Внешнеполитическая деятельность Советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их решения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные от-ношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Внешняя политика Советского государства в начале 20-х гг……………………..4
2. Внешняя политика СССР в 30-е годы ………………………………………………5
3. Внешняя политика СССР во второй половине 50-х - начале 60-х гг……………..6
4. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг……………………………………………9
5. Межнациональные отношения в СССР в 1985 - 1991 гг………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

История СССР.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Внешняя политика Советского  государства в начале 20-х гг……………………..4

2. Внешняя политика СССР в  30-е годы ………………………………………………5

3. Внешняя политика  СССР во второй половине 50-х  - начале 60-х гг……………..6

4. Внешняя политика  СССР в 1965-1985 гг……………………………………………9

5. Межнациональные отношения  в СССР в 1985 - 1991 гг………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Основу международной  политики составляют разного рода конфликты  между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их решения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.

Главным средством реализации отношений  государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой точки зрения главная её задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.

Внешняя политика - деятельность государства  на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей. Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противниками.

1. Внешняя политика Советского государства в начале 20-х гг.

 

В октябре 1921 г. Советское  правительство направило правительствам США, Англии, Франции, Италии, Японии ноты о своей готовности к экономическому сотрудничеству. Западные правительства были уверены, что в условиях экономического кризиса и неурожая большевики пойдут на уступки. Европейские правительства решили созвать международную экономическую конференцию и пригласить на нее Советскую Россию.

Конференция проходила с 10 апреля по 19 мая 1922 г. в Генуе (Италия). В ее работе приняли участие 29 стран. Председателем советской делегации был Ленин; он оставался в Москве, а в Генуе делегацией руководил нарком иностранных дел Г.В.Чичерин.[3]

Выступив с пацифистской программой, заранее обреченной на провал, советская делегация выразила готовность признать довоенные долги (до 1914 г.) и компенсировать убытки за национализированные предприятия путем сдачи их в аренду или концессию. В обмен на это предлагалось признать Советское государство, предоставить ему кредиты и возместить ущерб, причиненный интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.

К соглашению прийти не удалось. Поэтому было принято решение  передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге (26 июня - 19 июля 1922 г.). Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно. [6]

Более результативно  складывались для Советской России двусторонние отношения. В ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний договор с Германией (16 апреля 1922 г.), которая была ущемлена условиями Версальского договора. Чичерин и министр иностранных дел Германии Ратенау подписали договор, который предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов и убытков, расходов на содержание военнопленных. Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализации иностранной собственности в Советской России "при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств". Единый антисоветский фронт был расколот. Советско-германское соглашение вызвало ярость Антанты.

В 1924 г. в отношениях СССР с Западом произошли позитивные изменения. Были установлены дипломатические отношения с Великобританией. Затем последовала полоса признаний Советского государства Италией, Францией, странами Скандинавии, Австрией, Грецией, Китаем. В 1925 г. были установлены отношения с Японией.

В целом, внешняя политика СССР в начале 20-х гг. смогла обеспечить мирные условия для экономического восстановления. [3]

 

 

 

2. Внешняя политика  СССР в 30-е годы 

 

С приходом к власти в  Германии фашисткой партии политика СССР претерпела изменения. В конце 1933 г. был разработан план коллективной безопасности. С этого времени и до августа 1939 г. со-ветская внешняя политика имела явную антигерманскую направленность, что подтвердили дого-воры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, заключенные в 1935 г. Тогда же 1935 г. СССР осудил нападение Италии на Эфиопию, а в 1936 г. поддержал Испанскую Республику в борьбе против генерала Франко.

Западные страны (прежде всего Англия, Франция, США) проводили политику «умиротворе-ния агрессора» и стремились направить его захватнические действия против СССР. Так, в сентябре 1938 г, в Мюнхене Англия и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии.

Напряженной была ситуация и на Дальнем  Востоке. В 1928 г. произошел конфликт СССР с Китаем на Китайской восточной железной дороге (КВЖД), который был быстро урегулирован. Но здесь на Востоке Советскому Союзу противостояла Япония. В августе 1938 г. произошло крупное столкновение с японскими войсками в районе озера Хасан у Владивостока, а летом 1939 г. на реке Халхин-Гол. Японские войска были разгромлены. [6]

Агрессивные действия фашистской Германии в Европе побудили Англию и Францию весной и летом 1939 г. вести переговоры с СССР о противодействии агрессору, но к августу 1939 г. эти переговоры зашли в тупик. Тогда СССР 23 августа 1939 г. подписал пакт о ненападении с Герма-нией (пакт Риббентропа – Молотова) сроком на десять лет. К нему был приложен секретный про-токол о разделе сфер влияния в Европе. В советскую сферу вошли часть Польши (Западная Ук-раина и Западная Белоруссия), Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия, Финляндия.

Подписав пакт, фашистская Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Франция, имея договоры о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Германии. Так 1 сентября 1939г. началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939г. Красная Армия перешла границу Польши и установила контроль над Западной Украиной и Западной Белоруссией, которые были включены в состав УССР и БССР. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о дружбе, который уточнял разграничение сфер влияния в Европе. В сентябре-октябре 1939 г. были подписаны договоры о взаимопомощи между СССР, с одной стороны, Эстонией, Латвией и Лит-вой, с другой. В августе 1940 г. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР. После тяжелой советско-финской войны (ноябрь 1939 – март 1940 гг.) часть территории Финляндии (весь Карельский перешеек с г. Выборгом) отошла СССР. В июне 1940 г. правительство СССР потребовало от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуждены были удовлетворить эти требования. [1]

Германия тем временем, оккупировав почти все страны Европы, усиленно готовилась к нападению на СССР.

 

3. Внешняя политика СССР во второй половине 50-х - начале 60-х гг

 

После окончания Второй Мировой войны, имевшиеся противоречия в политике держав коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации, получившей название "холодной войны".

Однако различия между  позицией министра иностранных дел  Молотова, основанной на идее неизбежной борьбы двух систем, и стратегией Хрущева и Микояна, признававших возможность мирного сосуществования, привели к колебаниям и ошибкам советской дипломатии. Были урегулированы отношения СССР с Китаем, достигнута договоренность об оказании ему помощи и возвращении Порт-Артура. Нормализовались отношения с Югославией. Осенью 1954 г. произошел обмен послами, за которым последовал визит Хрущева в Белград.

Важной мерой стало укрепление отношений в социалистическом лагере. В 1955 г. создана Организация Варшавского  Договора (ОВД) для совместной оборонной политики, в которую вошли все европейские социалистические страны, кроме Югославии.

Оставалось много проблем в  отношениях с Западом. Остро стояли германский вопрос и задача коллективной безопасности в Европе. В октябре 1954 г. Западная Германия была включена в военную организацию НАТО. В 1954 г. оказалось отвергнутым предложение СССР по заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. В мае 1955 г., заручившись обещанием Австрии соблюдать строгий нейтралитет, СССР вывел из этой страны свои войска. Прошла встреча в верхах лидеров СССР, США, Англии и Франции в Женеве. Соглашения между двумя лагерями достичь не удалось, но Советский Союз проявил готовность к переговорам. В сентябре 1955 г. установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Оттепель сняла напряженность “холодной войны”.

Возможность мирного сосуществования государств с различным строем была подтверждена в 1957 г. на совещании представителей коммунистических и рабочих партий, которое продемонстрировало консолидацию сил на основе идей ХХ съезда КПСС. Но в эти же годы снова осложнились отношения с Китаем, руководство которого, недовольное критикой культа Сталина, стало свертывать партийные и государственные связи с СССР. На этой же почве обострились отношения с Албанией. Мирное сосуществование и борьбу за мир Хрущев и КПСС в целом считали главной задачей. За несколько лет численность Вооруженных Сил была сокращена на 1 млн. 200 тыс. человек. Первостепенное значение имела встреча Хрущева с президентом США Эйзенхауэром (осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев вновь прибыл в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Советский Союз предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации, внес предложение о всеобщем и полном разоружении. [5]

После урегулирования отношений СССР и ФРГ неразрешенным остался берлинский вопрос. В 1958 г. СССР предложил объявить Западный Берлин (разделенный на английскую, американскую и французскую зоны оккупации) вольным городом. Предложение не приняли. В январе 1959 г. отвергнуто и предложение о созыве специальной конференции для выработки мирного договора с Германией. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР, возвели стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного и установили контрольно-пропускные пункты. Вскоре у Бранденбургских ворот сконцентрировались американские танки. Им навстречу были выведены советские. Противостояние продолжалось более суток. Однако статус Берлина остался не узаконен.

Американское и советское  противостояние в значительно более  серьезной форме повторилось в 1962 г. После победы кубинской революции (1959 г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса действия. Соединенные Штаты заявили протест, расценив их, как наступательное оружие. СССР перед лицом мирового сообщества отрицал наличие советских ракет на Кубе, но фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре военные корабли США установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные силы в боевую готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны. Но лидеры СССР и США проявили здравый смысл. Советское правительство признало, наконец, наличие ракет и их наступательный характер. 27- 28.10.1962 г. состоялся обмен посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР согласился демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы. США гарантировали безопасность Кубы и обязались вывезти ракеты из Турции. [2]

Общее стремление избежать тотальной войны проявилось в  подписании первого соглашения по контролю над вооружениями. Договор, подписанный великими державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах - в атмосфере, космическом пространстве и под водой. [5]

 

 

4. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

 

Конец 60-х - середина 70-х  гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.

Информация о работе Внешнеполитическая деятельность Советского государства