Внешняя политика СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Распад СССР явился важнейшим событием международной жизни конца XX в. оказавшим огромное влияние на систему международных отношений. На смену биполярному миру, многолетнему противостоянию двух социальных систем должна была прийти иная организация международной жизни, отражавшая новое соотношение сил и соответствующая глобальным вызовам современности.

Содержание работы

Введение
Формирование концепции внешней политики;
2. Российско-американские отношения;
3. Россия и Европа;
4. Россия и Содружество независимых государств;
5. Россия и югославский кризис;
6. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
7. новые черты во внешней политики.

Файлы: 1 файл

внешняя политика СССР.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Достаточно  устойчиво развивались отношения  России с Японией. Их значение обусловлено тем, что Япония занимает второе место в мире по экономической мощи, а также тем, что сотрудничество с ней в регионе (как и с США) является важным для России в связи с ростом экономической мощи Китая и повышением его самооценки. В то же время российско-японские связи были отягощены спором о принадлежности южной части Курильской гряды. Признав в 1956 г. возможность обсуждения «территориального вопроса», советская сторона под влиянием изменения международной ситуации в начале 60-х и до конца 80-х годов отказывалась это делать. Положение изменилось в период «перестройки», когда во время визита М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Японию в текст советско-японского коммюнике было включено положение о стремлении сторон к мирному урегулированию (имелась в виду подготовка мирного договора), включая его территориальные аспекты в форме демаркации. Аппетит японцев был подогрет как ослаблением СССР, так и готовностью некоторых отечественных политиков быстро и кардинально — в духе «нового мышления» — решить территориальный вопрос.

После распада  СССР и до 1993 г. Япония настаивала на категоричной формуле «только все и только сразу», т.е. на одновременной передаче всех четырех островов, отойдя даже от компромисса, зафиксированного в декларации 1956 г., которая предполагала передачу лишь двух островов при условии заключения мирного договора. В 1992 г. под влиянием критики общественности и возражений властей Сахалинской области российское руководство в полуофициальных выступлениях своих представителей говорило о несвоевременности требований японской стороны и их неприемлемости. Однако жесткая позиция Японии привела к тому, что в 1992 г. визит Ельцина в Токио дважды откладывался.

Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения проблемы в условиях неустойчивой политической ситуации в России и сильной общественной оппозиции передаче островов, смягчила свои позиции. В ноябре 1993 г. в ходе визита в Японию российский Президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 50-х годов. Тогда же была подписана Токийская декларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиск решения проблемы мирного договора и в этом контексте — обсуждение проблемы спорных островов. Новым шагом в этой дискуссии стала состоявшаяся в 1997 г. в Красноярске «встреча без галстуков» Б. Н. Ельцина и премьер-министра Р. Хасимото, в ходе которой было подписано соглашение о намерениях добиваться разрешения спора об островах до 2000 г. Однако в дальнейшем эта инициатива развития не получила.

Еще в январе 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея. В 90-е годы контакты между Россией и Южной Кореей развивались достаточно стабильно. Они опирались на заключенный в 1992 г. Д ого пор о дружбе и сотрудничестве. Это пока единственный случай подписания такого рода документа с восточноазиатским государством - союзником США. Особенно динамично развивались торгово-экономические отношения между двумя странами. В то же время установление Москвой дипломатических отношений с Сеулом привело к охлаждению ее отношений с КНДР, которые на протяжении 90-х ГОДОВ оставались достаточно натянутыми,

                         Новые черты во внешней политике.

 К началу  нового тысячелетии новая российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Результатом осмысления роли и места нашей страны в мировом сообществе и путях реализации ее долгосрочных национальных интересов на международной арене явилось появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содержала анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе была принята Военная доктрина, развивающая положения этой Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000 г., июнь) решала ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.

Суть внешней  политики России в сжатом виде была изложена В. В. Путиным в послании Федеральному собранию Российской Федерации в апреле 2002 г.: «Мы строим со всеми государствами мира -хочу это подчеркнуть: со всеми государствами мира конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и пи другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной... Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».

Реализуя  идею разновекторной политики, Россия в 2000—2002 гг. поддерживала связи со многими  странами мира, находящимися ни разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось и в рамках многосторонних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и Др.). Помимо визитов в западные страны российский Президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, был ил региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского регионе..

Огромное  влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели мировое сообщество к консолидации и борьбе против терроризма. Сентябрьские события объективно способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть России в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.

Интенсивными  были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими и СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прогматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке российской диаспоры за рубежом. Этой теме был посвящен и Конгресс соотечественников, прошедший в Москве в октябре 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) История России 1938-2002: Учебное пособие/ А. С. Барсенков, А.И. Вдовин.-М.: Аспект Пресс, 2003 г.

2) История России в новейшее  время: Учебник/ под ред. А.  Б. Безбородова.-М.: ИНФРА-М, 2004 г.

3) Хрестоматия по истории России: учеб пособие/А.С. Орлов, В. А.  Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. С. Сивохина.-М.: 2007 г.


Информация о работе Внешняя политика СССР