Влияние Христианства на русскую государственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:37, статья

Описание работы

С принятием Русью христианства традиционно связывается начало русской государственности. Не случайно Петр Чаадаев, характеризуя влияние и значение крещения Руси, воскликнул: «Целый народ, одним христианством созданный». Такая характеристика отражает мысль о глубинном, неразрывном союзе церковных и светских институтов. Государственный строй Древней Руси, несомненно, был подвержен влиянию Византии, в которой идеалом церковно-государственных отношений была «симфония властей». Одним из выразителей идеи симфонии Церкви и государства был император Юстиниан, живший в VI веке.

Файлы: 1 файл

Влияние христианства на русскую государственность.docx

— 173.42 Кб (Скачать файл)

Влияние христианства на русскую государственность  

 

С принятием Русью христианства традиционно связывается начало русской государственности. Не случайно Петр Чаадаев, характеризуя влияние  и значение крещения Руси, воскликнул: «Целый народ, одним христианством  созданный». Такая характеристика отражает мысль о глубинном, неразрывном  союзе церковных и светских институтов. Государственный строй Древней  Руси, несомненно, был подвержен  влиянию Византии, в которой идеалом  церковно-государственных отношений  была «симфония властей».

Одним из выразителей идеи симфонии Церкви и государства был  император Юстиниан, живший в VI веке. Он известен как строитель знаменитого  храма Святой Софии Константинопольской, а также как ревностный борец  с язычеством и церковными расколами. Юстиниан выразил идею, которая в  течение веков стала определяющей как для Византийской, так и  для Российской империи. Согласно его  мысли, есть два величайших блага, дарованных людям от Бога — священство и  царство. Первое заботится о делах  божественных, второе — о делах  человеческих. В их связи и согласии состоит благоденствие государства.

В Византии эта симфония часто нарушалась императорами, которые  в ущерб церковным интересам претендовали на решающую роль в устройстве церковных дел. Симфония же в древнерусском государстве осуществлялась в более правильных формах. Многие историки отмечают, что в тот период на Руси существовала небывалая в истории Православия гармония власти и Церкви.

Князь Владимир после крещения вводит систему социальной защиты беднейших  слоев населения, приступает к бурному  строительству храмов и школ при  них. Он издает свой «Устав», который  предоставлял Церкви широкие гражданские  права и полномочия. Помимо этого, как сообщает летописец, Владимир часто  собирал у себя в палатах епископов  и советовался с ними в делах  государственных.

Владимир примером собственной  жизни старался указать своим  подданным на евангельские идеалы. Так, проявляя любовь к ближнему и  «боясь греха», Владимир не хотел наказывать даже преступников. Злодейства умножились и епископы указывали князю, что  строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости.

Дальнейшее развитие «Устав»  Владимира получил в «Русской правде» Ярослава Мудрого. В этом законодательном сборнике юридические  правила тесно связаны с религиозно-нравственными. Все преступления нравственного  характера, а также семейное право  передаются церковному суду. Князь, согласно закону, становится главным защитником правды и справедливости в государстве. Одновременно и от него самого требуется  пример справедливости и нравственности. Историки указывают на то, что семейное право России опиралось на основные положения этого устава около  девяти веков, вплоть до революции 1917 года.

Венцом церковно-государственных  отношений стало правление внука  Ярослава Мудрого — Владимира  Мономаха. Его «Поучение к детям» свидетельствует, насколько глубоко  в сознание образованного русского человека вошли к тому времени  основные христианские понятия. Оно  проникнуто кротостью, добротой и любовью. Мономах решительно выступает против пролития крови, указывая на единственно  надежный путь победы над противником  — путь покаяния, слез и милостыни. Он отвергает смертную казнь, о чем  и не помышляли в то время на Западе. Он учит не пренебрегать бедными, давать милостыню, никого не обижать, постоянно  творить молитву и иметь основой  всей жизни страх Божий.

К тому времени церковные  законы считались непререкаемыми. Церковь  воспринималась властью как органическая часть общества, его необходимая  опора. Часто духовенство активно  противодействовало княжеским междоусобицам, вменяя себе в обязанность содействовать  примирению враждовавших сторон. Например, Святослав, младший брат киевского  князя Изяслава, прогнал брата  из столицы и сам занял великокняжеский  стол. После победы он устроил пир, куда был приглашен и преподобный  Феодосий. Однако Феодосий не только отказался  от трапезы, но и не согласился поминать Святослава в молитвах, пока тот  не примирится со своим старшим братом.

Церковь во всех спорных  делах всегда выступала не как  власть имеющая, а как воплощение «кроткой силы Христовой». Поэтому  нравственный авторитет Церкви был очень высок. А он, согласно «Русской правде», стоял выше земной власти.


Информация о работе Влияние Христианства на русскую государственность