Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:37, статья
С принятием Русью христианства традиционно связывается начало русской государственности. Не случайно Петр Чаадаев, характеризуя влияние и значение крещения Руси, воскликнул: «Целый народ, одним христианством созданный». Такая характеристика отражает мысль о глубинном, неразрывном союзе церковных и светских институтов. Государственный строй Древней Руси, несомненно, был подвержен влиянию Византии, в которой идеалом церковно-государственных отношений была «симфония властей». Одним из выразителей идеи симфонии Церкви и государства был император Юстиниан, живший в VI веке.
Влияние христианства на русскую государственность
С принятием Русью христианства
традиционно связывается начало
русской государственности. Не случайно
Петр Чаадаев, характеризуя влияние
и значение крещения Руси, воскликнул:
«Целый народ, одним христианством
созданный». Такая характеристика отражает
мысль о глубинном, неразрывном
союзе церковных и светских институтов.
Государственный строй Древней
Руси, несомненно, был подвержен
влиянию Византии, в которой идеалом
церковно-государственных
Одним из выразителей идеи
симфонии Церкви и государства был
император Юстиниан, живший в VI веке.
Он известен как строитель знаменитого
храма Святой Софии Константинопольской,
а также как ревностный борец
с язычеством и церковными расколами.
Юстиниан выразил идею, которая в
течение веков стала
В Византии эта симфония часто нарушалась императорами, которые в ущерб церковным интересам претендовали на решающую роль в устройстве церковных дел. Симфония же в древнерусском государстве осуществлялась в более правильных формах. Многие историки отмечают, что в тот период на Руси существовала небывалая в истории Православия гармония власти и Церкви.
Князь Владимир после крещения вводит систему социальной защиты беднейших слоев населения, приступает к бурному строительству храмов и школ при них. Он издает свой «Устав», который предоставлял Церкви широкие гражданские права и полномочия. Помимо этого, как сообщает летописец, Владимир часто собирал у себя в палатах епископов и советовался с ними в делах государственных.
Владимир примером собственной жизни старался указать своим подданным на евангельские идеалы. Так, проявляя любовь к ближнему и «боясь греха», Владимир не хотел наказывать даже преступников. Злодейства умножились и епископы указывали князю, что строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости.
Дальнейшее развитие «Устав»
Владимира получил в «Русской
правде» Ярослава Мудрого. В этом
законодательном сборнике юридические
правила тесно связаны с
Венцом церковно-
К тому времени церковные
законы считались непререкаемыми. Церковь
воспринималась властью как органическая
часть общества, его необходимая
опора. Часто духовенство активно
противодействовало княжеским междоусобицам,
вменяя себе в обязанность содействовать
примирению враждовавших сторон. Например,
Святослав, младший брат киевского
князя Изяслава, прогнал брата
из столицы и сам занял
Церковь во всех спорных делах всегда выступала не как власть имеющая, а как воплощение «кроткой силы Христовой». Поэтому нравственный авторитет Церкви был очень высок. А он, согласно «Русской правде», стоял выше земной власти.
Информация о работе Влияние Христианства на русскую государственность