Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей 4
1.1 Князья Олег и Игорь. Русь и Византия 4
1.2 Княгиня Ольга 9
1.3 Князь Святослав. Походы 10
1.4 Князь Владимир I 14
1.5 Князь Ярослав Мудрый (1019-1054) 17
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа внутренняя и внешняя политика первых киевских кн.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Узнав о падении Преславы, Святослав с войском пришел в крепость Доростол и закрылся там вместе со многими болгарами - патриотами.

Спустя шесть дней греки подошли к Доростолу. Несмотря на двухмесячную осаду крепости и неоднократные жестокие сечи у стен, Цимисхий не смог одолеть русско-болгарское войско.

Он снова был вынужден предложить Святославу мир. Силы Святослава тоже были на исходе, поэтому почетный мир вполне его устраивал. И вот, чтобы договориться об условиях мира, на берегу Дуная встретились двое: византийский император и русский князь. Было решено, что русские уйдут из Болгарии и будут друзьями греков; греки не станут воевать с болгарами, и не будут подстрекать печенегов на походы против Руси. Цимисхий согласился беспрепятственно выпустить корабли Святослава из устья Дуная. Кроме того, греки обещали дать на обратный путь каждому русскому воину по две греческие меры (т. е. по два четверика) хлеба и разрешить русским купцам торговлю с Царьградом. При возвращении князь не внял совету опытного воеводы Свенельда и с частью дружины решал пробираться на Русь по Днепру (Свенельд конным строем шел более западным путем).

Поздней осенью русская дружина морским путем благополучно достигла устья родного Днепра. Сначала она предприняла попытку подняться вверх по реке. Однако, узнав о засаде печенегов на порогах и, главное, убедившись, что зима не позволит добраться до Киева, Святослав и его воеводы решили вернуться обратно и перезимовать на берегах Русского моря. Это решение, как потом, оказалось, обрекло закаленное в боях войско на новое тяжелейшее испытание. Зима тогда выдалась лютая, холодная и голодная.

Только ранней весной 972 года корабли князя Святослава отчалили от морских берегов и по ожившему Днепру поплыли к Киеву. У днепровских порогов Святослава подстерегли печенеги, убили князя и перебили его дружину, а из черепа Святослава печенежский предводитель Куря сделал себе, по обычаю кочевников, чашу и пил из нее на пирах.

Новые внешнеполитические задачи древнерусского государства, осуществление которых выпало на долю энергичного, предприимчивого Святослава, требовали и нового уровня дипломатии. Многообразные приемы и методы древнерусской дипломатии при Святославе Игоревиче основывались на дипломатическом опыте прошлого, способствовали его дальнейшему обогащению в соответствии с развитием древнерусской государственности, расширяющимися политическими связями Руси с другими странами".

Оценить деятельность князя Святослава весьма сложно: князь-воин заслоняет князя-дипломата. "Повесть временных лет", описывая ратные подвиги князя, совсем не уделяет внимания причинам, по которым князь проводил столь активную внешнюю политику.

Но посмотрим иначе: завоеваниями Святослава для Руси был обеспечен выход к Каспию, к восточным торговым путям, к Черному морю и главному торговому пути Восточной Европы - Дунаю, оказавшемуся под контролем русских князей.

Киевская Русь за несколько лет укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, на торговых путях на Балканах, стала крупной торговой державой, соперничавшей с самой Византией.

 

1.4 Князь Владимир I

 

Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы сыновей Святослава (братьев Владимира) - Ярополка (князя киевского в период с 972 по 980 год) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Посватав за себя Дочь полоцкого князя Рогнеду, и получив отказ, он взял Полоцк и женился на Рогнеде. Вместе с варягами он вошел в Киев, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский стол. Однако его княжение не долго держалось на варяжской силе, - требования варягов дать им дань с Киева. Владимир отклонил и разрешил им лишь уйти в Византию, оставив при себе наиболее надежных из них.

При Владимире Киевская Русь достигла немалого. Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связь между его отдельными частями. Многолетние отношения Киева с Византией - страной высокой культуры завершилась принятием Русью христианства - единой государственной религии. Это не только не помешало развитию самобытной культуры молодого Древнерусского государства, но и послужило новым мощным толчком для расцвета в XI - XII вв. всех форм русского искусства.

Владимир был хорошим полководцем и умным государственным деятелем-реформатором. В 981 году, вскоре после победы над Ярополком, в ходе короткой войны с польским князем Мешком I он освободил русские Червеньские земли (города Перемышль, Червень и др.) и победил ятвягов, занимавших земли северо-западнее дреговичей. Потом он с успехом ходил на север, в землю вятичей (бассейн рек Оки и Угры). Но более трудным и важным для Киева был поход Владимира на восток, когда он по сути дела повторил военный маршрут своего отца: река Итиль, город Болгар, Саркел на Дону, Джурджанское (Каспийское) море, Абхазия, Тмутаракань, Сурожское море, Дикое поле. У Сухого брода Владимир разбил печенегов. Здесь был убит каган Куря, а сам киевский князь ранен.

И все же многочисленные печенежские орды, занимавшие обширные степи, продолжали оставаться опасными врагами Руси. Поэтому Владимиром Святославичем была решена насущная проблема защиты окраин государства от степных кочевников. Для этой цели по рекам Десне, Суде, Стугне, Осетру были построены крепости и создана система раннего предупреждения (сигнальные вышки, на которых разжигали костры). Чтобы привлечь к обороне Руси новые силы, гарнизоны пограничных крепостей были укомплектованы дружинниками из северных земель (кривичей, вятичей, словен). Народ в своих былинах назвал созданные Владимиром крепости заставами богатырскими, а самого князя Владимира величал Красным Солнышком.

При Владимире отношения Киевской Руси с Византией отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником византийского императора Василия II. Когда претендующий на императорский трон полководец Варда Фока возглавил восстание малоазийской знати против Византии, Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Владимир снарядил и послал через Болгарию к берегам Босфора 6 000 воинов. В битве под Абидосом русская дружина сражалась отчаянно и сыграла решающую роль в разгроме Варды Фоки. Достаточно сказать, что тогда погибло около 2 000 русских воинов. Однако Василий II не только не отблагодарил должным образом русских, но и приказал не пускать их в Константинополь и сразу, же переправить в Болгарию.

Узнав от вернувшихся в Киев дружинников о таком неблаговидном поступке императора, Владимир решил проучить греков. Он пошел в поход на город Херсонес (Корсунь) и после длительной осады взял его. Отсюда он потребовал от Византии:

1. Выполнять все ранее заключенные с Русью договоры;

2. Вывести свои войска из устья Дуная;

3. Заплатить дань воинам (живым и мертвым), которые помогли Василию II разгромить Варду Фоку;

4. Скрепить мирный союз между Русью и Византией брачным союзом Владимира и принцессы Анны, сестры Василия II и внучки Константина VII Багрянородного.

Владимир предупредил греков, что в случае их отказа выполнить все его требования он пойдет войной на Константинополь. Требования Владимира были удовлетворены с одной поправкой: чтобы стать мужем Анны, он должен принять христианство. Владимир ответил, что готов креститься. С трудом уговорили Анну ехать на Русь. Наконец она согласилась и приехала в Корсунь.

Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что, заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, своего рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждь-бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. С его стороны это была попытка превратить язычество в государственную религию с культом Перуна во главе. Реформа преследовала две цели: во-первых, вместо множества местных богов ввести единый официальный языческий пантеон; во-вторых, установить в этом пантеоне строгую иерархию с верховным божеством в лице Перуна. Иными словами, на небе мог быть только один главный бог, как и на земле должен быть только один великий князь.

Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали даже крайние проявления культа воинственного Перуна с его кровавыми жертвоприношениями. И не удовлетворяла она князя главным образом потому, что по-прежнему оставляла его Русь в ряду варварских государств. И вот спустя восемь лет Владимир понял, что христианство лучше язычества приспособлено к усилению княжеской власти и что страна его созрела для принятия новой религии.

Притягательная сила христианства заключалась в том, что оно очень удачно использовало древнее языческое представление о загробном мире, о "второй, новой жизни", о существовании на небесах "рая" для добрых и верующих и "ада" для злых и неверующих. Христианское вероучение отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а лишь той классовой идеологией, которая была присуща новому общественному строю - раннефеодальному государству с великим князем во главе. Вместе с тем принятие христианства исторически имело положительное значение, поскольку оно уравняло в глазах современников Русь с другими государствами и способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства на русскую почву.

