Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:02, контрольная работа
Эпоха реформ, перетрясок, державших в напряжении всю страну, закончилась с уходом Н.С.Хрущёва в 1964 г. Курс на «развёрнутое строительство коммунизма» был прекращён, и следующее, брежневское руководство в 1967 году провозгласило, что в стране уже построен «развитый социализм», и в дальнейшем остаётся лишь постепенно совершенствовать его, устраняя «отдельные недостатки». Эта эпоха (с 1964 по 1985) была названа «эпохой застоя».
Введение………………………………………………………………………..ст.3
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе……………...…ст.4
2. Международные отношения СССР……………………………………...…ст.6
2.1 Отношения между СССР и США……………………………………..…..ст.6
2.2 Отношения СССР с социалистическими странами………………...……ст.7
3. Международный кризис конца 70-х гг………………………………….…ст.9
4. «Новое мышление» и поворот во внешней политике……………….…..ст.11
5. Итоги внешнеполитической деятельности…………………………...…..ст.14
Заключение……………………………………………………………..……..ст.15
Список использованных источников…………………………….………….ст.16
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
______________________________
КАФЕДРА «Истории Отечества и философии»
Контрольная работа
по дисциплине
«История»
Тема: «Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.»
Выполнил(а):
Группа:
Учебный шифр:
Проверил:
Ростов-на-Дону
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе……………...…ст.4
2. Международные отношения СССР……………………………………...…ст.6
2.1 Отношения между СССР и США……………………………………..…..ст.6
2.2 Отношения СССР с социалистическими странами………………...……ст.7
3. Международный кризис конца 70-х гг………………………………….…ст.9
4. «Новое мышление» и поворот во внешней политике……………….…..ст.11
5. Итоги внешнеполитической
деятельности…………………………...…..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….………….ст.
Введение
Эпоха реформ, перетрясок, державших в напряжении
всю страну, закончилась с уходом Н.С.Хрущёва
в 1964 г. Курс на «развёрнутое строительство
коммунизма» был прекращён, и следующее,
брежневское руководство в 1967 году провозгласило,
что в стране уже построен «развитый социализм»,
и в дальнейшем остаётся лишь постепенно
совершенствовать его, устраняя «отдельные
недостатки». Эта эпоха (с 1964 по 1985) была
названа «эпохой застоя»
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитета ивлияния СССР.
Важнейшим событием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.
Серьезное препятствие мешало этому: нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе. В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Новое западногерманское правительство пересмотрело «восточную политику», приняв во внимание послевоенные реальности. Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.
В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Четыре государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политическую деятельность. Путь к совещанию был расчищен. Оно проходило в 1973-1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады. Главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было десять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться «Хельсинкским процессом» или движением СБСЕ (с 1990 г. — ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Советское руководство расценило Хельсинское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-7 5 стали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока1.
2.Международные отношения СССР
2.1 Отношения между СССР и США
Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.
В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях2.
2.2 Отношения СССР с социалистическими странами
В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества».
Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.
На фоне расширения сотрудничества со странами содружества резким диссонансом выглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощь социалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные силы. Это было вызвано вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между КНР и СССР. Их было три: 1) советские войска в МНР и на советско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих проблем намечался во второй половине 1980-х гг.
Во второй половине 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А.Дубчеком. Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А.Дубчек стал инициатором строительства новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом». На практике это привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из «социалистического содружества». Ведущей стала ориентация на Запад. (Во многом это напоминало попытку венгерского правительства И.Надя в 1956 г. начать построение системы демократического, рыночного социализма). По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г.Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР3.
Острый кризис системы содружества разыгрался также в конце 1970-х гг. в Польше. Рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981-1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье. Тем не менее, польский кризис явился началом распада социалистической системы в Европе.
3. Международный кризис конца 70-х гг
К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.
На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).
Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к "разрядке" международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-х - начала 80-х гг.
Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.
Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.
Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличенные во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии4.
Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.
После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.
4. " Новое мышление" и поворот во внешней политике
Уже в своих первых выступлениях М.С. Горбачев изложил положения нового внешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: "…на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной мере реализовывались новые возможности для снижения напряженности и наибольшего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении".
Этот поворот во внешней политике получил название "новое мышление". В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми.