Внешняя политика в годы «оттепели»: новации и догмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Для внешней политики Н.С. Хрущёва так же, как и для внутренней, было характерно стремление к улучшению положения Советского Союза, к нормализации отношений со странами, относящимися к различным общественным системам. Но во многом в силу субъективных причин некоторые из этих намерений не были реализованы или привели не к тем результатам, которые ожидались.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Хрущевская оттепель………………………………………………………… 4
1.2."Оттепель" во внешней политике…………………………………………. 7
2.Основные документы и события «оттепели»………………………………. 11
2.1.Берлинский кризис 1961 года……………………………………………… 11
2.2.Советско-японская декларация (1956)………………………………….… 13
2.3.Венгерское восстание 1956 года. Варшавский договор………………. 14
2.4.Декларация о независимости Австрии…………………………………… 16
2.5 Советско-японская декларация (1956)…………………………………….16
2.5.Карибский кризис (1962)……………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………… .28

Файлы: 1 файл

Внешняя политика в годы «оттепели» новации и догмы.docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

Факультет «Региональный»

Краснотурьинский филиал

 

 

 

 

 

 

История

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Внешняя политика в годы «оттепели»: новации и догмы»

030501.65 «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент группы  Ю-301Кр

Ветрова В.В.


 

 

 

 

 

 

 

Краснотурьинск

2014г

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Хрущевская оттепель………………………………………………………… 4

1.2."Оттепель" во внешней  политике…………………………………………. 7

2.Основные документы и  события «оттепели»………………………………. 11

2.1.Берлинский кризис 1961 года……………………………………………… 11

2.2.Советско-японская декларация (1956)………………………………….… 13

2.3.Венгерское восстание 1956 года. Варшавский договор………………. 14

2.4.Декларация о независимости Австрии…………………………………… 16

2.5 Советско-японская декларация (1956)…………………………………….16

2.5.Карибский кризис (1962)……………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………………… .28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Для внешней политики Н.С. Хрущёва так же, как и для внутренней, было характерно стремление к улучшению положения Советского Союза, к нормализации отношений со странами, относящимися к различным общественным системам. Но во многом в силу субъективных причин некоторые из этих намерений не были реализованы или привели не к тем результатам, которые ожидались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Хрущевская оттепель

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности.

Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами.

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г., десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди. Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. Однако обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

 Не менее напряженной  оставалась обстановка и на  Ближнем Востоке, особенно после  того, как в Египте пришло к  власти в 1952 г. национально-демократическое  правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Но США и их союзники заблокировали и эти советские предложения.

Политический союз стран Варшавского договора — СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил своей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД. Основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

Однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступление в Польше. Хрущев вначале приказал вести танки в Варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г. назрел кризис на Кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Тем более, к этому времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

1.2."Оттепель" во внешней политике.

Н.С. Хрущёв пришёл к власти в сложный для Советского Союза во внешнеполитическом отношении период. Холодная война набирала обороты. Уязвимость нашей страны не намного уменьшилась и после испытания летом 1953 г. первой в мире водородной бомбы. Хрущёв, в отличие от министра иностранных дел Молотова, придерживался мнения о том, что необходимо достигнуть договорённости с Западом для предотвращения новой, уже ядерной войны.

Одним из основных вопросов, порождавших противоречия между идеологическими противниками, по-прежнему оставался германский вопрос. Мирный договор с ФРГ не был подписан, и она отказывалась признавать послевоенные границы Польши, Чехословакии и ГДР. После вхождения ФРГ в конце 1954 г. в военную организацию НATO было проведено два совещания представителей европейских социалистических стран, второе из которых в мае 1955 г. в Варшаве завершилось созданием их оборонительного блока - Организации Варшавского договора (ОВД). Создание этой организации окончательно оформило отношения между странами советской сферы влияния и надолго легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. В ОВД вошли Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР, Польша, СССР, Чехословакия и Албания. Последняя с 1962 г. не участвовала в работе Организации, а в 1968 г. вышла из неё.

