Военное и гражданское чинопроизводство в Российской империи при Николае I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

В период правления Николая I чиновник получал право претендовать на повышение в чине, только выслужив определенный законом срок, который мог быть сокращен за особые отличия, продемонстрированные на службе. Чтобы прошение соискателя было рассмотрено, необходимо было подготовить надлежащим образом составленный формулярный список, указав в нем: из какого сословия происходит служащий, порядок прохождения службы, был ли в отставке и отпуске и на какое время, был ли осужден, сведения об аттестации.

Файлы: 1 файл

Военное и гражданское чинопроизводство в Российской империи при Николае.docx

— 17.14 Кб (Скачать файл)

Военное и гражданское  чинопроизводство в Российской империи  при Николае 

 

В период правления Николая I чиновник получал право претендовать на повышение в чине, только выслужив определенный законом срок, который  мог быть сокращен за особые отличия, продемонстрированные на службе. Чтобы  прошение соискателя было рассмотрено, необходимо было подготовить надлежащим образом составленный формулярный  список, указав в нем: из какого сословия происходит служащий, порядок прохождения  службы, был ли в отставке и отпуске  и на какое время, был ли осужден, сведения об аттестации [1]. С 1832 г. для  получения первого классного  чина лицам недворянского сословия, к формулярному списку необходимо было прилагать дополнительные доказательства, из какого звания происходит служащий: справки из метрических книг [2]. В 1836 и 1841 гг. вводятся новые формы  списков (краткие списки), которые специально составлялись для получения чина [3]. В отличие от формуляров, где содержалось подробное описание службы, в данный список вносилась более конкретная информация, которая позволяла избежать незаконного повышения в чинах. А именно: к какому разряду в зависимости от образования и происхождения относится чиновник, какого класса он занимает должность, какой срок службы по закону он должен прослужить для повышения в чине и какой срок действительно выслужил, а также статьи законов, на основании которых он имеет право на повышение в чине и получение старшинства. Отныне к представлению должны были прилагаться как формулярные списки, так и особые частные и общие (обо всех служащих в ведомстве лицах) краткие списки. 
 
На примере Вологодской гражданской палаты можно увидеть, как происходило представление к получению чина. Когда чиновник, работающий в Палате, выслуживал законный срок, «присутствие» во главе с председателем рассматривало вопрос: является ли служащий достойным производства в следующий чин? В качестве доказательств достойности соискателя выступал его формулярный список [4]. Если вопрос решался в пользу чиновника, то в постановлении Палаты указывалась необходимость сообщить об этом в Вологодское губернское правление, куда направлялись для повторного рассмотрения его формулярный и краткий списки. Последней инстанцией в губернии являлось заключение губернатора «о степени благонадежности чиновника». Он совершал аттестацию чиновника и делал соответствующие записи в формулярном списке: к повышению чина достоин или нет, и почему [5]. 
 
Далее документы представлялись во Вторую экспедицию Герольдии при Сенате, которая ведала вопросами «производства гражданских чиновников в следующие чины за выслугу лет» и «отдачей старшинства за время излишне проведенное в прежних чинах». После рассмотрения материалов делался доклад общему собранию Сената, где и принималось окончательное решение о награждении чином. В 1846 г. функции Герольдии при Сенате были переданы Инспекторскому департаменту гражданского ведомства, учрежденному при Первом отделении Собственной Е.И.В. Канцелярии [6].  
 
Документы должны были представляться на рассмотрение в сроки, точно указанные в законе. До 1841 г. материалы присылались в Сенат с начала года до 1 октября. С 1841 г. сроки были строго упорядочены и установлены для каждой губернии различные. Например, для Вологодской губернии – до 1 февраля каждого года [7].  
 
Для повышения в чинах за отличие по службе существовал особый порядок прохождения бумаг. После заключения губернатора, подтверждающего право на сокращение сроков выслуги лет, документы представлялись к «Министрам и к другим равным им управлениям», а они через Комитет министров представляют на «Высочайшее усмотрение». 
 
