Внешняя политика России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Крымская война и Парижский мир практически уничтожили колоссальное дотоле внешнеполитическое могущество России. Страна лишилась южной Бесарабии, а также Карса и других областей, занятых русскими войсками на Кавказе. России (и Турции) запрещалось иметь военный флот на Черном море и береговые укрепления. Она лишалась права защиты православных на территории Османской империи. Не будучи внешне очень тяжелыми, условия мира не только были унизительны для России, но и оставляли ее беззащитной со стороны Черноморского побережья. Международный престиж и влияние России, с таким трудом завоеванные за полтора века, были подорваны. Страна оказалась в международной изоляции.

Содержание работы

Ι. Введение…………………………………………………….2
ΙΙ. Основная часть:
1. Основные задачи внешней политики России…………….3
2. Присоединение Средней Азии к России………………….5
3. Русско-Турецкая война 1877 -1878 годов………………..9
ΙΙΙ. Заключение……………………………………………….14
Список литературы………………………………………....16

Файлы: 1 файл

внешняя политика россии во 2 половине 19 века.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО « Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий им. К.И. Скрябина»

 

 

Кафедра: «Философии и социально-гуманитарных  наук»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу: «Отечественная история»

 

На тему: «внешняя политика России во второй половине XIX века»

 

 

 

Выполнила

Студентка 10 группы

1 курса ФВМ

Спицина Елизавета

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 




 

                                             Содержание.                              

Ι. Введение…………………………………………………….2

ΙΙ. Основная часть:

1. Основные задачи внешней  политики России…………….3

2. Присоединение Средней  Азии к России………………….5

3. Русско-Турецкая война  1877 -1878 годов………………..9

ΙΙΙ. Заключение……………………………………………….14

  Список литературы………………………………………....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Ι. Введение.

Крымская война и Парижский  мир практически уничтожили  колоссальное дотоле внешнеполитическое могущество России. Страна лишилась южной Бесарабии, а также Карса и других областей, занятых русскими войсками на Кавказе. России (и Турции) запрещалось иметь военный флот на Черном море и береговые укрепления. Она лишалась права защиты православных на территории Османской империи. Не будучи внешне очень тяжелыми, условия мира не только были унизительны для России, но и оставляли ее беззащитной со стороны Черноморского побережья. Международный престиж и влияние России, с таким трудом завоеванные за полтора века, были подорваны. Страна оказалась в международной изоляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ΙΙ. Основная часть.

               1.Основные задачи внешней политики России.

Под влиянием развития капитализма  в России  правительство во внутренней и внешней политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине ΧΙΧ века внешняя

политика страны приобретала  все более буржуазный характер.

Перед Россией в области  международных отношений стояли сложные задачи:

1. Необходимость освободиться  от статей Парижского мирного  договора.

2. Ликвидировать «нейтрализацию»  Черного моря.

3. Усилить защищенность  своих южных границ.

4. Получить возможность  оказывать более активную помощь  балканским славянским народам в их борьбе против османских поработителей.

Новый министр иностранных  дел А.М.Горчаков основные свои задачи видел  в том, чтобы с помощью мирных дипломатических средств обеспечить благоприятные условия для внутренней политики государства и добиться отмены статей Парижского договора. Для борьбы с Англией и Францией – основными гарантами Крымской системы – Горчаков нашел союзников в лице Пруссии, которая вела борьбу за объединение Германии и нуждалась в благожелательном нейтралитете России. За дипломатическую поддержку Пруссии в войнах против Дании (1864) и Австрии (1866) Бисмарк обещал не возражать против пересмотра Парижского договора. После начала франко – прусской войны и решающего  поражения французских войск под Седаном в октябре 1870 года Горчаков уведомил европейские державы об отказе России соблюдать статьи Парижского договора.

Собравшаяся в Лондоне  в январе 1871 года конференция вынуждена  была утвердить это решение. Своеобразной (и очень высокой) платой за этот внешнеполитический триумф стало создание сильного и опасного для России соседа – объединенной Германии. Вместе с тем, партнерство с Бисмарком было единственным для нее выходом, поскольку предпринятая было попытка  сближения с Францией в итоге не увенчалась успехом, да и существенно замедлить процесс объединения германских земель вряд ли бы удалось.

