Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая проблему взаимоотношений между Русью и зарубежными странами, следует принимать во внимание не только сферу организационных политических и экономических отношений, но и взаимное культурное влияние, так же как и частные контакты между русскими и иностранцами. С этой точки зрения нам следует проявить особый интерес к сведениям, касающимся русских, путешествовавших и пребывавших за границей, а также об иностранцах, посещавших Русь с официальной миссией по деловым вопросам или же по какой-то другой причине.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Русь и Византия
2. Отношения с европейскими странами
3. Русь и Славяне
4. Русь и Запад
5. Русь и Восток
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ЕГОР ИСТОРИЯ.docx

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1.Русь и Византия

2. Отношения с европейскими  странами

3. Русь и Славяне

4. Русь и Запад

5. Русь и Восток

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В основном отношение русских  к иностранцам в киевский период было дружелюбным. В мирное время  иностранец, приезжавший на Русь, особенно иностранный купец, назывался "гостем"; в древнерусском языке слово "гость" имело сопутствующее значение "купец" в дополнение к основному значению.

По отношению к иностранцам  русский закон отчетливо выделялся  на фоне германского закона, включавшего  такие положения. Согласно первому, любой иностранец (или любой коренной житель, не имеющий над собой господина) мог быть схвачен местными властями и лишен свободы до конца дней. Согласно второму, потерпевшие кораблекрушение иностранцы вместе со всем своим имуществом становились собственностью повелителя той земли на побережье, где был выброшен на берег их корабль, - герцога или короля. В десятом веке в договорах с Византией русские ручались не пользоваться береговым правом, когда дело касалось греческих путешественников. Что касается первого положения, то он не упомянут ни в одном из русских источников этого периода. Также в Киевской Руси не было известно и о право государства наследии имущество иностранца, умершего в пределах границ этого государства.

Рассматривая проблему взаимоотношений  между Русью и зарубежными  странами, следует принимать во внимание не только сферу организационных  политических и экономических отношений, но и взаимное культурное влияние, так  же как и частные контакты между  русскими и иностранцами. С этой точки зрения нам следует проявить особый интерес к сведениям, касающимся русских, путешествовавших и пребывавших  за границей, а также об иностранцах, посещавших Русь с официальной миссией  по деловым вопросам или же по какой-то другой причине.

 

1.Русь и Византия

Византийская империя  в политическом и культурном отношениях была главной силой средневекового мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов. Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества. Таким образом, на протяжении почти всего киевского периода Византия представляла собой высший уровень цивилизации не только для Руси, но также и по отношению к Западной Европе. Достаточно характерно, что с византийской точки зрения рыцари - участники четвертого крестового похода - были не более чем грубыми варварами, и следует сказать, что они действительно вели себя именно так.

Для Руси влияние византийской цивилизации значило больше, чем  для любой другой европейской  страны, за исключением, возможно, Италии и, конечно, Балкан. Вместе с последними Русь стала частью греко-православного мира, то есть, говоря в терминах того периода, - частью византийского мира. Русская Церковь была не чем иным, как ветвью византийской Церкви, русское искусство было пронизано византийским влиянием.

Следует принять в расчет, что, согласно византийской доктрине, греко-православный мир должен быть руководим двумя главами - патриархом и императором. Теория не всегда соответствует факту. В первую очередь константинопольский патриарх не был главой всей греко-православной Церкви, поскольку было еще четыре патриарха, а именно: епископ Рима и три восточных патриарха (Александрии, Антиохии и Иерусалима). Что касается Руси, то это не имело большого значения, поскольку в киевский период русская Церковь была не более чем епархией константинопольского патриархата, а власть того патриарха была огромной. Но характер отношений между императором и патриархом Константинополя мог затрагивать, а иногда и затрагивал Русь. Хотя теоретически патриарх не был подчинен императору, на деле во многих случаях выборы нового патриарха зависели от отношения императора, который был в том положении, чтобы вмешиваться в церковные дела. Следовательно, если иностранный народ признавал власть константинопольского патриарха, то это обозначало, что он попадал в сферу политического влияния византийского императора. Русские князья, так же как и правители других стран, готовые принять христианство, понимали эту опасность и прилагали усилия, чтобы избежать политических последствий обращения.

Желание Владимира I сохранить  свою независимость имело последствием военный конфликт с Византией, так  же как и попытка организовать русскую Церковь как орган  самоуправления вне константинопольского патриаршества. Ярослав Мудрый, однако, пришел к соглашению с Византией и принял митрополита из Константинополя (1037 г.). Вслед за этим император, по-видимому, стал считать Ярослава своим вассалом, и когда в 1043 г. началась война между Русью и Империей, византийский историк Пселл отнесся к ней как к "бунту русских".

