Внутренняя и внешняя политика Ленина и Сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета, откуда был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с «неблагонадёжными» студентами.

Содержание работы

Введение. ----------------------------------------------------------------------3-4стр.
Глава I. Внутренняя политика Ленина и Сталина.--------------------5-11стр.
Глава II. Внешняя политика Ленина и Сталина.-----------------------12-20стр.
Заключение. -------------------------------------------------------------------21-26стр.
Литература.---------------------------------------------------------------------27стр.

Файлы: 1 файл

Реферат внутренняя и внешняя политика Ленина и Сталина 1.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

А вот в искусстве и науке  были изменения во время правления  Ленина и Сталина.    Ленином  насаждалось представление, что  подлинная история человечества началась лишь в декабре 1917 года, а до этого была лишь некая предыстория. Само понятие «русская история» объявлялось реакционно-монархическим. Но Сталину пришлось изменить взгляд во время войны, стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки и т.д.

В 20-е годы культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке  творили главным образом представители  дореволюционной интеллигенции, так  например: в науке – В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др., в искусстве  – К.С.Малевич, А.М.Горький и др. В 30-е годы произошли серьезные изменения. Советское государство поощряло борьбу внутри слоя интеллигенции, поддерживая молодые кадры, воспитанные уже в советское время. Были распущены различные литературные объединения, свободно существовавшие в 20-е гг., преследовались писатели, чьи произведения публиковались за границей и т.д.

Но в тоже время правительство  выделяло большие средства на народное образование. Началось вводиться всеобщее начальное, а затем и семилетнее образование. Быстро развивалось сеть вузов и техникумов.

На решения в области духовной политике, как Ленина, так и Сталина  можно очень долго рассуждать, но основные выводы я попробую сделать  и так:

  • Для обоих вождей церковь – зло;
  • Судьба деятеля науки и искусства в стране зависела от той политики, которую оно проводило в области культуры;
  • Деятели, чье творчество не соответствовало принципам Советского государства, были подвергнуты критике и многие из них были репрессированы;
  • Введение бесплатного образования для народа.

Рассматривая эти три аспекта внутренней политики Ленина и Сталина, мною были выдвинуты мнения по каждому из них, но если посмотреть в целом на всю внутреннюю политику Ленина и Сталина, то можно сказать следующее:

  1. Создание и сохранение Советского государства.
  2. Тоталитарный режим правления Ленина и Сталина.
  3. Оба правили под лозунгами «Мы за ценой не постоим» и «Цель оправдывает средства».

 

Внешняя политика Ленина и Сталина не может рассматриваться отдельно.

Разница заключается у них только в том, что у Ленина наиважнейшей задачей было сохранение Советского государства любыми силами, ну а у Сталина не только сохранить, но и увеличить сферу влияния СССР на другие страны.

Для сохранения Советского государства  Ленину пришлось уменьшить силы для всемирной революции, в которую он так верил, и сосредоточить силы на борьбе за независимость, за целостность и самостоятельность Советского государства, что и явилось основным содержанием советской внешней политики в эпоху Ленина.

При Сталине оставалась та же задача, но когда страна стала набирать силу, советская внешняя политика стала решать вопросы не только по сохранению, но и возврату территорий, которые были потеряны в годы гражданской войны, так 17. IX 1939 по приказу Советского правительства советские войска перешли советско-польскую границу, заняли Западную Белоруссию и Западную Украину и развернули там строительство оборонительной полосы вдоль западной границы украинских и белорусских земель. Так же благодаря грамотной внешней политике в июле 1940 были произведены демократические выборы в сеймы Литвы и Латвии и в Государственную думу Эстонии, и в этих трёх государствах была провозглашена советская власть, причём все три республики вынесли решение о своём вхождении в состав СССР. В начале августа 1940 Верховный Совет СССР постановил удовлетворить просьбы Литвы, Латвии и Эстонии о принятии их в состав СССР.

После Великой Отечественной Войны  СССР увеличила свои территории, и  свое влияние в мире. Происходили народно-демократические (социалистические) революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии, которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. В результате национально-освободительного движения получили независимость такие крупные страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет. Ряд из них стал на путь социалистической ориентации.

Однако на смену второй мировой  войне пришла «холодная война». Суть «холодной войны» - конфронтация политическая, экономическая, идеологическая двух социально-экономических  систем – социализма и капитализма, балансирование на грани войны. В Западной Европе в 1949 г. создается Североатлантический блок НАТО, в противовес в этом же году был создан Совет Экономической Взаимопомощи – орган экономического сотрудничества социалистических государств; в мае 1955 г. – Варшавский военно-политический блок.

При рассмотрении внешней политики двух выдающихся личностей, по-моему мнению, можно выделить следующие заслуги:

  1. Ленину – победа за независимость, за целостность и самостоятельность Советского государства.
  2. Сталину - победа над Германией во второй мировой войне и создание ракетно-ядерного щита в ответ на ядерный шантаж Соединенных Штатов в «холодной войне», что и предопределило дальнейшее существование нашей страны как суверенного независимого государства.  

 

Сравнение в правлении Ленина в период НЭПа и Екатерины Великой, Сталина и Ивана Грозного.

