Внутренняя и внешняя политика СССР в годы правления Л. И. Брежнева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:17, реферат

Описание работы

Цель реферата - изучить политическую карьеру и значимость личности Л.И. Брежнева в эпоху его правления – то есть провести анализ политического портрета Л. И. Брежнева.
На основании данной цели выделим основные задачи работы:
- привести биографические данные Л. И. Брежнева;
- рассмотреть характерные черты Л. И. Брежнева на должности первого секретаря партии;
- провести анализ брежневской эпохи «застоя»;
- выявить направления внешней политики Советского государства при Л. И. Брежневе.

Содержание работы

Введение
1.Биография Л.И.Брежнева
2.Внутренняя политика в период правления Л.И.Брежнева
а) Смена политического курса. Тенденции развития;
б) Конституция СССР 1977 г. Правозащитное движение;
в) Противоречия экономического развития.
3. Внешняя политика в период правления Л.И.Брежнева
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

istorya.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)

Общественные  объединения из представителей различных  категорий населения действовали  при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение  в нем рабочих, колхозников и  интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем  находилась повседневная работа всех структур государственной власти в  центре и на местах. 

Конституция СССР 1977 г.    

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной  и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта  Основного Закона расценивалось  как доказательство преимуществ  советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы. Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.     

Ядром политической системы общества "развитого  социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей  и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его  развития, линию внутренней и внешней  политики. Подтверждалась основа экономической  системы социалистическая собственность  на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.     

Отдельные разделы Конституции были посвящены  вопросам социального развития и  внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма  в отношениях СССР с социалистическими  странами и государствами, освободившимися  от колониальной зависимости. Сохранялись  основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном  устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских  граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами. 

 

Правозащитное движение    

Усиление  идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение  движения диссидентства. На первых порах  деятельность диссидентов (лиц, взгляды  которых шли вразрез с официальной  идеологией) была направлена на улучшение  существующей системы, позднее на отказ  от нее. Наиболее яркими их представителями  были: историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции художники, писатели, музыканты обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.     

Диссидентами  была налажена публикация за рубежом  литературных произведений, запрещенных  в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын). 

 

Противоречия  экономического развития

Хозяйственные реформы середины 60-х годов     

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х начала 60-х годов не привели  к позитивным сдвигам. Падали темпы  экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной  необходимость продолжения экономических  реформ.    

Преобразования  коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.    

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая  реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой  участвовали хозяйственные работники  и крупные ученые-экономисты, в  их числе B. C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.  
 

Индустриальное  развитие    

С 1966 г. приступили к работе на новых  условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В  процессе осуществления реформы  развернулось слияние мелких предприятий  с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны  производственной кооперацией по выпуску  готовой продукции или комплексной  переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.    

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт  вырос на 13%, промышленная продукция  на 50% (официальные данные). В больших  масштабах велись капитальное строительство  и реконструкция действующих  производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать  Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте и газопроводов превысила 35 тыс. км.    

Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали  с многочисленными трудовыми  начинаниями. Десятки тысяч рабочих  участвовали в движении изобретателей  и рационализаторов, соревновались  за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали «показуха» и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).    

Индустриальное  развитие 70-х начала 80-х годов  характеризовалось углублением  тенденций, вызванных политикой  формирования единого народнохозяйственного  комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.    

Осуществлялись  программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также  предполагалось укрепить хозяйственные  связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.    

На  рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли  тяжелой индустрии, прежде всего  оборонная. Производство военной техники  на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести  промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.  
 

 
Социальная  сфера    

Противоречия  в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило  улучшить условия быта сотен тысяч  горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее  запланированного шел рост реальных доходов населения.    

В 70-х - начале 80-х годов резко сократились  капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это  являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между  Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась  со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем  составе населения страны превысила 62%.    

Руководители  высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение  в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное  снабжение продовольственными и  промышленными товарами, действовали  специальные поликлиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого политического  курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны  некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели. 

 

 
Внешняя политика в период правления Л.И.Брежнева

Политика ''разрядки"    

На  рубеже 60-70-х годов значительно  активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН  одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении  ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил  в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми  капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области  изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались  отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи  с Италией. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика СССР в годы правления Л. И. Брежнева