В Киеве задолго до Владимира было известно христианство с его догмами, так хорошо приспособленными для оправдания и защиты феодального государства. Новую религию приняли княгиня Ольга и великий князь Ярополк. В городе давно стояла церковь Святого Илии. При Святославе в соседней Болгарии уже существовала христианская литература на старославянском языке, понятном для русских. Киевские князья до Владимира не спешили стать христианами, прежде всего потому, что принятие крещения из рук византийцев в то время практически означало для русского народа переход в вассальную зависимость от Византии.

Теперь Владимир сам предъявлял свои требования к Византии, и ни о каком вассалитете в тех новых условиях не могло быть и речи. Поэтому истина состоит не в том, что Владимир согласился креститься, чтобы взять в себе в жены "порфирородную принцессу" Анну, а в том, что он хотел, чтобы Русь, приняв христианство, стала равноправным членом тогдашнего цивилизованного мира, наиболее близким представителем, которого была Византийская империя. Тот факт, что вопрос о принятии христианства Владимир решал вполне самостоятельно, подтверждает его выбор киевского епископа. Греки предлагали ему взять в Киев византийского епископа, а он назначил своим епископом священника из Корсуни Анастаса, несмотря на то, что в свое время патриарх Византии Николай предал его анафеме.

Из Херсонеса Владимир с пешим войском вернулся в Киев, а его новая жена Анна со своей свитой в сопровождении многих слуг с должным ритуалом приплыла к нему по Днепру позже. До ее прибытия Владимиру надо было решить вопрос со своей первой женой - Рогнедой.

В 988 году христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья.

Для крещения новгородцев в 991 году в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания - новгородского тысяцкого. Угоняя и языческого жреца Богомила Соловья. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком переправившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и, приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что "Путята крестил их мечом, а Добрыня - огнем".

В связи с насильственным насаждением христианства в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

Чтоб поднять свой престиж или, точнее, дать почувствовать людям на местах свою реальную власть, Владимир решил послать наместниками в разные города и земли своих сыновей. От Рогнеды кроме дочери у него было семь сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святослав, Всеволод, Станислав и Мстислав; от Анны - двое: Борис и Глеб. Кроме того, Владимир усыновил Святополка, которого в 980 году родила жена Ярополка, будучи уже вдовой. Сама она, оставив сына-младенца, сбежала из Киева в Херсонес. Вышеслава Владимир послал в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Ярослава - в Ростов, Святослава - в Древлянскую землю, Всеволода - на Волынь, Станислава - в Смоленск и Святополка - в Туров. Мстислав еще раньше начал княжить в Тмутаракани и до конца своих дней оставался там. Вышеслав и Изяслав умерли еще при жизни отца, поэтому в Новгород был послан Ярослав, его место в Ростове занял Борис, а Глеб получил Муром.

Таким образом, именно при Владимире окончательно оформилась система наместничества: княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры Руси.

В 1011 году умерла жена Владимира Анна, а спустя четыре года (1015 год) скончался сам Владимир.

 

1.5 Князь Ярослав Мудрый (1019 - 1054)

 

Ярослав Мудрый (1019 - 1054) был тоже одним из наиболее знаменитых древнерусских князей. Родился он в 978 году. Еще при жизни отец перевел его из Ростова на княжение в Новгород, чем вызвал недовольство Святополка. В 1014 году Ярослав отказался платить отцу ежегодную дань - 2 000 гривен, как делали до этого все новгородские посадники.

После смерти Владимира Святополк начал междоусобицу со своими братьями, длившуюся целых четыре года. Женившись на дочери польского короля Болеслава Храброго и надеясь на его поддержку, он объявил себя киевским великим князем. Желая удержать за собой единодержавие и, больше всего опасаясь Бориса (его особенно любили киевляне), Святополк умертвил трех своих братьев - Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского. Братьям Борису и Глебу народная молва создала культ невинных мучеников, ставших жертвами междоусобной борьбы честолюбивых князей власть.

Православная церковь первыми причислила к лику святых Бориса и Глеба, отдавших свои молодые жизни за единение и консолидацию Древнерусского государства. В образе этих мучеников выражены представления о духовном совершенстве народа и его извечной нравственной стойкости, много раз проявлявшейся в грядущих суровых испытаниях.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей