и этнографии Восточной Европы. Как математик и географ Ал-Хорезми имел в Средней Азии многочисленных последователей, включая Улугбека, внука Тимура, основавшего в XV веке крупную обсерваторию в Самарканде.
Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн-Сины и Ал-Бируни, ученых X—XI веков, членов хорезмий-ской «академии», подлинных энциклопедистов. Ал-Бируни был астрономом, географом, минералогом, этнографом, историком. За 5—6 столетии до Коперника и Галилея он отстаивал гелиоцентрическое строение мира.
Большого развития в арабском
халифате достигла химия. Ученые стран
Востока проложили путь ряду позднейших
открытий, хотя и ставили себе подчас
фантастические задачи (влияние алхимии).
Восточные химики должны были удовлетворять
хозяйственно-производственным запросам
своего времени, в частности в
связи с горными промыслами, участвовать
в добывании, обработке металлов,
серы, ртути и' других работах. Они
впервые сконструировали и
Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII—IX века) -и Кордова (X век). В Западном арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек, 10 высших школ. В Западной Европе в то время было только два университета — в Салерно и Париже.
Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. В медицине, как и в других областях знания, сказался многоплеменный характер населения арабских халифатов. Видными деятелями в медицине явились представители многочисленных народов, населявших халифаты или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы (основатели крупных больниц и школ с IV века, еще до образования первого халифата), хорезмийцы, иранцы (персы), армяне, азербайджанцы, египтяне, мавры, евреи, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Мерве (ныне Мары), Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи.
Большую роль в развитии медицинских знаний играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского «а латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Переводчики эти (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе.
Врачи в Византийской империи
и арабских халифатах сыграли
большую роль в сохранении ценного
наследия медицины древнего мира, в
первую очередь античной Греции, а
также Индии и других стран. В
то же время они самостоятельно развивали
и дальше разрабатывали медицинские
знания. Медицина народов Востока
времен арабских халифатов сохранила
и распространила греческую медицину,
пробудила живое чувство
В странах Востока в
крупных городах были большие
больницы. Вслед за больницами в
странах Востока впервые
должностные лица по наблюдению за врачами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали научные учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X веке, «академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI века.Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатоз были X—XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.
Ар-Раэи, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.
Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал описание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от различного сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.
В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на частные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских (ракультетах в средневековых университетах Западной Европы.
Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающиеся в медицинских сочинениях», говорил Ар-Рази.
Запрещение Кораном вскрытия трупов и вивисекций было причиной относительно невысокого уровня самостоятельных анатомических исследований ученых-мусульман. Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, главным образом из сочинений Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов, и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем изучение инфекционных болезней, лекарствоведение, гигиена.