Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 19:51, курсовая работа
В связи с этим целью настоящей курсовой работы является:
Анализ общих результатов внешней торговли России с основными развитыми странами;
Рассмотрение итогов внешнеэкономической деятельности РФ;
Выявление перспектив торгово-экономического сотрудничества.
внешняя торговля экономическое сотрудничество
Введение
Глава 1. Внешнеэкономические связи РФ
1.1 Основные принципы внешней торговли РФ
1.2 Товарная структура внешней торговли и внешнеторговый оборот России
Глава 2. Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой
2.1 Сотрудничество со странами Америки
2.2 Сотрудничество со странами Европы
2.3 Россия и Япония
Заключение
Список использованной литературы
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2012 году остался на уровне предыдущего года и составил 16,1%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с 2011 годом на 4,2%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 14,6%, органических химических соединений – на 16,2%, лаков и красок – на 8,5%, косметических средств – на 6,0%, мыла и моющих средств – на 11,0%, каучуковых и резиновых изделий – на 14,7%, пластмасс и изделий из них – на 8,3%.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила в 2012 году 13,0% (в 2011 году – 13,8%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2011 годом снизились на 12,3%, в том числе: сливочного масла – на 2,1%, цитрусовых – на 5,8%, чая – на 4,2%; значительно снизился объем поставок сахара-сырца. Вместе с тем возросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного на 5,9%, (в том числе мяса крупного рогатого скота – на 3,7%, свинины на 8,0%), мяса птицы - на 6,4%, рыбы – на 4,0%, сыров и творога – на 18,5%, кофе – на 9,2%, злаков – на 24,4%, в том числе: ячменя и кукурузы на 37,8% и 13,8% соответственно.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2012 году составил 5,6% (в 2011 году – 5,9%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2011 годом остался на том же уровне, а физический снизился на 4,3%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них сократились на 6,6%, в том числе: труб – на 62,9%. Вместе с тем возрос импорт проката плоского из железа и нелегированной стали на 5,4%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2012 году составила 5,4% (в 2011 году – 5,5%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2011 годом на 2,0%. Физические объемы закупок одежды снизились на 10,2%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 10,9%, хлопчатобумажных тканей - на 1,8%.
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2012 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2011 году – 47,9%). На страны СНГ в 2012 году приходилось 14,1% российского товарооборота (в 2011 году – 15,1%), на страны ЕврАзЭС – 7,3% (7,6%), на страны Таможенного союза – 6,9% (7,3%), на страны АТЭС – 24,0% (23,8%).
Основными торговыми партнерами
России в 2012 году среди стран дальнего
зарубежья были: Китай, товарооборот с
которым составил 87,5 млрд. долл. США (105,1%
к 2011 году), Нидерланды – 82,7 млрд. долл.
США (120,6%), Германия – 73,9 млрд. долл. США
(102,8%), Италия – 45,8 млрд. долл. США (99,5%),
Турция – 34,2 млрд. долл. США (107,9%), Япония
– 32,2 млрд. долл. США (105,3%), США – 28,3 млрд.
долл. США (91,2%), Польша – 27,4 млрд. долл.
США (97,6%), Республика Корея – 24,9 млрд. долл.
США (99,8%), Франция – 24,3 млрд. долл. США (86,4%).
Из этого мы видим, что присутствует существенное
увеличение внешне-торгового оборота
страны, что положительно сказывается
на внутреннем сальдо.
Глава 2. Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой
2.1 Сотрудничество со странами Америки
Данное направление деятельности Минэкономразвития России направлено на обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 9 МПК со странами Америки. Кроме того, действует Комиссии высокого уровня с Бразилией и Венесуэлой. Запущена работа МПК с Эквадором, достигнута договоренность о возобновлении деятельности Комиссий с Перу и Никарагуа. Прорабатывается вопрос о возобновлении деятельности Российско-Боливийской МПК.
В связи с принятием ОНВЭП перед МПК поставлены новые задачи по реализации целей внешнеэкономической политики на американском континенте в т.ч.: обеспечение ведущих позиций России на перспективных рынках; содействие экспорту обрабатывающих отраслей и сферы услуг; интеграция России в глобальную транспортную систему; укрепление позиций на американском рынке углеводородов.