 

При рассмотрении периодов правления, я старался найти, что может быть общего между такими разными правителями, которые руководили государством еще и в разные эпохи.

      1. По-моему мнению, общее в правлении Сталина и Ивана Грозного.

Внутренняя политика.

Иван Грозный

И.В.Сталин

В декабре 1543 г. по повелению молодого царя были отстранены от власти Шуйские, а затем отправлены в опалу и казнены часть бояр. На семнадцатом году жизни объявил митрополиту Макарию, что хочет принять титул царя. Укрепление власти самодержавия, т.е. своей.

В 20-х годах в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, используя партийный аппарат, возглавил партию и установил в стране тоталитарный политический режим.

С 1922 г. Генеральный секретарь ЦК партии.

Диктатура власти.

Появились первые Приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Введение приказной системы позволило централизовать управление страной.

Жёсткое централизованное управление народным хозяйством.

Рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Разразился хозяйственный кризис.

Для колхозов были установлены большие  планы сдачи сельскохозяйственной продукции государству. Массовый голод 1932-33 гг.(коллективизация).

Опричнина - репрессии.

Политические репрессии.

Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям, и укрепило Русское государство.

 

 

Индустриализация помогла окрепнуть  и набрать силу Советскому государству.

Внешняя политика.

Внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность при Иване Грозном  была тесно связана между собой в его стремлении укрепить южные и восточные границы, а также упорная борьба за балтийский берег, завоевание всё больших территорий на восточном направлении.

Увеличение территории государства (взятие Казанского ханства, присоединено Астраханское ханство, подчинение Башкирии, открыло себе пути на Средний и Южный Урал и в Сибирь.). 

Внешняя политика любого государства  является продолжением его внутренней политики и определяется последней. Сохранение полной независимости страны. Советское правительство серьёзно укрепило международное положение Советского Союза.

Увеличение территории государства (заняли Западную Белоруссию и Западную Украину, приняли в состав СССР Литву, Латвию и Эстонию и т.д.).

В середине ХVI века Российское государство укрепляет международный авторитет, поддерживает отношения со Швецией, Данией, с Германской империей и итальянскими городами-государствами. В России побывали посольства из Индии и Ирана. Уделяется большое внимание отношениям с Англией.

1924 год принёс Советскому Союзу серьёзные успехи в области внешних отношений, установлены нормальные дипломатические отношения с Китаем, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией, Мексикой, Австрией, Францией, Италией и Японией. Между Великобританией и СССР были подписаны общий и торговый договоры.


Иван Грозный и Сталин — это два маяка русской  истории, которые отмечают начало и  конец героического периода нашей  истории — время, когда грозной  для врагов стала сама наша страна.

      1. По-моему мнению, общее в правлении Ленина в период НЭПа и Екатерины Великой.

Внутренняя политика.

Екатерина Великая

В.И.Ленин

После переворота 28 июня 1762 года Екатерина  стала самодержавной русской  императрицей. Сенат при Екатерине снизошел в ряды органов исполнительной власти.

После Октябрьской революции. Становление власти большевиков, введение однопартийности, отсюда власть Ленина.

Также раз и навсегда было установлено, народное просвещение такая же государственная  задача, как например, оборона страны. Была раскинута сеть народных училищ, которые должны служить для просвещения широких кругов.

Были сделаны серьезные шаги по ликвидации неграмотности населения, созданию материальной базы народного  образования, формированию сети культурно-просветительных  учреждений.

Получила государство от своих предшественников в крайнем расстройстве, финансы были истощены.

Для оживления товарного оборота  Екатерина пришла к мысли увеличить  самое число знаков и организовать кредит.

Ввела новые деньги (медную монету, золотую монету 88-й пробы).

Для удобства денежных расчетов Екатерина стала хлопотать об устройстве банков, "дабы партикулярные люди перестали деньги возить возами, а переводили через векселя".

Увеличила косвенные налоги.

После гражданской войны, финансы были истощены.

Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы — червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г чистого золота).

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР (преобразованный в 1923 году в Государственный банк СССР), начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе.

Введение продналога.

Попытки, которые предпринимались  для решения крестьянского вопроса  не привели к полному разрешению вопроса, но и не были безрезультативны.

Укрепление своего политического  строя и экономики государства  за счет реформ.

Внешняя политика.

Увеличение территории государства. Благодаря успехам в войнах получила  территорию от Буга и крепости Кинбурн до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель, присоединила к себе Крым, отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина, получила Литву, Западную Белоруссию и западную Волынь, а также и Курляндское герцогство.

Увеличение территории государства. Создание СССР в 1922 году прошло полное объединении РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии.


 

Екатерина Великая  и Ленин остались в истории  крупными историческими личностями. Екатерина Великая наложила свою печать на целую эпоху русской истории, которая называется екатерининской, а Ленин – на 74 года XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Литература.

 

    1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/stalin_iv.php
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki
    3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic
    4. http://stalinism.ru/Elektronnaya-biblioteka/Diplomaticheskie-poedinki-Stalina.html
    5. А.В. Захаревич Учебник «История отечества», Москва, 2006
    6. «История России. Книга вторая. Двадцатый век.» под редакцией Б.В. Личмана, «СВ-96» Екатеринбург, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Ленина и Сталина