Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:20, контрольная работа
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Личность Александра III…………………………………………………5
2. Политика консервативной стабилизации Александра III………………6
3. Политика в области образования и печати……………………….…..…9
3.1 Образование …………………………………………………….…….9
3.2 Печать …………………………………………………………….…..10
4. Земская и городская контрреформы ………………………….……….11
4.1 Земская контрреформа……………………………………...………..11
4.2 Городская контрреформа…………………………………………….14
Заключение ………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………18
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего «Пензенский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»)
Нижнеломовский филиал ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (НлФ ФГБОУ ВПО «ПГУ»)
|
|
Контрольная работа
по дисциплине: «История отечественного государства и права»
на тему: « Внутренняя политика России в период правления Александра III »
Выполнил: ст. гр. 12 ЛЗМ31
Мордовина Марина
Проверил:
Преподаватель Карнишин
Нижний Ломов
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личность Александра III…………………………………………………5
3. Политика в области образования и печати……………………….…..…9
3.1 Образование …………………………………………………….…….9
3.2 Печать …………………………………………………………….…..10
4. Земская и городская контрреформы ………………………….……….11
4.1 Земская контрреформа……………………………………...…
4.2 Городская контрреформа…………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………16
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Правление императора Александра III (1881-1894)
стало своего рода исторической паузой
– временем осмысления великих преобразований
прежнего царствования и временем реакции,
которое пришло на смену реформистскому
натиску предшествующего
Этот период отмечен серией реакционных
преобразований, направленных на пересмотр
сложившейся системы
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна.
Выбор темы курсовой работы обусловлен той большой ролью, которую сыграли контрреформы в развитии Российской державы во второй половине XIX в.
Актуальность темы: актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях развивающегося российского общества важное значение имеет изучение особенностей развития российского государства, характера политических взаимоотношений внутри страны.
Цель работы : изучение произошедших изменений в Российской империи в указанный период.
Задачи : раскрыть сущность и результаты контрреформ в России во второй половине XIX в.
Объект исследования: внутренняя политика правительства России во второй половине XIX в.
Предмет исследования: Российское государство в системе внутренней политики.
Методы исследования: анализ научной литературы; обобщение, и конкретизация изучаемого материала.
К правлению Александра Александровича не готовили, поэтому он получил обычное для великих князей военное образование. Особых способностей он не проявлял, хотя любил военное дело, литературу и музыку (играл на трубе, корнет-а-пистоне и тромбоне). Наследником великий князь Александр Александрович стал после смерти своего старшего брата Николая, который скончался в Ницце 24 апреля, 12 апреля по старому стилю 1865 года. Александру пришлось вернуться к наукам и уделить особое внимание истории, экономике, праву. В этот момент в окружении наследника появился К. П. Победоносцев, который читал ему курс права, а позже стал главным советником нового императора.
28 октября 1866 года наследник русского престола женился на невесте покойного старшего брата, дочери датского короля Луизе Софии Фредерике Дагмаре, принявшей имя Марии Федоровны. В этом браке родились Николай (будущий император Николай II), Александр, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Современники отмечали, что при
средних умственных способностях и
образовании Александр
Царь отличался богатырским телосложением и славился "взглядом василиска", унаследованным от деда, императора Николая I: его взгляд внушал ужас, мало кто мог смотреть Александру в глаза. Решительность сочеталась в нем с робостью; император боялся ездить на коне, стеснялся больших масс народа. Александр III отменил любимый петербуржцами майский парад — когда в первый погожий выходной мая все сто тысяч столичного войска маршировали по Марсову полю в высочайшем присутствии. Дело было в том, что царь не выносил вида такой массы войск.
В ходе Русско-турецкой войны, еще будучи наследником престола, Александр Александрович командовал Рущукским отрядом (2 корпуса) и показал себя весьма достойно. Наследник был одним из инициаторов вооруженной борьбы за свободу Болгарии. Но, увидев своими глазами ужасы войны, цесаревич на всю жизнь проникся к ней ненавистью.
Придя к
власти после насильственной смерти отца,
Александр III (1881-1894) столкнулся с необходимостью
выбора. Либеральная бюрократия (М.Т. Лорис-Меликов,
А.А. Абаза, Д. А. Милютин и др.) настаивала
на продолжении преобразований. Консервативно-настроенная
оппозиция (К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой
и др.) выступала за свертывание реформ
и укрепление самодержавия. В условиях
возросшей революционной опасности новый
царь принял сторону консерваторов. 20
апреля 1881 г. он подписал подготовленный
Победоносцевым манифест «О незыблемости
самодержавия». Лорис-Меликов и его сторонники
были вынуждены уйти в отставку.
В августе
1881 г. было принято «Положение о мерах
к охранению государственного порядка
и общественного спокойствия». Фактически
эти меры означали введение чрезвычайного
положения, которое просуществовало в
России до 1917 г. Власть могла без суда и
следствия высылать нежелательных лиц,
закрывать учебные заведения, торгово-промышленные
предприятия. Были созданы охранные отделения,
которые были обязаны бороться с революционной
крамолой и следить за настроениями в
обществе. По новому цензурному уставу,
введенному в 1882 г., восстанавливалась
предварительная цензура.
