Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 03:08, реферат
Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетрисᴛᴏʙ необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство и юность великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; ᴄᴫᴏжный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся только на некоторых из них.
1. Детство и юность Ивана IV.
2. Венчание на царство.
3. Первые годы самодержавной власти
и первые реформы Ивана Грозного
4. Программа реформ.
5. Приговор о местничестве.
6. Церковная реформа.
7. Реорганизация приказов.
8. Земельная реформа.
9. Военная реформа.
10. Разрыв Ивана IV с Избранной радой
Военные реформы Ивана грозного
Работу выполняла:
Овчинникова Анастасия
группа:
Псо2-14(9)
План реферата:
1. Детство и юность Ивана IV.
2. Венчание на царство.
3.
Первые годы самодержавной
и первые реформы Ивана Грозного
4. Программа реформ.
5. Приговор о местничестве.
6. Церковная реформа.
7. Реорганизация приказов.
8. Земельная реформа.
9. Военная реформа.
10. Разрыв Ивана IV с Избранной радой
Вступление.
Время Ивана Грозного давно привлекает
к себе внимание ученых и беллетрисᴛᴏʙ
необычным в русской истории драматизмом
положений и яркостью характеров. В эпохе
Грозного много содержания: бурное детство
и юность великого князя; период светлых
реформ и счастливых войн на востоке; ссора
с советниками и опалы на них; опричнина,
которая была, в сущности, глубоким государственным
переворотом; ᴄᴫᴏжный общественный кризис,
приведший к опустению государственного
центра; тяжелая и неудачная борьба за
балтийский берег - вот главнейшие факты,
подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся
только на некоторых из них.
1. Детство и юность Ивана IV.
Рожденный с пылкою душою, редким умом,
особенною силою воли, он имел бы все качества
великого монарха, если бы воспитание
усовершенствовало бы в нем дары природы;
но рано лишенный отца, матери и преданный
в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным
личным властолюбием, был на престоле
несчастнейшим сиротой державы Российской:
ибо не только для себя, но и для миллионов
готовил несчастье своими пороками, легко
возникающими при самых лучших естественных
свойствах, когда еще ум, исправитель страстей,
нем в юной душе, и если, вместо его, мудрый
пестун не изъясняет ей законов нравственности.
Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости, не предвидя последствий. Например, любя охоту, он любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю; а бояре говорили: "Пусть державный веселится!" Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих; не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия; ожесточали сердце, презирали слезы Иоанна в надежде загладить свою дерзость угождением его вредным прихотям. Шуйские хотели, чтобы великий князь помнил их угождения и забывал досады: он помнил только досады и забывал угождения, ибо уже знал, что власть принадлежит ему, а не им.
2. Венчание на царство.
Великому князю исполнилось 17 лет от рождения,
когда он призвал митрополита и долго
говорил с ним наедине. Митрополит вышел
от него с лицом веселым, отпел молебен
в храме Успения, послал за боярами, даже
за теми, которые находились в опале, и
вместе с ними был у государя.
Прошло три дни. Велели собраться двору: первосвятитель, бояре, все знатные сановники окружали Иоанна, который, помолчав, сказал митрополиту: "Уповая на милость Божию и на святых заступников земли Русской, имею намерение жениться: ты, отче, благословил меня. Первою моей мыслью было искать невесты в иных царствах; но, рассудив основательнее, отлагаю сию мысль. Могу не сойтись нравом с иноземкою: будет ли тогда супружество счастием? Желаю найти невесту в России, по воле Божией и твоему благословению, кроме того, еще до своей женитьбы, желаю исполнить древний обряд предков и венчаться на царство". Он велел митрополиту и боярам гоᴛᴏʙиться к сему великому торжеству.
16 января
и произошло венчание Ивана IV
на царство. Обряд заключился
возглашением нового
С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностью. Хотя титул не придает естественного могущества, но действует на воображение людей, и библейское имя царя, напоминая ассирийских, египетских, иудейских, наконец, православных греческих венценосцев, возвысило в глазах россиян достоинство их государей.
3. Первые годы самодержавной власти
и первые реформы Ивана Грозного.
Летописи Москвы часто говорят о пожарах,
называя иные великими, но никогда огонь
не свирепствовал в ней так ужасно, как
в 1547 году. Царь с вельможами удалился
в село Воробьево, как бы для того, чтобы
не слыхать и не видать народного отчаяния,
вызванного пожаром. Он велел немедленно
возобновить Кремлевский дворец, богатые
также спешили строиться, о бедных не думали.
Сим воспользовались неприятели Глинских.
Совершилось дотоле неслыханное в Москве
злодейство: мятежники в святом храме
убили родного дядю государева, извлекли
его тело из Кремля и положили на лобном
месте, разграбили имение Глинских, умертвили
их слуг и детей боярских. Никто не унимал
беззакония: правительства как бы не было.
Господство бояр рушилось совершенно, уступив место единовластию царскому, чуждому тиранства и прихотей. Государь велел, чтобы из всех городов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела государственного. (Собрание выборных состоялось в 1549 г. Фактически это был первый земский собор в истории России, положивший начало становлению сословно-представительной монархии.) Они собралися, и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, с боярами, с дружиною воинской на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Отслужили молебен. Тут государь поклонился на все стороны: "Люди Божии и нам Богом дарованные! Молю нашу веру к нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет!"
В тот же день он поручил Адашеву принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных.
Царь говорил и действовал, опираясь на чету избранных, Сильвестра и Адашева, которые приняли в священный союз свой не только митрополита, но и всех мужей добродетельных, опытных, усердных к отечеству и прежде отгоняемых от трона. Несмотря на доверенность, которую Иоанн имел к совету, он сам входил и в государственные и в важнейшие судные дела, чтобы исполнить обет, данный им Богу и России
6. Программа реформ.
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.
"Этот план, - говорит В. О. Ключевский, - начанался срочной ликвидацией тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков, выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления". Учитывая, что примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и уᴄᴫᴏжнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления.
До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления.
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с "освященным собором" (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации, - это вопрос о боярских детях и их интересах, все три пункта которые посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения "сил", "обид" и "продаж" по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, "обид" и "продаж", причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. По этой причине обращение Ивана IV ко "всем боярам" носило характер ультимативного требования под угрозой опал и "казни" для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.
Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и "всех крестьян царствия своего". Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех "крестьян" прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников.
представить себя защитником также и "всех крестьян царствия своего". Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех "крестьян" прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников
7. Приговор о местничестве.
Местничество являлось одним из тех институᴛᴏʙ
феодального государства, которые обеспечивали
монопольное право на руководящую роль
в важнейших органах государства представителям
феодальной знати. Сущность местничества
состояла в том, что возможность занятия
тем или иным лицом какого-либо поста в
адмиʜᴎϲтративных органах или в армии
предопределялась местническими счетами,
то есть взаимными соотношениями между
отдельными феодальными - княжескими или
боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий
- взаимными соотношениями между отдельными
членами этих фамилий. При этом исключалась
возможность изменения этих соотношений,
учитывая, что это означало бы изменение
порядка мест в служебной, придворной
или военной иерархии. Это приводило к
тому, что для занятия каким-либо лицом
того или иного поста нужно было, чтобы
положение данного лица в местнической
иерархии соответствовало тому положению,
какое занимал в этой иерархии тот пост,
на занятие которого претендовало данное
лицо.
.
Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против местничества, учитывая, что местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Но при этом , феодальная знать, в свою очередь упорно боролась за сохᴘẚʜᴇние местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.
Особую остроту местничество и местнические счеты приобрели в военно области. Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах. Это лишало командование армии возможности оперативного руководства войсками и, напротив, позволяло княжатам и боярам, недовольным политикой правительства, саботировать путем местнических счеᴛᴏʙ и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских посᴛᴏʙ тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.
В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве
Таким образом, как по свидетельству смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках "без мест" и в запрете "местничаться" во время похода.Будучи одной из наиболее ранних по времени
политических реформ 40-50 годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики правительства и продемонстрировал формы и пути реализации этой политики.
8. Судебник 1550 г.
В 1550 г. Иваном IV и его правительством был
составлен новый законодательный кодекс
- Судебник, основанный на Судебнике 1497
г., но значительно расширенный, лучше
систематизированный и учитывающий накопившуюся
судебную практику Судебник 1550 г. подтвердил
существующее право крестьянского перехода
в Юрьев день, но увеличил плату за пожилое
(денежная компенсация феодалу за уход
крестьянина), что затруднило переходы
крестьян и являлось очередной мерой в
их закрепощении. В целях укрепления государства
были значительно ужесточены наказания,
вплоть до смертной казни за разбои, вооруженные
выступления против Феодальных порядков.
Впервые вводились наказания для бояр
и дьяков, берущих взятки, ограничивались
судебные полномочия наместников и волостелей,
а также усиливался контроль со стороны
местных и центральных органов над их
деятельностью. Издание Судебника было
актом огромной политической важности.
Основные стадии, через которые проходит
снова издаваемый закон:
9. Церковная реформа.
Значительная
реформа была проведена в церковной жизни
В 1551 г. состоялся церковный собор, получивший
название Стоглавого, поскольку его решения
были записаны в книге, состоящей из ста
глав. Главными задачами церковной реформы
были унификация церковных обрядов и создание
единого пантеона русских святых. Это
было необходимо для того, чтобы ликвидировать
накопившиеся во времена феодальной раздробленности
различия в совершении церковных обрядов
и почитании святых. Другая задача состояла
в поднятии авторитета церкви, который
был подорван некоторым падением нравственности
духовенства (злоупотребления церковных
служащих, разврат, пьянство).Кроме того,
на заседании церковного собора правительство
Ивана IV выступило с предложением ликвидации
монастырского землевладения, но оно не
было принято ввиду несогласия осифлянского
большинства собора. Но все же удалось
несколько ограничить монастырское землевладение
за счет аннулирования в пользу Ивана
IV княжеско-боярских земель, пожалованных
монастырям в годы его малолетства, начиная
с 1533 г. Монастырям запрещалась покупка
земель без царского разрешения, а ᴨᴏᴛомки
удельных княжат не имели права без ведома
царя передавать свои земли церкви "на
помин души". Этим правительство взяло
под контроль монастырское землевладение.
В конечном итоге церковная реформа была
осуществлена на базе компромисса между
осифлянским большинством духовенства
и нестяжательски настроенным правительством.