Внутренняя и внешняя политика Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы- рассмотрение исторического периода царствования Николая I в разрезе его значения для дальнейшего развития русского государства, определение основных направлений внутренней и внешней политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Внутренняя политика Николая I 5
1.1 Политика в области управления 5
1.2 Социальная политика, крестьянский вопрос 7
2 Внешняя политика Николая I 11
2.1 Восточный вопрос во внешней политике Николая I 11
2.2 Западное направление внешней политики 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

nikolay_1 реферат по истории.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение                                                                                                                   3

1Внутренняя политика Николая I                                                                       5

1.1Политика в области управления                                                                       5

1.2 Социальная политика, крестьянский  вопрос                                                  7

2 Внешняя политика Николая I                                                                            11

2.1 Восточный вопрос во внешней  политике Николая I                                    11

2.2 Западное направление внешней политики                                                    12

Заключение                                                                                                             16

Список использованной литературы                                                                   18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнь России всегда в  значительной степени зависела от личности правителя. Мировоззрение человека, сосредоточившего в своих руках абсолютную власть над огромной многонациональной страной, оказывало влияние на стиль его правления и направление как внутренней, так и внешней политики. Поэтому историю России можно разделить на периоды, ориентируясь на годы правления князя, царя или императора. Человека принято судить по его делам, а императора судят во много раз строже, чем кого-либо другого. Период с 1825 года по 1855 год – годы правления Николая I – срок довольно большой. Все, что было сделано императором и правительством за это время, многократно обсуждалось историками. Однако в их отношении к личности Николая I и его политике в последнее время наметились некоторые перемены. Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Николая I ранее нередко изображали как некую самодовольную посредственность с кругозором ротного командира. В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец.

Годы царствования Николая 1 (1825-1855 гг.) расцениваются историками как апогей самодержавия. Одной из главных задач Николая 1 было укрепление аппарата управления и усиления режима личной власти. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся собственной его императорского величества канцелярии.

Внутриполитические мероприятия  правительства Николая I свидетельствуют, что в его распоряжении был не слишком богатый выбор средств управления страной. Отказавшись от попыток своего брата опереться на просвещенное общественное мнение или вступить в политический торг с дворянством, новый император старался действовать сугубо административно-бюрократическими методами. Его стремление к подчеркнутой централизации управления, казарменной дисциплине было не только следствием воспитания и личной склонности, но и принципиальной позицией человека, уверенного в благотворности таких методов.

Узость выбора средств  управления страной определялась не отсутствием творческой фантазии у властей предержащих, а тем, что они пытались соединить трудносоединимые вещи: сохранить дворянское государство, лишив дворян их главной привилегии, создать мощную экономику, опираясь на труд подневольных людей, завоевать доверие общества, оставляя это общество абсолютно безгласным и бесправным.

Цель данной работы- рассмотрение исторического периода царствования Николая I в разрезе его значения для дальнейшего развития русского государства, определение основных направлений внутренней и внешней политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Внутренняя политика Николая I

1.1Политика в области  управления

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса  Николая  I  было укрепление      полицейско-бюрократического       аппарата       управления. Последовательное проведение принципа централизации  рассматривалось  как  важнейшее  средство укрепления  самодержавия   и   противодействия   расшатывающим   его   устои процессам.

При Николае I создавалась  продуманная система  всесторонней  государственной опеки  над  общественно-политической,  экономической  и  культурной   жизнью страны. В практике управления  последовательно  проводился  принцип  строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

    В   духе  самодержавных  начал  и  централизации  управления  Николай   I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках  решение как общих, так  и  частных  дел,  нередко  минуя  при  этом  соответствующие министерства и ведомства. При нём вошло в  практику  для решения того  или иного  важного  вопроса  создавать  многочисленные  секретные   комитеты   и комиссии,  находившиеся  под  его  непосредственным  ведением.   Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно  ограничена, так  что   они   низводились   до   уровня   дополнения   к   разросшейся бюрократической машине.