Хотя византийская доктрина о сюзеренитете императора над другими  христианскими правителями никогда  не принималась преемниками Ярослава в Киеве, князь Галицкий формально признал себя вассалом, императора в середине двенадцатого века. Однако, говоря в целом, Киевскую Русь нельзя считать вассальным государством Византии. Киевская субординация шла по церковным линиям, и даже в этой области русские дважды предпринимали попытку освободиться: при митрополите Иларионе в одиннадцатом веке и Клименте - в двенадцатом.

Хотя русские князья и  отстаивали свою политическую независимость  от Константинополя, престиж императорской  власти и авторитета патриарха был  достаточно велик, чтобы оказывать  влияние на политику русских князей в очень многих случаях. Константинополь, "Имперский город", или Царьград, как обычно называли его русские, считался интеллектуальной и социальной столицей мира. Благодаря всем этим разнообразным факторам, в отношениях между Русью и ее соседями Византийская империя занимала уникальную позицию: в то время как культурное взаимодействие с другими народами осуществлялось на равных, по отношению к Византии Русь оказывалась на положении должника в культурном смысле.

В то же время было бы ошибкой  представлять Киевскую Русь как полностью  зависимую от Византии, даже в отношении  культуры. Хотя русские и восприняли принципы византийской цивилизации, они  приспособили их к своим собственным  условиям. Ни в религии, ни в искусстве  они не подражали рабски грекам, но, более того, развивали свои собственные  подходы к этим сферам. Что касается религии, использование славянского  языка в церковных службах, конечно, имело громадное значение для  натурализации Церкви и роста  национального религиозного сознания, в какой-то мере отличного от византийской духовности. Поскольку церковные связи были наиболее сильным началом, укреплявшим русско-византийские отношения, всякий обзор последних, а также частных контактов между русскими и византийцами, следует начинать с Церкви и религии.

Связи между русскими князьями и членами византийской царствующей  семьи также были очень обширными. Что касается династических уз, наиболее важным событием, конечно, была женитьба Владимира Святого на византийской княжне Анне, сестре императора Василия II. Между прочим, одна из жен Владимира, когда он еще был язычником, тоже была гречанкой (прежде - супругой его брата Ярополка). Внук Владимира Всеволод I (сын Ярослава Мудрого) также был женат на греческой княжне. Из внуков Ярослава Мудрого у двоих были греческие жены: у Олега Черниговского и Святополка II. Первый женился на Феофании Музалон (до 1083 г.); второй - на Варваре Комнине (около 1103 г.) - она была третьей женой Святополка. Вторая жена сына Владимира Мономаха Юрия была, по-видимому, византийского происхождения. В 1200 г. князь галицкий Роман женился на византийской княжне, родственнице императора Исаака II, из семьи Ангелов. Греки, со своей стороны, проявляли интерес к русским невестам. В 1074 г. Константин Дука был помолвлен с киевской княжной Анной (Янкой), дочерью Всеволода I. По неизвестным нам причинам свадьба не состоялась, как мы знаем. Янка приняла постриг. В 1104 г. Исаак Комнин женился на княжне Ирине из Перемышля, дочери Володара. Около десяти лет спустя Владимир Мономах отдал свою дочь Марию в жены изгнанному византийскому князю Льву Диогену, предполагаемому сыну императора Романа Диогена. В 1116 г. Лев вторгся в византийскую провинцию Болгарию; на первых порах ему сопутствовала удача, но позднее он был убит. Их сын Василий был убит в схватке между Мономашичами и Ольговичами в 1136 г. Убитая горем Мария умерла десятью годами позже. Внучка Владимира Мономаха Ирина, дочь Мстислава I, была более удачлива в браке; ее свадьба с Андроником Комниным состоялась в 1122 г. В 1194 г. член византийского дома Ангелов женился на княжне Евфимии из Чернигова, дочери сына Святослава III, Глеба.

Благодаря этим династическим  смешанным бракам, многие русские  князья чувствовали себя в Константинополе  как дома, и действительно, многие из членов дома Рюрика посещали Царьград, а первой из них в десятом веке была княгиня Ольга. Интересно заметить, что в отдельных случаях русские  князья высылались в Константинополь  своими родственниками. Так, в 1079 г. князь  Тмутараканский и Черниговский Олег был сослан "за море в Царьград". В 1130 г. князья Полоцкие со своими женами и детьми были сосланы Мстиславом I "в Грецию, из-за того, что они нарушили клятву". Согласно Васильеву, "это можно объяснить тем фактом, что малые князья, которые бунтовали против своего правителя, были призваны к ответу не только русским князем, но и сюзереном Руси - византийским императором. Они были сосланы как опасные и нежелательные не только для русского князя, но также и для императора. В первую очередь, русские князья, за исключением князя Галицкого, признавали византийского императора своим сюзереном. Во-вторых, нет свидетельств о том, что князья, сосланные в Византию, представали перед судом императора; так или иначе им предоставлялось убежище. Это было в традиции византийских императоров - проявлять гостеприимство по отношению к изгнанным правителям других стран. Их присутствие не только повышало престиж императора, но некоторые из них могли со временем быть использованы в качестве орудия византийской дипломатии, как это было с Борисом, сыном Коломана. Кроме того, русские князья, в свою очередь, предоставляли убежище изгнанным членам византийских царствующих домов, как это было с Львом Диогеном.

