Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:26, реферат
Цель данной работы- рассмотрение исторического периода царствования Николая I в разрезе его значения для дальнейшего развития русского государства, определение основных направлений внутренней и внешней политики.
Введение 3
1 Внутренняя политика Николая I 5
1.1 Политика в области управления 5
1.2 Социальная политика, крестьянский вопрос 7
2 Внешняя политика Николая I 11
2.1 Восточный вопрос во внешней политике Николая I 11
2.2 Западное направление внешней политики 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18
План
Введение
1.1Политика в области управления
1.2 Социальная политика, крестьянский
вопрос
2 Внешняя политика Николая I
2.1 Восточный вопрос во внешней
политике Николая I
2.2 Западное направление внешней политики
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Жизнь России всегда в значительной степени зависела от личности правителя. Мировоззрение человека, сосредоточившего в своих руках абсолютную власть над огромной многонациональной страной, оказывало влияние на стиль его правления и направление как внутренней, так и внешней политики. Поэтому историю России можно разделить на периоды, ориентируясь на годы правления князя, царя или императора. Человека принято судить по его делам, а императора судят во много раз строже, чем кого-либо другого. Период с 1825 года по 1855 год – годы правления Николая I – срок довольно большой. Все, что было сделано императором и правительством за это время, многократно обсуждалось историками. Однако в их отношении к личности Николая I и его политике в последнее время наметились некоторые перемены. Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Николая I ранее нередко изображали как некую самодовольную посредственность с кругозором ротного командира. В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец.
Годы царствования Николая 1 (1825-1855 гг.) расцениваются историками как апогей самодержавия. Одной из главных задач Николая 1 было укрепление аппарата управления и усиления режима личной власти. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся собственной его императорского величества канцелярии.
Внутриполитические
Узость выбора средств управления страной определялась не отсутствием творческой фантазии у властей предержащих, а тем, что они пытались соединить трудносоединимые вещи: сохранить дворянское государство, лишив дворян их главной привилегии, создать мощную экономику, опираясь на труд подневольных людей, завоевать доверие общества, оставляя это общество абсолютно безгласным и бесправным.
Цель данной работы- рассмотрение исторического периода царствования Николая I в разрезе его значения для дальнейшего развития русского государства, определение основных направлений внутренней и внешней политики.
1.1Политика в области управления
Одной из первоочередных
задач внутриполитического
При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.
В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня дополнения к разросшейся бюрократической машине.
Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся собственной канцелярии царя. Она была учреждена ещё Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры и функции этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа управления государством.
Прежняя, александровская, канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами александровской Комиссии о составлении законов.
Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое — для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа.
Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за неблагонадежными лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей ложных слухов и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.
Это
был орган осведомления царя
обо всех происшествиях в Рос
III отделение
имело свою сеть тайных
1.2 Социальная политика, крестьянский вопрос
Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни .
Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 годы (1830 год) и «Свод законов Российской империи» (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.
Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.
Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию официальной народности. Согласно этой теории, в основе жизни России лежит триединая формула: самодержавие, православие, народность.
Реакционной оставалась и политика в области просвещения. Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология официальной народности.
В период правления Николая I, который
сознавал необходимость решения
крестьянского вопроса для
3 марта 1848 г.
был издан закон,
В 1844 г. был образован
Комитет западных губерний для
Инвентарная реформа вызвала недовольство помещиков, выступавших против правительственной регламентации их владельческих прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых она практически не улучшила.
Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами. Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.
Между тем, в условиях
кризиса феодально-
Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.