Сближение России, Германии и присоединившейся к ним Австрии  положило начало «Союзу трех императоров» 6 июня 1873 года. «Русская дипломатия заключила этот договор, ибо он давал некоторые гарантии безопасности западной границы империи.

Этим приходилось особенно дорожить ввиду враждебной политики Англии в странах Востока. Но Горчаков был далек  от того, чтобы идти на поводу у Бисмарка и уплатить ему ту цену, за которую сотрудничество с Германией могло бы стать прочным: последующие события показали, что Россия не позволяла Германии установить свою гегемонию в Западной Европе посредством нового ослабления Франции. В одном все три  участника соглашения были единодушны: они усматривали в договоре выражение солидарности монархий перед лицом революционного движения

Кроме борьбы за отмену ограничительных  статей Парижского договора и

заключения «Союза трех императоров», во внешней политике России этого  периода можно выделить следующие наиболее крупные проблемы:

1. Присоединение Средней  Азии.

2. Участие в решении  восточного вопроса.

3. Реальная помощь национально  – освободительному движению  народов

Балканского полуострова.

4. Расширение взаимоотношений  с США и странами Латинской  Америки.

В отличие от первой половины ΧΙΧ века во второй половине

столетия русское правительство  не брало на себя инициативу в организации

подавления революционных  движений, она перешла к правительствам стран

Западной Европы.

 

 

 

 

              2. Присоединение Средней Азии к России.

Одним из направлений внешней  политики России было проникновение  в Среднюю Азию. Две причины побуждали самодержавие заняться присоединением этого региона.

1. Экономическая причина.  Средняя со своей необъятной территорией и

неразвитой промышленностью  была первоклассным рынком сбыта  и источником сырья для молодой русской промышленности. Туда сбывались текстильная продукция, металлические изделия и др. Из  Средней Азии вывозили в основном хлопок.

2. другая причина имела  политический характер и была  связана с борьбой

против Англии, которая  пыталась превратить Среднюю Азию в  свою колонию.

В социально – экономическом  отношении эта приграничная с  Россией территория была неоднородна: там преобладали феодальные отношения при сохранении остатков патриархального строя.

В политическом отношении  Средняя Азия также была неоднородной. Фактически существовала феодальная раздробленность, постоянная вражда между эмиратами и ханствами. Еще с ΧΙΙΙ века образовались три крупных

государства – Бухарский  эмират, Кокандское и Хивинское ханства. Кроме них был целый ряд независимых феодальных владений. Наиболее развитым из них в экономическом отношении был Бухарский эмират, имевший несколько крупных городов, сосредоточивших ремесло и торговлю, а также 38 караван – сараев.

Бухара и Самарканд  были крупнейшими торговыми центрами Средней Азии.

Интерес России к Средней  Азии был велик еще в первой половине

ΧΙΧ века. Уже тогда предпринимались  попытки ее изучения. В 50-

е годы были предприняты  три русские миссии в Среднюю  Азию – научная под руководством ученого – востоковеда Н.В.Ханыкова, дипломатическое посольство Н.П.Игнатьева, торговая миссия Ч.Ч.Валиханова. эти миссии имели общую задачу – изучение политического и экономического положения государств Среднего Востока.

В 60-е годы русское правительство  разрабатывало планы военного проникновения в Среднюю Азию.

В 1864 году войска под командованием  генерал – майора М.Г.Черняева начали наступление на Ташкент, но первый поход закончился неудачей. Только в 1865 году русские войска овладели Ташкентом.

В 1867 году было образовано Туркестанское  генерал – губернаторство, ставшее центром дальнейшего наступления на Среднюю Азию.

В 1868 году Кокандское ханство попало в зависимость от России.

В 1868 году войска под командованием  К.П.Кауфмана овладели Самаркандом  и Бухарой. Два крупнейших государства – Коканд и Бухара, сохраняя внутреннюю автономию, оказались в подчинении у России.

«В начале 1869 года английское правительство, во главе которого тогда  стоял

лидер либералов Гладстон, предложило царскому правительству создать между владениями России и Англии в  Средней Азии нейтральную зону, которая была бы неприкосновенна для обеих и предотвращала бы непосредственное их соприкосновение. Русское правительство согласилось с созданием такого промежуточного пояса и предложило включить в состав его Афганистан, что должно было предохранить страну от захвата Англией. Английское правительство предприняло встречный ход: оно потребовало значительного расширения нейтральной территории на север, на области, составлявшие предмет вожделений царской России. Договориться не удалось.