Основными задачами сотрудничества являются:
Обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки;
Обеспечение деятельности Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям Российско-Американской Президентской комиссии по сотрудничеству;
Более активное использование возможностей межправительственных комиссий со странами Америки, повышение результативности их деятельности, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий (КИС МПК);
Возобновление деятельности МПК с Боливией;
Завершение работ по возобновлению деятельности торгового представительства Российской Федерации в Никарагуа;
Подготовка экономической составляющей визитов и переговоров на высшем уровне;
Формирование отношений стратегического партнерства со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, наращивание российского экономического присутствия на рынках этих стран;
Продолжение работы по налаживанию взаимодействия с органами государственной власти стран Америки, международными организациями и региональными объединениями с их участием по вопросам внешнеэкономического сотрудничества. [http://www.economy.gov.ru]
Структура российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью, доля машин и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского экспорта не только за счет роста объемов экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Это может быть обеспечено, в частности, путем продвижения в США некоторых видов продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективу реализации на емком американском рынке.
Расширению двусторонних экономических связей активно содействует рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) под сопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США.[2, c. 169]
2.2 Сотрудничество со странами Европы
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится 55% российского товарооборота и 85% инвестиций в российской экономике.
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
Европейский союз.
А) реализация Концепции формирования Общего экономического пространства России и ЕС;
Б) подготовка и ведение переговоров по экономическому разделу нового базового соглашения Россия – ЕС;
В)доступ к европейским технологиям и компетенциям;
Г)сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
Д) стратегическое партнерство в сфере энергетики;
Е) развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров:
Ж) устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки;
З) участие в подготовке саммитов Россия-ЕС, встреч Правительство Российской Федерации – Комиссия Европейских Сообществ.
2. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
А) энергетика;
Б) машиностроение;
В) авиация;
Г) космос;
Д) транспорт;
Е) нанотехнологии;
Ж) автомобилестроение;
З)агропромышленный комплекс;
И) телекоммуникации;
К) информационные технологии;
Л) производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
3. Обеспечение выполнения
и подготовка новых
4. Защита российских торгово-
5. Подготовка и реализация
программ сотрудничества и
6. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
7. Переориентировка деятельности
МПК, их рабочих органов и
8. Содействие в обеспечении
диверсификация маршрутов
9. Участие в урегулировании
задолженности бывшего СССР
10. Участие в реализация
различных программ
11. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
12. Анализ мер, регулирующих
внешнеэкономическую
Сотрудничество с ЕС благополучно складываются для России. Можно выделить Германию как самую стабильную по отношению к России как в политическом плане, так и в плане торговых отношений.
2.3 Россия и Япония
Торгово-экономические связи России с Японией занимают видное место в общем комплексе двусторонних отношений. В последние годы роль экономического взаимодействия между двумя странами заметно возросла.
Объем российско-японской торговли в 2010 году по данным российской таможенной статистики практически достиг докризисных показателей и составил 23,1 млрд. долл. США.
Россия занимает 14 место среди внешнеторговых партнеров Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии составляет 1,7%.
По результатам 2011 г. Япония занимает 9-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 11-ое по экспорту, доля Японии в российском товарообороте составляет 3,6%.
Товарооборот между Россией и Японией в 2007-2012 гг.
(по данным ФТС России)
(млрд. долларов США)
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012 г. январь | |
ОБОРОТ |
29,8 |
14,5 |
23,1 |
29,7 |
1,9 |
темпы роста, % |
139,1 |
50,2 |
159,4 |
128,7 |
112,0 |
ЭКСПОРТ |
13,3 |
7,3 |
12,3 |
14,7 |
0,9 |
темпы роста, % |
135,4 |
70,3 |
177,0 |
114,6 |
91,5 |
ИМПОРТ |
16,5 |
7,2 |
10,3 |
15,0 |
1,0 |
темпы роста, % |
162,7 |
39,0 |
141,9 |
146,2 |
138,8 |
Информация о работе Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой