Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью настоящей курсовой работы является:
Анализ общих результатов внешней торговли России с основными развитыми странами;
Рассмотрение итогов внешнеэкономической деятельности РФ;
Выявление перспектив торгово-экономического сотрудничества.
внешняя торговля экономическое сотрудничество

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внешнеэкономические связи РФ
1.1 Основные принципы внешней торговли РФ
1.2 Товарная структура внешней торговли и внешнеторговый оборот России
Глава 2. Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой
2.1 Сотрудничество со странами Америки
2.2 Сотрудничество со странами Европы
2.3 Россия и Япония
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

2Внешняя торговля России.docx

— 176.73 Кб (Скачать файл)

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2012 году остался на уровне предыдущего года и составил 16,1%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с 2011 годом на 4,2%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 14,6%, органических химических соединений – на 16,2%, лаков и красок – на 8,5%, косметических средств – на 6,0%, мыла и моющих средств – на 11,0%, каучуковых и резиновых изделий – на 14,7%, пластмасс и изделий из них – на 8,3%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила в 2012 году 13,0% (в 2011 году – 13,8%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2011 годом снизились на 12,3%, в том числе: сливочного масла – на 2,1%, цитрусовых – на 5,8%, чая – на 4,2%; значительно снизился объем поставок сахара-сырца. Вместе с тем возросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного на 5,9%, (в том числе мяса крупного рогатого скота – на 3,7%, свинины на 8,0%), мяса птицы - на 6,4%, рыбы – на 4,0%, сыров и творога – на 18,5%, кофе – на 9,2%, злаков – на 24,4%, в том числе: ячменя и кукурузы на 37,8% и 13,8% соответственно.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2012 году составил 5,6% (в 2011 году – 5,9%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2011 годом остался на том же уровне, а физический снизился на 4,3%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них сократились на 6,6%, в том числе: труб – на 62,9%. Вместе с тем возрос импорт проката плоского из железа и нелегированной стали на 5,4%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2012 году составила 5,4% (в 2011 году – 5,5%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2011 годом на 2,0%. Физические объемы закупок одежды снизились на 10,2%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 10,9%, хлопчатобумажных тканей - на 1,8%.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2012 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2011 году – 47,9%). На страны СНГ в 2012 году приходилось 14,1% российского товарооборота (в 2011 году – 15,1%), на страны ЕврАзЭС – 7,3% (7,6%), на страны Таможенного союза – 6,9% (7,3%), на страны АТЭС – 24,0% (23,8%).

Основными торговыми партнерами России в 2012 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 87,5 млрд. долл. США (105,1% к 2011 году), Нидерланды – 82,7 млрд. долл. США (120,6%), Германия – 73,9 млрд. долл. США (102,8%), Италия – 45,8 млрд. долл. США (99,5%), Турция – 34,2 млрд. долл. США (107,9%), Япония – 32,2 млрд. долл. США (105,3%), США – 28,3 млрд. долл. США (91,2%), Польша – 27,4 млрд. долл. США (97,6%), Республика Корея – 24,9 млрд. долл. США (99,8%), Франция – 24,3 млрд. долл. США (86,4%). 
Из этого мы видим, что присутствует существенное увеличение внешне-торгового оборота страны, что положительно сказывается на внутреннем сальдо.

 

 

 

Глава 2. Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой

 

2.1 Сотрудничество со странами Америки

 

Данное направление деятельности Минэкономразвития России направлено на обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 9 МПК со странами Америки. Кроме того, действует Комиссии высокого уровня с Бразилией и Венесуэлой. Запущена работа МПК с Эквадором, достигнута договоренность о возобновлении деятельности Комиссий с Перу и Никарагуа. Прорабатывается вопрос о возобновлении деятельности Российско-Боливийской МПК.

В связи с принятием ОНВЭП перед МПК поставлены новые задачи по реализации целей внешнеэкономической политики на американском континенте в т.ч.: обеспечение ведущих позиций России на перспективных рынках; содействие экспорту обрабатывающих отраслей и сферы услуг; интеграция России в глобальную транспортную систему; укрепление позиций на американском рынке углеводородов.

Основными задачами сотрудничества являются:

Обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки;

Обеспечение деятельности Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям Российско-Американской Президентской комиссии по сотрудничеству;

Более активное использование возможностей межправительственных комиссий со странами Америки, повышение результативности их деятельности, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий (КИС МПК);

Возобновление деятельности МПК с Боливией;

Завершение работ по возобновлению деятельности торгового представительства Российской Федерации в Никарагуа;

Подготовка экономической составляющей визитов и переговоров на высшем уровне;

Формирование отношений стратегического партнерства со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, наращивание российского экономического присутствия на рынках этих стран;

Продолжение работы по налаживанию взаимодействия с органами государственной власти стран Америки, международными организациями и региональными объединениями с их участием по вопросам внешнеэкономического сотрудничества. [http://www.economy.gov.ru]

Структура российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью, доля машин и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского экспорта не только за счет роста объемов экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Это может быть обеспечено, в частности, путем продвижения в США некоторых видов продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективу реализации на емком американском рынке.

Расширению двусторонних экономических связей активно содействует рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) под сопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США.[2, c. 169]

 

2.2 Сотрудничество со странами Европы

 

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится 55% российского товарооборота и 85% инвестиций в российской экономике.

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

Европейский союз.

А) реализация Концепции формирования Общего экономического пространства России и ЕС;

Б) подготовка и ведение переговоров по экономическому разделу нового базового соглашения Россия – ЕС;

В)доступ к европейским технологиям и компетенциям;

Г)сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;

Д) стратегическое партнерство в сфере энергетики;

Е) развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров:

Ж) устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки;

З) участие в подготовке саммитов Россия-ЕС, встреч Правительство Российской Федерации – Комиссия Европейских Сообществ.

2. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами  Северной, Центральной, Восточной Европы  и Балтии), в частности, в следующих  областях:

А) энергетика;

Б) машиностроение;

В) авиация;

Г) космос;

Д) транспорт;

Е) нанотехнологии;

Ж) автомобилестроение;

З)агропромышленный комплекс;

И) телекоммуникации;

К) информационные технологии;

Л) производство потребительских товаров.

Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

3. Обеспечение выполнения  и подготовка новых межправительственных  договоров и соглашений по  вопросам внешнеэкономических связей.

4. Защита российских торгово-политических  и экономических интересов в  странах Европы.

5. Подготовка и реализация  программ сотрудничества и планов  совместных действий со странами  Европы в торгово-экономической  сфере.

6. Участие в переговорах  по сотрудничеству с ЕАСТ.

7. Переориентировка деятельности  МПК, их рабочих органов и торгпредств  на реализацию конкретных проектов  сотрудничества, их сопровождение  в целях развития российской  экономики.

8. Содействие в обеспечении  диверсификация маршрутов поставок  российского природного газа, нефти  и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество  в области энергоэффективности.

9. Участие в урегулировании  задолженности бывшего СССР путем  подготовки к подписанию межправительственных  соглашений и протоколов о  товарном наполнении погашаемой  задолженности с упором на  товары с высокой долей добавленной  стоимости.

10. Участие в реализация  различных программ технического  содействия со странами Европы, решение вопросов, связанных с  модернизацией и реконструкцией  объектов, построенных в европейских  странах по линии техсодействия бывшего СССР.

11. Оказание содействия  деловым кругам в продвижении  товаров российских экспорта, развитии  инновационных технологий, привлечении  инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов  и кластеров.

12. Анализ мер, регулирующих  внешнеэкономическую деятельность  в странах Европы в целях  использования позитивного опыта.

Сотрудничество с ЕС благополучно складываются для России. Можно выделить Германию как самую стабильную по отношению к России как в политическом плане, так и в плане торговых отношений.

 

2.3 Россия и Япония

 

Торгово-экономические связи России с Японией занимают видное место в общем комплексе двусторонних отношений. В последние годы роль экономического взаимодействия между двумя странами заметно возросла.

Объем российско-японской торговли в 2010 году по данным российской таможенной статистики практически достиг докризисных показателей и составил 23,1 млрд. долл. США.

Россия занимает 14 место среди внешнеторговых партнеров Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии составляет 1,7%.

По результатам 2011 г. Япония занимает 9-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 11-ое по экспорту, доля Японии в российском товарообороте составляет 3,6%.

 

Товарооборот между Россией и Японией в 2007-2012 гг.

(по данным ФТС России)

(млрд. долларов США)

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012 г.

январь

ОБОРОТ

29,8

14,5

23,1

29,7

1,9

темпы роста, %

139,1

50,2

159,4

128,7

112,0

ЭКСПОРТ

13,3

7,3

12,3

14,7

0,9

темпы роста, %

135,4

70,3

177,0

114,6

91,5

ИМПОРТ

16,5

7,2

10,3

15,0

1,0

темпы роста, %

162,7

39,0

141,9

146,2

138,8

Информация о работе Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой