МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: история Беларуси
в контексте мировых цивилизаций
на тему: Военная экономика гитлеровской
Германии 1933-1939.
Выполнила:
Проверила:
кандидат ист.наук, доцент
МИНСК 2010
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Германский фашизм……………………………………………………...…...4
2. Особенности милитаризации Германии
1933-1939 год…………...…...…..10
Заключение ………………………………………………………………………15
Использованная литература……………………………………………………16
Введение.
Изучение истории
ВОВ, понимание многочисленных
сложных военно-политических процессов
невозможны без представления
об уникальности исторического
становления тоталитарных режимов
правоэкстремистского направления. Фашизм – это не просто политическое
течение, возникшее в Западной Европе,
это феномен, проявившийся в период между
двумя мировыми войнами в среде всеобщей
жестокости, нетерпимости, социально-политического
и духовного упадка. Сущность германского
нацизма, фашизма и тоталитаризма раскрывается
в ряде трудов советских и западных исследователей.
Советская историография трактовала фашизм
как открытую диктатуру наиболее реакционных
милитаристских кругов финансового и
промышленного капитала.
Однако такой подход не разделяется большинством западных
учёных. Возникновение фашизма многие
из их объясняют отклонением от магистральной
линии развития исторического прогресса,
рассматривают как моральную болезнь,
овладевшую здоровым организмом и приведшую
к катастрофе (М.Вебер, Э.Нольте, Ф.Мейнеке,
Ж.Фуратье, Дж.Вейс).
Английский исследователь
А.Тойнби американский социолог
Т.Парсонс считали фашизм результатом
расистских, националистических настроений
немецкого народа, имевшего особые
моральные и психологические
черты. Итальянский философ Б.Кроче охарактеризовал
фашизм как прорыв к власти группы авантюристов,
использовавших духовную и психологическую
дезорганизацию населения.
Многие современные
исследователи объясняют возникновение
фашизма тем, что в условиях
острого экономического и духовного кризиса необходима
мобилизация всей нации для его преодоления.
В странах со значительным опытом авторитарного
развития, где демократия была довольно
слабой, на политическую арену выходил
фашизм, главной идеей которого являлось
величие нации.
1. Германский фашизм.
Фашизм был ответом
крупной германской буржуазии
на угрозу крушения её господства
в условиях общего кризиса
капитализма и начавшегося в
октябре 1917 года революционного
перехода к социализму.
Главная черта
фашизма – ещё невиданный, массовый террор, направленный
в первую очередь против революционных
сил, но обращённый также против других
демократических элементов. Германский
фашизм должен был выполнить и другую
задачу, ради которой он был призван к
власти, - обеспечить крупному капиталу
влияние на широкие массы, помешать распространению
среди них идей социализма, интернационализма.
Этой цели служила безудержная национальная
и социальная демагогия, направленная
на обман народа. Фашисты умело играли
на ущемлённых Версальским мирным договором
национальных чувствам немцев, на бедственном
положении трудящихся и мелкобуржуазных
масс Германии в период мирового экономического
кризиса 1929 – 1933 годов. Гитлеровцы изображали
себя единственными борцами за национальное
величие страны..
Придя к
власти, германские фашисты обрушили
страшный удар на революционный
авангард трудящихся – коммунистическую
партию, использовав для этой цели ими же организованную
провокацию – поджог рейхстага. Но террор
затронул и представителей других политических
течений, несогласных с фашизмом. Расправу
над ними чинили штурмовики и эсэсовцы;
зловещую деятельность начала государственная
тайная полиция – гестапо, были созданы
первые концентрационные лагеря – Бухенвальд,
Дахау, Заксенхаузен и др. Заключённых
содержали там в ужасающих условиях, подвергали
нечеловеческим пыткам, и унижениям, обессиливали
изнурительным трудом. В механизме фашистской
диктатуры органы террора (особенно отряды
СС) играли огромную роль, не только уничтожая
или изолируя антифашистов, но и запугивая
остальное население. Страна была опутана
густой сетью шпионажа и слежки.(3,стр57)
Закон о чрезвычайных
полномочиях (23 марта 1933 года) покончил
с действовавшей конституцией. Участь
запрещённой коммунистической партии
вскоре разделили социал-демократическая и буржуазные
партии; национал-социалистская партии
(как лживо именовалась организация фашистов)
была объявлена «носительнице немецкой
государственности» и стала главной силой,
осуществлявшей политику господствующих
классов. Профсоюзы были распущены: в созданный
фашистами «Трудовой фронт», членство
в котором было принудительным, входили
«на равноправных началах» как рабочие,
так и предприниматели.
Гитлеровская диктатура
неизмеримо усилила могущество
крупных капиталистов. Закон «Об
органическом построении германской экономики»
(1934) предусматривал создание шести общегосударственных
групп, которые объединили предпринимателей
основных отраслей народного хозяйства.
В дальнейшем возникли различные подгруппы,
а также хозяйственные палаты, охватившие
капиталистов в местном масштабе. Во главе
всех этих объединений стали крупные промышленники
или банкиры. Прибыли монополий стали
быстро и неуклонно расти. Так, в 1933-1934
годах электротехнический трест АЭГ получил
41,2 млн. марок чистой прибыли, в 1936-1937 годах
– уже 83,3 млн., а в 1939 – 1940 – 115,6 млн. Чистая
прибыль концерна-гиганта «И.Г. Фарбениндустри»
составила к 1933 году 74 млн. марок, а в 1939
году – 363 млн.(7,стр13). Этот рост объяснялся
прежде всего тем, что гитлеровцы не допускали
забастовок.
Сельское хозяйство
также перестраивалось, чтобы
во время войны оно могло
обеспечить армию и страну
продовольствием и растительным
сырьём. Все в занятые сельском
хозяйстве объединялись в «Имперское
продовольственное сословие». Эта
организация осуществляла контроль над всеми
сторонами жизнедеятельности крестьянства.
В 1933 году был принят закон о «наследственных
дворах», предусматривавший, что хозяйства
от 7,5 до 125 га не подлежали разделу, они
могли лишь передаваться старшему сыну
хозяина и пользовались существенными
льготами. Благодаря этому фашисты сумели
заручиться поддержкой не только сельских
богачей, но и многих средних крестьян;
они стали одной из главных социальных
опор фашистского режима.(1,стр45)
Фашисты стремились
подчинить своему влиянию и другие слои населения.
Рост производства в годы после экономического
кризиса, искусственно усиленный военной
подготовкой, привёл к повышению зарплаты
по сравнению с нищенским кризисным уровнем,
к значительному сокращению безработицы.
Фашисты лживо изображали это своей заслугой.
Представители городских средних слоёв
– владельцы мелких предприятий и лавок
выиграли от бойкота предпринимателей
и торговцев – евреев, начавшегося вскоре
после прихода гитлеровцев к власти и
завершившегося в дальнейшем захватом
немцами соответствующих предприятий
и магазинов. Конечно, главный экономический
выигрыш от этой грабительской операции
достался отнюдь не средним слоям, а крупным
компаниям и составил внушительную сумму
– 5 млрд. марок.(7,стр21). Таким образом,
антисемитизм был не только важной составной
частью фашистской идеологии, но и источником
существенных материальных выгод для
господствующих классов.
В годы фашизма
трудящимся Германии приходилось
работать гораздо интенсивнее,
продолжительность рабочего дня намного увеличилась: предприниматели
стремились максимально поживиться на
лихорадочной подготовке к войне. Но фашисты
весьма ловко отвлекали внимание от вопиющего
социального неравенства. Они без устали
пропагандировали лживый лозунг «народной
общности», проводили шумные кампании
сбора средств в пользу «необеспеченных»
или на «зимнюю помощь», устраивали по
льготным. морские поездки, широко рекламировали
строительство завода для производства
дешёвого, якобы доступного каждому «народного
автомобиля» и т.п.
Влияние фашистской
демагогии, не говоря уже о
репрессиях, сильно тормозило развёртывание
антифашистского движения. Участие
в нём было всегда сопряжено
со смертельным риском. Тем не
менее борьба никогда не прекращалась,
и ведущей силой её на всём
на всём протяжении существования фашистского
строя были рабочий класс, его авангард
– КПГ, находившаяся в глубоком подполье,
но сохранившая свою организацию. Формы
борьбы значительно изменились, открытые
выступления стали редкостью. Важнейшее
значение приобрели разоблачение фашистской
демагогии, раскрытие замыслов германского
империализма, направленных на подготовку
и развязывание войны. В некоторых случаях
имел место саботаж на предприятиях, выпускающих
военную продукцию. С 1935 года коммунисты
проводили тактику «троянского коня»
- работы внутри различных массовых организаций,
созданных гитлеровцами, - «Трудового
фронта», туристского общества «Сила через
радость» и др. Единство действий КПГ и
СДПГ могло бы существенно активизировать
борьбу против фашизма. Однако такому
единству упорно противилось руководство
социал-демократической партии.
КПГ на своих
конференциях (1935 и 1939) разработала
программу свержения фашистского
строя, дававшую конкретное представление
о последовательно демократических
порядках, которые затем следовало ввести.
Установление фашистской
диктатуры вызвало глубокий упадок
культуры в Германии. Одним из
первых действий подручного Гитлера
– Геббельса на посту министра
пропаганды были публичное сожжение
книг в Берлине, а также в
других университетских центрах. Наряду
с трудами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина
и других деятелей международного рабочего
движения в костры полетели произведения
многих прогрессивных писателей мира.
Немало видных деятелей культуры и науки
были брошены в тюрьмы и концлагеря, вынуждены
покинуть родину во избежание репрессий.
Среди эмигрантов были всемирно известные
учёные, как, например, А.Эйнштейн, Г.Манн,
Т.Манн, Л.Фейхтвангер, Б.Брехт и многие
другие – цвет прогрессивной немецкой
культуры. Наука была целиком поставлена
на службу войне, литература и искусство
обожествляли «фюрера», воспевали военные
доблести, сеяли идеи ненависти и расизма.(6,стр118)
Идеологической подготовке
к войне гитлеровцы придавали
не меньшее значение, чем созданию
многомиллионной армии или производству
вооружения. Фашизм воспринял всё самое
реакционное и варварское из исторического
прошлого. Чтобы сделать немцев послушным
орудием захватнической войны, им внушали
вражду и презрение к другим народам. С
особой настойчивостью вдалбливалась
в умы будущих солдат вермахта (вооружённые
силы фашистской Германии) идея превосходства
над славянами и другими народами СССР.
Расизм сочетался здесь с классовой ненавистью
германских реакционеров к советской
стране, с антикоммунизмом, который гитлеровцы
старались привить веем немцам.
В правящих кругах
фашистской Германии не было
единства насчёт программы будущих
завоеваний; некоторая часть возражала
против войны с западноевропейскими
государствами и США. Но было
полное единодушие по вопросу
нападения на СССР как средства покончить
с единственной социалистической страной
и одновременно заполучить то «жизненное
пространство», которого, как на все лады
твердили фашистские идеологи, якобы не
хватало Германии.
В идеологической обработке
населения немаловажное значение имела
и внешняя сторона, связанная с различными
массовыми мероприятиями – военными парадами,
шествиями, многолюдными митингами. Наиболее
крупными из них были ежегодные съезды
фашистской партии в Нюрнберге, на предназначенном
для этой цели огромном поле. Это был тщательно
отрепетированный спектакль, который
должен был укрепить слепую веру всех
его участников в могущество фашизма.
Особое влияние такого
рода зрелища призваны были
оказать на молодёжь – основной
костяк армии в будущей войне.
В гитлеровской Германии она с самого
раннего возраста воспитывалась в фашистском
духе. Из школьного обучения было вытравлено
всё, что могло пробудить у учащихся гуманистические
взгляды, приучить к самостоятельному
мышлению. Гитлеровцы ставили перед школой
задачу сделать из мальчика послушного,
физически выносливого солдата, а из девочки
– образцовую мать семейства, призванную
дать жизнь новым воинам «фюрера». Культ
илы, расистские идеи насаждала не только
школа, но и детские фашистские группы
(туда принимали с шести лет), а затем «Гитлерюгенд»,
в котором состояли все подростки с 14 лет.
Готовя агрессивную войну,
германский империализм вынашивал
мысль о завоевании мирового
господства. Усилению аппетитов
фашистской клики и тех, кто
направлял её политику – крупных
капиталистов и помещиков, способствовала
лёгкость, с которой германский фашизм
осуществил свои первоначальные замыслы.
Совершенно безнаказанно прошли такие
грубые нарушения международных соглашений,
как введение в 1935 году воинской повинности,
развёртывание крупных вооружённых сил,
вступление в 1936 году германских войск
в демилитаризованную (по Версальскому
договору) Рейнскую область, аншлюс (присоединение)
Австрии, ликвидация независимости Чехословакии.
Англия и Франция, стремившиеся направить
Германию на восток, фактически не противодействовали
этим актам агрессии. Вторая мировая война,
развязанная германским империализмом,
началась нападением на Польшу 1 сентября
1939 года. Затем объектами германской агрессии
стали Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия,
Люксембург, Франция, Югославия и Греция.
Война с этими странами носила скоротечный
характер, и лёгкие успехи создали фашистскому
вермахту ореол непобедимости. Гитлеровцы
получи возможность вывозить из оккупированных
стран огромное количество сырья и продовольствия,
захватили ценное вооружение. Германские
монополии баснословно обогащались, прибирая
к рукам предприятия и банки в порабощённых
странах, солдаты же и офицеры занимались
мародёрством; в Германию шли сотни тысяч
посылок с награбленным добром.