Внешняя политика России во второй половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Крымская война и Парижский мир практически уничтожили колоссальное дотоле внешнеполитическое могущество России. Страна лишилась южной Бесарабии, а также Карса и других областей, занятых русскими войсками на Кавказе. России (и Турции) запрещалось иметь военный флот на Черном море и береговые укрепления. Она лишалась права защиты православных на территории Османской империи. Не будучи внешне очень тяжелыми, условия мира не только были унизительны для России, но и оставляли ее беззащитной со стороны Черноморского побережья. Международный престиж и влияние России, с таким трудом завоеванные за полтора века, были подорваны. Страна оказалась в международной изоляции.

Содержание работы

Введение 3
Основные задачи и дальневосточное направление внешней политики России 5
Основные задачи и дальневосточное направление внешней политики России 8
Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг 12
Русско - японская война 17
Заключение 24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внешняя политика России во второй пол XΙΧ века.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                  3

  1. Основные задачи и дальневосточное направление внешней политики России                                                                                                                       5
  2. Основные задачи и дальневосточное направление внешней политики России                                                                                                                       8
  3. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг                                                         12
  4. Русско - японская война                                                                                    17

Заключение                                                                                                            24

Список использованной литературы                                                                  26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Крымская  война и Парижский мир практически  уничтожили  колоссальное дотоле внешнеполитическое могущество России. Страна лишилась южной Бесарабии, а также Карса и других областей, занятых русскими войсками на Кавказе. России (и Турции) запрещалось иметь военный флот на Черном море и береговые укрепления. Она лишалась права защиты православных на территории Османской империи. Не будучи внешне очень тяжелыми, условия мира не только были унизительны для России, но и оставляли ее беззащитной со стороны Черноморского побережья. Международный престиж и влияние России, с таким трудом завоеванные за полтора века, были подорваны. Страна оказалась в международной изоляции.

К началу XX столетия Российская империя была самым большим в территориальном отношении государством мира. Она раскинулась на значительной части Европы и Азии, от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до среднеазиатских пустынь. Природа ее отличалась исключительным разнообразием. Хозяйственное развитие различных регионов страны оставалось неравномерным, особо выделялись развивающиеся промышленные регионы: Московский, Петербургский, Рижский, Лодзин-ский, Южно-Российский, Уральский. Начиналось интенсивное освоение Сибири и Дальнего Востока, где центрами становились Красноярск, Новониколаевск (Новосибирск) и Владивосток. Однако огромные пространства были крайне слабо связаны друг с другом транспортными артериями.

Исторические  споры о путях развития России в XX веке, возможно, будут продолжаться еще десятилетия. Суммируя основные направления исторической мысли, можно выделить несколько точек зрения.

Несмотря  на отдельные недочеты и ошибки власти, имелись немалые шансы сохранить  Российскую империю как целостное государственное образование при одновременном сохранении основ самодержавной монархии на длительный срок. Все недостатки реальной жизни можно было бы ликвидировать или смягчить, реформируя государственный аппарат путем привлечения в него умелых, деятельных администраторов, точно и по-деловому исполняющих монаршью волю.

Индустриальная  и рыночная модернизация России призвана была ускорить и политическую модернизацию. Успешное проведение одновременно политических и экономических реформ при уравнении всех подданных государства в правах, независимо от состояния и национальности, создавало определенные опасности для страны, но в то же время и давало немалые возможности для сохранения эволюционного, а не революционного типа развития. В этом варианте развития Российская империя вышла бы на передовые рубежи в разряд крупнейших развитых держав. Но этого не произошло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные задачи и дальневосточное направление внешней политики России

Под влиянием развития капитализма в России  правительство во внутренней и внешней  политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине ΧΙΧ века внешняя политика страны приобретала  все более буржуазный характер.

Перед Россией  в области международных отношений  стояли сложные задачи:

- необходимость освободиться от статей Парижского мирного договора.

- ликвидировать «нейтрализацию» Черного моря.

- усилить защищенность своих южных границ.

- получить возможность оказывать более активную помощь балканским славянским народам в их борьбе против османских поработителей.