Не только князья, но и  члены их свиты тоже, по всей вероятности, имели достаточно возможностей для  контактов с византийцами. Русские войска принимали участие в византийских походах в южную Италию и Сицилию в одиннадцатом веке. Русские, служили в византийской армии, действующей в Леванте, во время первого и второго крестовых походов.

Помимо Церкви, князей и  армии еще одна социальная группа Киевской Руси находилась в постоянных взаимоотношениях с византийцами: купечество. Мы знаем, что русские купцы в большом количестве приезжали в Константинополь с начала десятого века, и для них была выделена постоянная штаб-квартира в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, "торгующие с Грецией» (гречники).

  2. Отношения с европейскими странами

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце    X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской,  Русь  включилась  в  единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков.  Уже внуки  Владимира  были  женаты  на   польских,   византийских и   немецких принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х-XI вв. Русь  воевала с поляками  и древнелитовскими  племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь  Ярослав  Мудрый  основал  город Юрьев (ныне - Тарту).

3.  Русь и Славяне

До начала немецкого "Дранг нах остен" славяне занимали большую часть Центральной и Восточной Европы, включая некоторые территории к западу от Эльбы. Около 800 г. н. э. западные границы славянских поселений приблизительно проходили по линии от устья Эльбы на юг к Триестскому заливу, то есть от Гамбурга до Триеста.

На протяжении трех следующих  веков - девятого, десятого и одиннадцатого - немцы упрочивали свои владения на Эльбе и пытались, с переменным успехом, распространить свое господство на славянские племена к востоку  от нее. В течение двенадцатого века немцам удалось установить прочный  контроль над районом между Эльбой и Одером. В то же время датчане  напали на славян с севера, и в 1168 г. Аркона, славянская твердыня на острове Рюген, пала под их натиском. В начале тринадцатого века, как мы знаем, немцы усилили свое продвижение в Прибалтику, где возникла рыцарская Пруссия, ставшая оплотом германства в Восточной Европе. Сочетая различные способы, такие как распространение политического сюзеренитета Священной Римской империи, а также династические союзы, колонизацию, проникновение на чужие земли и так далее, немцы к концу девятнадцатого века тем или иным путем установили свой контроль на востоке вплоть до Прикарпатья и дунайских земель, включая также Боснию и Герцеговину и Адриатическое побережье Далмации.

Во время Первой мировой  войны они постарались продвинуться дальше на восток, и на какое-то время  им удалось захватить Украину, Крым и Закавказье. Во время Второй мировой  войны их планы были еще более  амбициозны и включали в себя программу полного политического и экономического порабощения славянских народов, а также последовательное уничтожение славянской цивилизации. Провал немецких планов имел результатом не только восстановление славянами своих позиций, каковыми они были накануне Второй мировой войны, но и возвращение некоторых западных территорий, которые давно были утрачены ими. Западная граница славянского мира сейчас снова проходит там же, где она была около 1200 г., - вдоль линии от Штеттина до Триеста.

В этом славянском "море" в Центральной и Восточной  Европе сохранилось два "острова" с иным этническим составом. Это  Венгрия и Румыния. Венгры, или  мадьяры, представляют собою смешение финно-угорских и тюркских племен. Венгерский язык и сейчас пронизан тюркскими элементами; кроме того, венгерский словарь содержит много слов, заимствованных из славянского. Мадьяры вторглись в средне дунайские долины в конце девятого века и до сих пор владеют этими землями. Румынский язык принадлежит к семье романских языков. Румыны говорят на том романском языке, основой которого, исторически, была вульгарная латынь, на которой говорили римские солдаты и поселенцы на Нижнем Дунае. Латинская основа румынского языка в значительной степени испытала воздействие других лингвистических элементов, особенно славянских. Современная Румыния была образована в середине девятнадцатого века, благодаря объединению двух областей - Молдавии и Валахии. Фактически румынские племена раннего периода не имели в то время никакой политической организации и не населяли всей той территории, на которой находится современная Румыния. Большинство, из них было пастушескими народами. Часть из них, так называемые куцо-валахи, или куцо-влахи, проживала в Македонии и Албании. Еще одна группа вела изолированную жизнь на Трансильванской возвышенности вплоть до конца двенадцатого или начала тринадцатого века, когда некоторые из племен этой группы были вытеснены мадьярами на юг и на восток и спустились в долину Прута и Дуная, где они основали области Молдавию и Валахию.

Информация о работе Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами