Внутренняя политика Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

После переворота 28 июня 1762 года Екатерина осуществила заветную мечту, которую лелеяла целых 18 лет, она стала самодержавной русской императрицей, но удержаться в этом положении было так же трудно, даже труднее, чем достичь престола.

Файлы: 1 файл

Внутренняя политика Екатерины II.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев причины бегства  крестьян, Панин предлагал различные  меры к прекращению этого зла. Он рекомендовал Екатерине открыть общий доступ для желающих возвратиться на родину раскольников, облагая их подушной податью в 2 руб.70 коп. Панин также предлагал не возвращать крестьян к прежнему помещику, с которыми они не ужились, а взамен их выдавать ему из казны 100 рублей, возвратившихся же беглых зачислять в казенные крестьяне. С деревень и городов, которые лежат не далее 70 верст от границы, Панин предлагал совсем не брать рекрутов, а брать выкуп в 100 рублей на вербовку вольных людей в гусарские полки. Также, по его мнению, надо было запретить продажу рекрутов в чужие деревни, а вообще продажу крестьян разрешить только семьями. Так как много крестьян бежало от рекрутчины, то Панин предлагал гуманное отношение к солдатам. Вследствие того, что многие крестьяне бежали по вине помещиков, Панин предлагал "сочинить примерное уложение для работ", но не опубликовывать его, а тайно разослать губернаторам, которые должны были руководствоваться им при усмирении волнений. В этом "уложении" Панин рекомендовал требовать с крестьян 4 рабочих дня в неделю, считая нормальным рабочим днем, если крестьянин вспашет 1 десятину, скосит ¾ десятины сена или нарубит 1 ½ погонных сажени дров.

Но все это легко  было написать на бумаге, но трудно выполнить. Екатерина увидела всю непрактичность этих мер, поняла, что вопрос лежит глубже, и стала искать новые пути в разрешении крестьянского вопроса, хотя до конца царствования так и не нашла их.

Заботы об увеличении населения

 

Препятствием к раскрепощению  крестьян служила незначительность населения на весьма значительной территории. На вольнонаемном труде нельзя было построить ни частного, ни казенного  хозяйства, и поэтому правительству поневоле приходилось "приписывать" крестьян, а помещикам укреплять за собой рабочие руки. Без крепостных крестьян трудно было обходиться даже торговому и промышленному классу. Екатерина понимала это, и с самого начала царствования стала заботиться об увеличении населения России.

Указом 15 октября 1762года Екатерина  разрешила Сенату принимать в  Россию без доклада всех желающих селиться иностранцев, кроме евреев, т. к. иностранцы боялись ехать в Россию, опасаясь притеснений, была устроена особая канцелярия "опекунства иностранных" (22 июля 1763 года), президентом которой был назначен граф Григорий Орлов. Иностранцам по приезде в Россию разрешено было записывать в купцы и в цеховые любых городов или селиться особыми колониями на свободных землях. Они получали гарантию в свободе исповедания, разрешение строить церкви и колокольни. Им запрещалось только строить монастыри (это относилось к католикам) и совращать православных. Колонисты, поселившиеся на свободных землях, получали льготы на 30 лет, а поселившиеся в городах лет на 5-10. Все колонии получали самоуправление.

Таким образом было положено начало иноземной колонизации Поволжья и южных степей.

В интересах гуманности и  увеличения населения Екатерина  заботилась и о незаконно рожденных, которых бросали куда и где попало. В начале 1763 года императрица утвердила план Императорского Воспитательного дома, составленный И.И. Бецким. Через год Воспитательный дом был открыт в Москве, а позже и в Петербурге.

Меры к упорядочению внутреннего управления

 

Панин как на одну из причин крестьянских побегов указывал на страшное неправосудие и нерадение администрации. На это указала и сама Екатерина  в своем манифесте от 18 июля 1762 года. Господство лихоимства Екатерина  объясняла плохим выбором должностных  лиц и тем, что "люди не только с некоторым достатком, но ниже имея дневное пропитание, отсылались, к делам, не получая при том никакого жалованья, и немного лучше, как бы неимущие в богадельне для одного только пропитания, а не для исправления дел". Действительно, после Петра I в России водворилась еще более откровенная система кормлений, чем в былое время в Московской Руси. После Петра люди определялись на должности совершенно без жалованья, с тем, чтобы они кормились от дел.15 декабря 1763 года Екатерина издала манифест о назначении жалованья чиновникам по штату, служащим не только в столице но и в провинции.

Этот манифест явился крупным  шагом вперед в деле упорядочения внутреннего управления России. Но нужно было также отнять у чиновников желание копить деньги на черный день. Последовательность требовала назначения пенсий, это и было сделано: за 35 лет  службы была назначена пенсия. Вот когда получил начало закон о пенсиях, действующий и поныне.

Также управление в России страдало от страшной пассивности. В 1764 году Екатерина издала инструкцию губернаторам, которая объясняла им их права  и обязанности. Екатерина исходит  из того положения, что губернатор есть хозяин губернии, который должен заботиться о населении вверенной ему  губернии, о процветании в ней  земледелия, торговли и промышленности, должен следить за дорогами, ловить воров и разбойников, заботиться о лесосохранении и т.д. Всех чиновников, изобличенных в лихоимстве, он должен отстранять от должностей и предавать суду. Все учреждения, до сих пор не подчиненные губернской канцелярии (таможни, магистраты, ямские правления), переходят в ведение губернатора. Губернатор получает точные рапорты и известия о порядках в губернии, имеет право представлять о пользах и нуждах общественных и должен защищать бедных. Так были выдвинуты идеи, которые нашли точное выражение в "Учреждении об управлении губерниями"; инструкция 1764 года теоретической прелюдией закона 1775 года.

Эти мероприятия не были радикальным  решением вопросов, но они показывают, что Екатерина ясно осознавала очередные  задачи, видела положение дел в государстве. Желая ближе ознакомиться с положением дел в своей стране, Екатерина предпринимала путешествия, но больше пользы принесла ей созванная ею "Комиссия для составления проекта Нового Уложения".

Созыв комиссии и ее состав.

 

14 декабря 1766 года Екатерина  издала указ, которым предписывала  на будущий год прислать в  Москву депутатов от Сената, Синода, всех канцелярий, за исключением губернских и провинциальных, и из всех городов и уездов. Их она вызвала чтобы учредить из них "Комиссию для составления проекта нового Уложения".

К манифесту был приложен и порядок производства выборов. Депутаты созывались от дворян, горожан, казаков, свободных крестьян, и от некочующих инородцев, причем дворяне должны были выбираться по депутату от каждого уезда, горожане – по депутату от каждого города, свободные крестьяне – по депутату от каждой провинции и некочующие инородцы – по депутату от каждого народа провинции. Депутаты должны были быть не моложе 25 лет, им назначалось жалованье: дворянам – 400 рублей в год, городским депутатам – 122 руб., а остальным по 37 руб. в год. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания и конфискации имения, обидевший депутата отвечал вдвое против обычного. Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, составленный комиссией пяти избирателей, о нуждах общества и о тех требованиях, которые оно хотело предъявить правительству. Кроме того, дворянство каждого уезда перед выборами депутата должно было выбрать себе на два года предводителя, под его председательством происходили и выборы депутата. Также горожане перед выборами должны были выбрать городского голову, под председательством которого избирались депутаты. Но целые сословия не получили представительства: не были приглашены депутаты от духовенства, от дворцовых, экономических и посессионных крестьян, которых легко можно было приравнять к свободным. Но как бы то ни было, на этот раз общество отозвалось на зов правительства с большей готовностью, чем раньше. Ко дню открытия Комиссии для сочинения проекта нового Уложения в Москву явилось 460 депутатов.

Но слишком трудная  задача была возложена Екатериной на Комиссию. Комиссии предстояло составить  проект нового Уложения, обнимающий собой все стороны законодательства, все отрасли права и проект должен был явиться новым во всех отношениях. Русское общество рассматривалось Екатериной как находящееся в первобытной стадии развития, в силу чего ему предстояло дать государственный и гражданский быт. Все предыдущее развитие как бы аннулировалось. Источником для почерпания содержания русских законов, по мнению Екатерины, должны были быть непререкаемые правила и истины ее Наказа. Но Наказ императрицы давал не начала законодательства, которые можно было бы развивать, а указывал общие и неопределенные положения или ограничивался простым приведением примеров, не делая никаких выводов. По многим отраслям права Наказ не давал никаких указаний, так что депутатам, в сущности, было предоставлено работать собственными силами. Так "непререкаемые правила" Наказа мало годились для практического законодательства.

Сильно помешало продуктивности работ неудачная организация  их в Комиссии и неуменье руководить работами. Легче бы всего правительство  достигло своей цели, таким образом, если бы оно само при помощи специалистов заготовило проект нового Уложения, а потом предложило бы его депутатам для обсуждения, исправления и дополнения. Но Екатерина пошла совершенно противоположным, более длинным путем. Она поручила составление Уложения такому учреждению, которое, по настоящему, должно было только слушать его и обсуждать. Но было проведено хотя бы разделение труда, организованны отдельные подкомиссии, но Екатерина очень неудачно пыталась установить это разделение труда, она не освободила от подготовительной, черновой работы общее собрание и делопроизводство Комиссии пришло в полный хаос.

Не наблюдалось никакого плана и в организации частных  комиссий, которые возникали по личной инициативе отдельных депутатов, благодаря  чему по одному вопросу возникало  несколько комиссий. При такой  организации дела работы Комиссии затянулись и не привели к желаемым результатам.

Комиссия собралась 30 июля 1767 года в Москве в Грановитой палате. На первом собрании выбрали 3 кандидатов в председатели, из которых императрица утвердила генерал-квартирмейстера Бибикова. В 6 следующих заседаний депутаты читали Наказ императрицы, который произвел на них сильное впечатление, после чего они решили поднести Екатерине титул "премудрой, великой и матери отечества".

В декабре 1768 года, по случаю, войны с Турцией, заседания Большой  Комиссии были прерваны, и депутаты, не состоявшие членами частных комиссий, были отпущены по домам. Частные комиссии просуществовали в прежнем составе до конца 1774 года, когда указом от 4 декабря депутаты, входящие в их состав, были распущены, но сами комиссии продолжали существовать в течение всего царствования Екатерины, т. к. взамен депутатов были назначены другие.

Екатерининскую Комиссию постигла та же участь, какая была присуща  и всем предыдущим комиссиям. Новое  Уложение не было составлено. Единственное, что осталось от комиссии – это проекты частных комиссий, из которых многие не были даже кончены. Но все-таки не смотря на ошибки, результаты деятельности Комиссии были огромны. Екатерина познакомилась с разнообразными нуждами своего народа. Правительство, знакомясь с характером и содержанием прений в Большой Комиссии, читая депутатские наказы и изучая записки частных комиссий, должно было убедиться в необходимости реформ и получило указание, в каких именно реформах чувствовалась особенная нужда. Также комиссии подготовили те законы, которые были потом проведены в жизнь. Городовое положение 1785 года и жалованная грамота дворянству были переделками проектов, выработанных в частных комиссиях. Комиссия 1767-1768 годов вдохновила Екатерину на реформаторскую деятельность в направлении, согласном с нуждами и требованиями общества.

Внешняя политика Екатерины II

 

Внешняя политика – самая  блестящая сторона государственной  деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Перед Россией стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Руководивший русской внешней политикой Н.И. Панин, решил сконструировать так называемый Северный аккорд-союз государств, находившихся на севере Европы: Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии. План Панина в конечном счете не был реализован. Тем временем конфликты между Россией и Турцией вылились в войну, начавшуюся в 1768 году. В этой войне талантливый русский полководец П.А. Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770г.

5 июля 1770 года русский  флот под командованием адмирала  Г.А. Спиридова разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса в бухте Чесме. Однако политика некоторых европейских государств, испугавшихся усиления России, заставила ее пойти на заключение мира, который был подписан в болгарском селении Кючук-Кайнарджи 10 июля 1774года. По этому договору Россия получила от Турции территорию от Буга и крепости Кинбурн до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена в государственные границы России. Россия получила также выход из Азовского в Черное море. Крым был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4,5 млн. рублей контрибуции.

Большое внимание екатерининское правительство уделяло и польской проблеме. В ходе борьбы за власть в  Польше на престол был посажен  давний знакомый Екатерины Станислав  Понятовский. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше, что весьма беспокоило Пруссию выступить совместно с Австрией в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге. России был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как Пруссия и Австрия. Польша больше устраивала Россию как буферное государство на границе с более сильными соседями. Но в сложившейся ситуации Россия вынуждена была пойти на раздел Польши. Один договор был заключен между Россией и Пруссией, другой – между Россией и Австрией. Оба они были подписаны в июле 1772года. В сентябре 1773 года польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Россия получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть польской Ливонии.

В 1770-1780 годах вопрос о  Правобережной Украине все теснее связывался с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному морю, а это, в свою очередь, с новой силой порождало русско-турецкий конфликт. Усилившаяся мощь России позволяла Екатерине оказывать весьма сильное воздействие на положение дел в Европе. Во время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство Екатерина выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну Тешенский мир 1779 года, условия которого гарантировала Екатерина, привел к значительному усилению влияния русской дипломатии на ситуацию в Германии. Выдающуюся роль сыграла Россия и в событиях, связанных с войной американских колоний за независимость. Россия отклонила попытку Англии использовать ее силы для ведения войны в Америке. Более того, в феврале 1780 года Екатерина опубликовала декларацию о "вооруженном нейтралитете".

Информация о работе Внутренняя политика Екатерины II