Новый министр  иностранных дел А.М.Горчаков основные свои задачи видел  в том, чтобы  с помощью мирных дипломатических  средств обеспечить благоприятные  условия для внутренней политики государства и добиться отмены статей Парижского договора. Для борьбы с  Англией и Францией – основными  гарантами Крымской системы –  Горчаков нашел союзников в лице Пруссии, которая вела борьбу за объединение  Германии и нуждалась в благожелательном нейтралитете России. За дипломатическую поддержку Пруссии в войнах против Дании (1864) и Австрии (1866) Бисмарк обещал не возражать против пересмотра Парижского договора. После начала франко – прусской войны и решающего  поражения французских войск под Седаном в октябре 1870 года Горчаков уведомил европейские державы об отказе России соблюдать статьи Парижского договора. Собравшаяся в Лондоне в январе 1871 года конференция вынуждена была утвердить это решение. Своеобразной (и очень высокой) платой за этот внешнеполитический триумф стало создание сильного и опасного для России соседа – объединенной Германии. Вместе с тем, партнерство с Бисмарком было единственным для нее выходом, поскольку предпринятая было попытка  сближения с Францией в итоге не увенчалась успехом, да и существенно замедлить процесс объединения германских земель вряд ли бы удалось.

Сближение России, Германии и присоединившейся к ним Австрии положило начало «Союзу трех императоров» 6 июня 1873 года. «Русская дипломатия заключила этот договор, ибо он давал некоторые  гарантии безопасности западной границы  империи. Этим приходилось особенно дорожить ввиду враждебной политики Англии в странах Востока. Но Горчаков был далек  от того, чтобы идти на поводу у Бисмарка и уплатить ему ту цену, за которую сотрудничество с Германией могло бы стать  прочным: последующие события показали, что Россия не позволяла Германии установить свою гегемонию в Западной Европе посредством нового ослабления Франции. В одном все три  участника  соглашения были единодушны: они усматривали  в договоре выражение солидарности монархий перед лицом революционного движения».                                                       

Кроме борьбы за отмену ограничительных статей Парижского договора и заключения «Союза трех императоров», во внешней политике России этого периода можно выделить следующие наиболее крупные проблемы:

- присоединение Средней Азии.

- участие в решении восточного вопроса.

- реальная помощь национально – освободительному движению народов Балканского полуострова.

- расширение взаимоотношений с США и странами Латинской Америки.

Европейское дипломатическое направление не создавало иллюзий быстрого успеха, а мечты о приобретении черноморских проливов излагались скорее в теоретической плоскости. На фоне этого дальневосточное направление российской внешней политики стало в первые годы XX века самым привлекательным. Здесь, на Дальнем Востоке, сконцентрировались дипломатические, военные и экономические интересы ряда государств.

Еще в  1891 г. началась постройка величайшей в то время магистрали -- Сибирской железной дороги. С военной точки зрения российское руководство стремилось обеспечить коммуникации для переброски войск с целью обороны Амурской и Приморской областей. Экономически сооружение дороги было выгодно России, так как с окончанием строительства путь в Китай через Сибирь сокращался по сравнению с движением через Суэцкий канал в два с половиной раза. Это превратило бы в перспективе Россию, как докладывал царю министр финансов С. Ю. Витте в «крупного посредника в торговом обмене» и «крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам Азиатского Востока». Планы самого С. Ю. Витте в этом направлении были далеко идущими: он считал, что Россия должна осуществить экономическое завоевание Китая.

С 1897 г. начинается строительство Китайско-Восточной железной дороги. Одновременно заключается российско-китайский оборонительный союз, направленный против Японии. В 1898 г. Россия арендует у Китая Порт-Артур. Все это вместе обозначило главное направление российской экспансии начала XX века — Дальний Восток. Российские войска по договору с Китаем начали располагаться в Маньчжурии.

Наиболее  радикальную позицию в вопросе  быстрого продвижения России на Дальний Восток занимала группа лиц из высшего света, которую возглавлял отставной офицер Кавалергардского полка Безобразов. Они имели личные экономические интересы, создав компанию по эксплуатации природных богатств Кореи. Данная группа получила название «безобразовской шайки». «Безобразовцы» требовали немедленного присоединения Маньчжурии к России.