Англия предпринимала  попытки расширения сферы своего влияния дальше на север.

В связи с этим она требовала  от России признания северной границей

Афганистана реки Аму – Дарья от верховья до пункта Ходжа Салех на среднем течении в Туркменской степи. Споры между Россией и Англией продолжались в течении трех месяцев и 31 января 1873 года царское правительство признало северной границей Афганистана линию, предложенную Англией.

Эта уступка не была безосновательной , Россия преследовала определенную цель:

ослабить противодействие  Англии завоеванию Хивинского ханства.  4 декабря 1872 года  Александр ΙΙ принял решение об организации похода на

Хиву.

После взятия столицы Хивинского ханства , которое произошло 10 июня 1873 года, с ханом был заключен договор, по которому он становился вассалом царя, отказался от самостоятельных внешних сношений с другими государствами. Хива

подпадала под протекторат  царской России. Завоевание Хивы совершилось  без серьезных международных осложнений, если не считать протестов в английской печати.  Но спустя полгода после этих событий английский министр иностранных дел лорд Гренвиль направил царскому правительству письмо. «В письме указывалось, что в случае дальнейшего продвижения России к Мерву соседние с Хивой туркменские племена могут попытаться искать спасения от русских на афганской территории. При этом легко могут возникнуть столкновения между русскими войсками и афганцами. Английский кабинет выражал надежду, что русское правительство не откажется признать «независимость» Афганистана важным условием безопасности Британской Индии и спокойствия Азии. Строго говоря, стремление оградить от русских сферу своего влияния составляло все

деловое содержание этого  крайне многословного послания. Против подчинения Хивинского ханства английское правительство не возражений не заявило. Это и понятно: оно само стремилось проделать то же самое с Афганистаном. Горчаков вновь заверил английское правительство, что Россия считает Афганистан лежащим «полностью вне сферы ее действий». Это было повторением заявлений, неоднократно делавшихся еще в предшествовавшем десятилетии. Если эмир афганский опасается осложнений из-за турецких племен, гласил далее ответ Горчакова, то пусть заранее даст знать туркменским вождям, чтобы они не рассчитывали на поддержку с его стороны. Переговоры об афганской границе являются типичным образчиком дипломатии колонизаторов. Речь шла об Афганистане, но вместо него в переговорах в качестве стороны выступало английское правительство, присвоившее себе «право» представлять эту страну».

Соперничество не было в  интересах Англии и России. В меморандуме  от 29 апреля 1875 года Горчаков заявил о необходимости наличия «промежуточного пояса», который предохранил бы их от непосредственного соседства. Таковым мог бы стать Афганистан в случае обоюдного признания обеими сторонами. Тут же Горчаков заверял, что Россия не намерена больше расширять свои владения в Средней Азии.

Таким образом, длительный и  сложный процесс присоединения  сочетал в себе как элементы завоевания со стороны России, так и элементы добровольного вхождения в ее состав (Мерва -  территория, граничащая с Афганистаном, -  в 1885 году).

Некоторые народы Средней  Азии добровольно присоединились к  России, предпочтя ее английскому или иранскому владычеству.

Присоединение Средней Азии к России имело объективно прогрессивное  значение.

Оно состояло в следующем:

1. Было ликвидировано  рабство.

2. Окончились бесконечные  феодальные усобицы, разорение  населения.

3. Средняя Азия втягивалась  в сферу капиталистических отношений,  что

закладывало основы развития передового хозяйства и культуры.

4. Присоединение связало  передовую русскую культуру с  самобытной культурой народов Средней Азии.

                

 

 

                   3. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

После отмены статей Парижского мирного договора 1856 года о нейтрализации Черного моря Россия получила возможность действовать более активно в восточном вопросе. Не ставя задачу захвата Константинополя и проливов, царское правительство пыталось укрепить свои позиции в этом регионе путем экономического и политического проникновения на Балканы.

Информация о работе Внешняя политика России во второй половине XIX века