    Принцип  режима  личной  власти  воплотился  в  разросшейся собственной канцелярии царя.  Она  была  учреждена  ещё Павлом I и при Александре I выполняла функции личной  канцелярии  императора для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже  в  первый  год своего царствования существенно расширил состав, размеры  и    функции  этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа управления государством.

   Прежняя,  александровская,  канцелярия  стала первым  отделением.   В обязанности его входило представлять царю поступающие на его  имя  бумаги  и исполнять   его,   личные   повеления   и   поручения.   Второе    отделение   (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826  г.)  занималось  переданными в его  ведение  делами  александровской  Комиссии  о составлении   законов.

Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом  высшей  полиции.  В обязанность его входил надзор за законностью и порядком  в  управлении  и  в общественной  жизни.  В  1828  г.  в  связи  с  кончиной  императрицы  Марии Федоровны (матери Николая I) было  учреждено  четвертое  отделение,  которое заменило ее  канцелярию,  созданную  в  1797 г.  Павлом  I  для управления учебными, воспитательными  и  благотворительными  учреждениями.  Затем  были учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое — для подготовки  реформы в  государственной  деревне,  преобразованное  в  1837  г.  в   Министерство государственных  имуществ,  и  в   1843   г.   шестое   —   для   управления присоединенными к России территориями Кавказа.

Прерогативы III  отделения  были  поистине  всеобъемлющи.  Оно  собирало информацию о настроениях  различных  слоев  населения,  осуществляло  тайный надзор за неблагонадежными  лицами  и  за  периодической  печатью,  ведало местами  заключения  и  делами  о  "расколе",  наблюдало   за   иностранными подданными   в   России,    выявляло    носителей    ложных    слухов    и фальшивомонетчиков,   занималось   сбором    статистических    сведений    и перлюстрацией   частных   писем,   осуществляло   надзор    за    действиями администрации.

     Это  был орган осведомления царя  обо всех происшествиях  в  Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника  III отделения. Деятельность III отделения  породила  широкую  практику  доносов.

III отделение  имело свою сеть тайных агентов,  а в 40-х годах создает   тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами.  Под  ее  бдительным наблюдением находились  издатели  русской  зарубежной  прессы  князь  В.  В.Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

 

1.2 Социальная политика, крестьянский вопрос

 

Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни .

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 годы (1830 год) и «Свод законов Российской империи» (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию официальной народности. Согласно этой теории, в основе жизни России лежит триединая формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения. Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология официальной народности.

В период правления Николая I, который  сознавал необходимость решения  крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об обязанных крестьянах, последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

3 марта 1848 г.  был издан закон, предоставлявший   помещичьим  крестьянам  право покупать землю. Однако и этот закон был обставлен рядом  стеснительных для  крестьян  условий.  Крестьянин  мог  купить  землю  только  с  согласия помещика, о чем он его заранее должен  был  известить.  Но  и  приобретенная таким путем  крестьянином  земля  законом  не  была  защищена.  Помещик  мог безнаказанно завладеть ею, ибо закон запрещал крестьянам  возбуждать  против своего владельца иск.

   В 1844 г. был образован  Комитет западных губерний для   выработки  Правил для  управления  имениями  по  утвержденным  для  оных   инвентарям.   Были составлены  инвентари  —  описания  помещичьих  имений  с  точной  фиксацией крестьянских наделов и общего для всех  имений  количества  барщинных  дней, которые впредь нельзя было изменять. Инвентарная реформа была  проведена в 1847—1848 гг. в  губерниях  Правобережной  Украины  (Волынской,  Киевской  и Подольской),  в 1852—1855  гг.  — в белорусских   губерниях   (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской).

   Инвентарная реформа  вызвала недовольство  помещиков,  выступавших  против правительственной   регламентации   их   владельческих   прав,    а    также многочисленные волнения  крестьян,  положение  которых  она  практически  не улучшила.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами. Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической  системы ширилось народное и национально-освободительное движение. Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как холерные бунты в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Николая I