Поскольку объективно курс правительства вел к пересмотру многих положений реформ, то в публицистике и исторической литературе за мероприятиями царствования Александра III закрепилось название контрреформ. Они коснулись, прежде всего, сферы местного самоуправления и суда. Важнейшими из них были:
В связи с активной борьбой с террористами были пересмотрены некоторые положения судебной реформы:
Таким образом, нарушались два важнейших принципа судебной реформы — независимость суда от администрации и выборность судей представителями всех сословий.
Земская и городская контрреформы
были проведены в 1890 и 1892 гг. Для выборов
в земства устанавливались
•утверждены «временные правила» о печати, устанавливавшие надзор за прессой со стороны администрации;
•усилилась карательная цензура;
• были закрыты Высшие женские курсы;
• была ликвидирована автономия университетов и повышена плата за обучение;
•в 1887 г. появился знаменитый
циркуляр о «кухаркиных детях», прямо
запрещавший принимать в
Единственной сферой, в
которой разрешались
3.1..Образование
Поскольку студенчество считалось главным
источником вольнодумства, рассадником
республиканских идей и всякого рода смуты,
российские университеты стали одной
из первых жертв охранительного курса.
Новый университетский устав 1884г. упразднял
их автономию. Был ликвидирован университетский
суд, запрещены любые студенческие объединения.
Преподаватели, избранные учёными советами,
обязательно утверждались в должности
министром просвещения. Всей университетской
жизнью теперь руководил государственный
чиновник – попечитель учебного округа:
он назначал деканов (одна из высших выборных
должностей университета), обладал правом
созывать учёный совет, присутствовать
на его заседаниях, наблюдать за преподавателем.
Государство не забыло напомнить студентам
и об «обязанности по выполнению воинского
долга»: льготы по призыву в армию для
лиц, имеющих высшее образование, были
ограничены, а минимальный..срок..военной..
Вдохновителю
и главному организатору контрреформ
в сфере образования графу И.Д.Делянову
(1818-1897), министру народного просвещения
с 1882г., принадлежит и авторство печально
знаменитого циркуляра «о кухаркиных
детях». В этом документе рекомендовалось
ограничить поступление в гимназии и прогимназии
«детей кучеров, лакеев, поваров, прачек,
мелких торговых лавочников и тому подобных
людей, детей коих, за исключением разве
одарённых необыкновенными способностями,
вовсе не следует выводить из среды, к
коей они принадлежат». В средние и высшие
учебные заведения сокращался приём лиц
еврейской национальности. Каких-либо
реальных последствий циркуляр, впрочем,
так и не возымел, оставшись в истории
российского образования примером исключительной
ограниченности государственных чиновников.
1884 год был ознаменован введением нового
университетского устава – военные гимназии
преобразовывались в кадетские корпуса.
С отставкой министра внутренних дел графа
Н.И.Игнатьева (1882г.) и назначением на этот
пост графа Д.А.Толстого..начался..период.
3.2..Печать
Первый опыт свободы
слова прервался после утверждения в августе
1882г. новых «Временных правил о печати»
(которые стали постоянными). Администрация
получила право закрывать любые газеты
и журналы, лишать издателей и редакторов
права на продолжение профессиональной
деятельности. Редакция обязывалась раскрывать
псевдонимы своих авторов по..требованию..властей.…Усили
В соответствии
с новым законодательством в 1884г. прекратил
существование ненавистный правительству
журнал «Отечественные записки», редактором
которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато
процветала газета М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские
ведомости». Именно на 80-е гг. приходится
заключительный период деятельности этого
известного русского публициста, в своё
время слывшего либералом и много сделавшего
для расширения круг дозволенных к обсуждению
в печати вопросов. Но с середины 60-х гг.,
а особенно после установления нового
правительственного курса при Александре
III, Катков немало способствовал усилению
охранительного духа и нетерпимости в
стане власть имущих.
Обладая тонким публицистическим талантом
и репутацией либерала, он сумел заронить
в умы своих читателей сомнение в необходимости
продолжения реформ, объявленных им в
целом как «неудачные»: «Ещё несколько
месяцев, быть может, недель прежнего режима,
- писал он по случаю манифеста 29 апреля
1881г., - и крушение было бы неизбежно»
Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась
реакционная концепция контрреформ, которая
основывалась на традиционных догмах:
а) божественное происхождение самодержавия
и божественный промысел как основа его
политики, противопоставляющиеся планам
политических реформ;
б)..полная..централизация..вла
в)..осуждение..земского..и..го
г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались
в традиционном понимании (в качестве
типичной фигуры представлялся помещик-
крепостник).
Информация о работе Внутренняя политика России в период правления Александра III