Одновременно с Варшавским договором было достигнуто соглашение между США, Великобританией, Францией, СССР и Австрией о выводе советских войск с её территории. Австрия становилась отныне нейтральным государством. В том же 1955 г. в Женеве состоялось совещание лидеров СССР, США и Великобритании, в ходе которого ни о чём не договорились, но в политический лексикон с этого момента вошло выражение "дух Женевы", означавшее готовность к ведению диалога ранее непримиримых врагов. Осенью 1955 г. СССР установил дипломатические отношения с ФРГ. Результатом всех этих шагов стал революционный вывод, обнародованный на XХ съезде КПСС, о возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Начиная со второй половины 50-х гг., наибольшее внимание стало уделяться отношениям с США, чему немало способствовало смещение в 1957 г. Молотова с поста министра иностранных дел и замена его А.А. Громыко. Успехи Советского Союза в создании новой военной техники также подталкивали США к переговорам с ним. Осенью 1959 г. произошёл первый в истории визит советского руководителя в США, который укрепил международный престиж Советского Союза. Но ответный визит американского президента Д. Эйзенхауэра не состоялся из-за вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона, сбитого советской ракетой.

Не была достигнута договорённость по германскому вопросу и с новым президентом США Дж. Кеннеди на встрече в Вене в июне 1961 г. В то же время советская сторона обвиняла Западный Берлин в ведении подрывной деятельности, основываясь на том, что на его территорию осуществлялась массовая эмиграция восточных немцев. 19 августа 1961 г. в Берлине за одну ночь была воздвигнута знаменитая "стена" в нарушение пункта Потсдамского договора о свободном передвижении по городу. Отныне попытка перехода границы была сопряжена со смертельной опасностью.

За Берлинским кризисом в 1962 г. последовал Карибский (Кубинский). Соединённым Штатам стало известно о намерениях разместить на Кубе советские ядерные ракеты средней дальности. 22 октября 1962 г. Кеннеди объявил морскую блокаду Кубы и потребовал демонтажа уже размещённых там ракет, а также возвращения советских судов, доставлявших на остров их новую партию. Ситуация была очень серьёзной, так как американское министерство обороны подталкивало президента к началу боевых действий. Но в результате переговоров была достигнута договорённость о неразмещении советских ракет на Кубе и об отказе США от её захвата.

В результате Карибского кризиса как никогда стала очевидной опасность ядерной войны. 15 августа 1963 г. СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (на земле, в воздухе и под водой). Это было первое соглашение по контролю над вооружениями.

Для отношений со странами социалистического лагеря тоже были характерны новые веяния. Они проявились, прежде всего, в восстановлении отношений с Югославией в 1955 г. Кроме того особо тесными в 1953-1956 гг. были отношения с КНР. В 1953 г. было заключено новое экономическоеᅠ соглашениеᅠ наᅠ выгодныхᅠ дляᅠ Китаяᅠ условиях.ᅠ Приᅠ этомᅠ Китайᅠ претендовалᅠ наᅠ особуюᅠ рольᅠ вᅠ мировомᅠ коммунистическомᅠ движении,ᅠ ссылаясьᅠ наᅠ своёᅠ влияниеᅠ вᅠ странахᅠ Азии,ᅠ ведущихᅠ национально-освободительнуюᅠ борьбу.ᅠ СССРᅠ иᅠ Китайᅠ тесноᅠ сотрудничалиᅠ приᅠ разрешенииᅠ двухᅠ крупныхᅠ международныхᅠ проблем:ᅠ войныᅠ вᅠ Корееᅠ иᅠ войныᅠ вᅠ Индокитаеᅠ (онаᅠ шлаᅠ наᅠ полуостровеᅠ сᅠ 1945ᅠ г.).ᅠ Ноᅠ разоблачениеᅠ "культаᅠ личности"ᅠ Сталинаᅠ наᅠ XXᅠ съездеᅠ породилоᅠ полноеᅠ неприятиеᅠ новогоᅠ курсаᅠ советскогоᅠ руководстваᅠ соᅠ стороныᅠ Маоᅠ Цзэдуна.ᅠ Негативноᅠ воспринялаᅠ решенияᅠ XXᅠ съездаᅠ такжеᅠ Албания.ᅠ Сᅠ этогоᅠ моментаᅠ Китайᅠ начинаетᅠ осуществлятьᅠ своюᅠ собственнуюᅠ политику,ᅠ оᅠ которойᅠ заявилᅠ наᅠ совещанииᅠ коммунистическихᅠ иᅠ рабочихᅠ партийᅠ вᅠ Москвеᅠ вᅠ октябреᅠ 1957ᅠ г.ᅠ Понарастающейᅠ сталаᅠ развиватьсяᅠ враждебностьᅠ вᅠ советско-китайскихᅠ отношениях.

Информация о работе Внешняя политика в годы «оттепели»: новации и догмы