Однако  и относительно осторожная политика Витте и откровенно агрессивная политика «безобразовцев» не учитывала ряд объективных факторов. Во-первых, явно завышалась реальная экономическая мощь России. Сил у империи было недостаточно. Во-вторых, была недооценена активность Японии как основного соперника России в этом регионе. Япония соглашалась только лишь на признание «железнодорожных» интересов России в Маньчжурии, требуя в то же время полной свободы для себя. В третьих, не были верно учтены интересы в Китае таких стран, как США и Англия, поддерживавших Японию. Союзник России — Франция заявила о своем нейтралитете в русско-японских противоречиях. Неожиданно поддержку России оказала Германия. Но и это было объяснимо: германская дипломатия была заинтересована в том, чтобы Россия как можно глубже увязла на Дальнем Востоке и не препятствовала экспансионистским планам Германии уже в самой Европе. Так к началу 1904 г. Россия оказалась в дипломатической изоляции.

Следует учесть, что весь комплекс российской политики, названный «большой азиатской  программой», не встречал сочувственного отклика среди значительной части образованного общества. Явно или полускрыто внешняя политика правительства подвергалась критике в самых различных кругах. В свою очередь общественность и публицистика европейских стран и США, заинтересованных в ослаблении влияния России на Дальнем Востоке, постоянно писали об «особой агрессивности» России.

2 Присоединение Средней Азии к России

Одним из направлений внешней политики России было проникновение в Среднюю  Азию. Две причины побуждали самодержавие заняться присоединением этого региона.

1. Экономическая  причина. Средняя со своей необъятной  территорией и неразвитой промышленностью  была первоклассным рынком сбыта  и источником сырья для молодой  русской промышленности. Туда сбывались  текстильная продукция, металлические изделия и др. Из  Средней Азии вывозили в основном хлопок.

2. другая  причина имела политический характер  и была  связана с борьбой  против Англии, которая пыталась  превратить Среднюю Азию в  свою колонию.

В социально  – экономическом отношении эта  приграничная с Россией территория была неоднородна: там преобладали  феодальные отношения при сохранении остатков патриархального строя.

В политическом отношении Средняя Азия также  была неоднородной. Фактически существовала феодальная раздробленность, постоянная вражда между эмиратами и ханствами. Еще с ΧΙΙΙ века образовались три  крупных государства – Бухарский  эмират, Кокандское и Хивинское ханства. Кроме них был целый ряд независимых феодальных владений. Наиболее развитым из них в экономическом отношении был Бухарский эмират, имевший несколько крупных городов, сосредоточивших ремесло и торговлю, а также 38 караван – сараев. Бухара и Самарканд были крупнейшими торговыми центрами Средней Азии. Интерес России к Средней Азии был велик еще в первой половине ΧΙΧ века. Уже тогда предпринимались попытки ее изучения. В 50-е годы были предприняты три русские миссии в Среднюю Азию – научная под руководством ученого – востоковеда Н.В.Ханыкова, дипломатическое посольство Н.П.Игнатьева, торговая миссия Ч.Ч.Валиханова. эти миссии имели общую задачу – изучение политического и экономического положения государств Среднего Востока.

В 60-е  годы русское правительство разрабатывало  планы военного проникновения в  Среднюю Азию.

В 1864 году войска под командованием генерал  – майора М.Г.Черняева начали наступление  на Ташкент, но первый поход закончился неудачей. Только в 1865 году русские  войска овладели Ташкентом.

В 1867 году было образовано Туркестанское генерал  – губернаторство, ставшее центром  дальнейшего наступления на Среднюю  Азию.

В 1868 году Кокандское ханство попало в зависимость от России.

В 1868 году войска под командованием К.П.Кауфмана овладели Самаркандом и Бухарой. Два крупнейших государства –  Коканд и Бухара, сохраняя внутреннюю автономию, оказались в подчинении у России.

«В начале 1869 года английское правительство, во главе которого тогда стоял лидер  либералов Гладстон, предложило царскому правительству создать между владениями России и Англии в Средней Азии нейтральную зону, которая была бы неприкосновенна для обеих и предотвращала бы непосредственное их соприкосновение. Русское правительство согласилось с созданием такого промежуточного пояса и предложило включить в состав его Афганистан, что должно было предохранить страну от захвата Англией. Английское правительство предприняло встречный ход: оно потребовало значительного расширения нейтральной территории на север, на области, составлявшие предмет вожделений царской России. Договориться не удалось.»

Информация о работе Внешняя политика России во второй половине 19 века