Существовали также исключения из общих правил прохождения документации. Так, например, по ведомству Палаты государственных имуществ, представление о повышении в чинах делалось от управляющего палаты к губернатору, а от него за выслугу лет в Сенат, «а за отличие к Министерству Государственных имуществ» [8, с.95]. 
 
После принятия решения о производстве чиновника в следующий классный чин, издавался соответствующий указ и направлялся в губернию. За производство в чин казначейством взыскивалась пошлина, которая состояла из следующих сборов: месячное жалованье, деньги за приложение к патентам государственной печати (сумма зависела от того, какой утверждался чин), печатная пошлина, деньги за негербовую бумагу, а также сбор для сенатской типографии за напечатание патента [9]. Патент представлял из себя акт, удостоверяющий пожалование чина [10].  
 
Таким образом, процедура производства в чины являлась весьма сложной схемой. Вышепредставленная методика дает возможность более полно представить картину специфики чинопроизводства в первой половине XIX века, с помощью которой государство стремилось не допустить быстрого приобретения чинов посредством требования точных обоснований права на получения чина и установления ряда инстанций для прохождения документации.

8 января 1826 г. Николай  I распорядился «немедленно рассмотреть»  вопрос о гражданских чинах  в его полном объеме в Государственном  совете. Но это не было сделано.  Вместо радикального решения  вопроса 14 октября 1827 г. и 25 июня 1834 г. были приняты два  закона, первый из которых определял  порядок вступления на государственную  службу, а второй — порядок дальнейшего чинопроизводства. Оба они должны были учитывать ту важную реальность, что к этому времени чиновничество в значительной мере воспроизводило само себя. Дети чиновников следовали по пути отцов, поскольку почти не имели других возможностей заработка. По закону они получали приемлемые права поступления на службу даже вне зависимости от образования; вместе с тем они же пользовались правами обучения в большинстве учебных заведений. Доля поместных дворян в составе гражданского чиновничества постепенно сокращалась (отчасти вследствие роста общей численности чиновничества). Идеальное решение проблемы организации гражданской службы теперь виделось в том, чтобы, во-первых, обеспечить замещение всех низших вакансий и, во-вторых, открыть путь к должностям среднего и высшего уровня исключительно для специально подготовленных лиц, преимущественно из числа потомственного дворянства. Последнее предполагалось достигнуть предоставлением дворянству новых льгот в получении образования.

Указ 1827 г. устанавливал четыре категории лиц, пользовавшихся правом государственной службы. К 1-й относились потомственные дворяне; ко 2-й — дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священников и дьяконов; к 3-й — дети приказных служителей, не имеющих чинов; к 4-й — не имеющие права на гражданскую службу, но принятые ранее издания данного закона. Для производства низших канцелярских служителей из лиц названных разрядов в первый классный чин (XIV класс) устанавливались соответственно разные сроки службы: 2 и 4 года, 6 и 12 лет.

Положение 1834 г. предусматривало  сокращение сроков выслуги XIV класса для  канцелярских служителей первых трех категорий при наличии образования  до одного года, двух и четырех лет{18}.

При дальнейшем чинопроизводстве первенствующую роль играло уже образование, а не происхождение. Все, кто имел классные чины, делились на три разряда» с высшим образованием, средним и  начальным. Производство в каждый следующий  чин должно было осуществляться строго по выслуге в предыдущем чине установленного для каждого разряда числа  лет — от 3 до 8. При производстве за отличия обязательный срок службы в чине сокращался. Сословное происхождение учитывалось только при получении чина VIII класса, дававшего потомственное дворянство. Для недворян срок выслуги для его получения увеличивался независимо от наличия образования. Кроме того, условием производства в чины VIII и V классов служащих со средним и начальным образованием было назначение на должности этих классов. Производство в чины выше статского советника (V класс) могло иметь место исключительно по личному усмотрению императора, а не по выслуге определенного числа лет. Разрешалось назначать на должности чиновников, «имеющих один чин выше или ниже той степени, в которой положена должность». Чиновник с высшим образованием мог быть назначен даже через степень, т. е. через класс должности. В 1835 г. такое право было предоставлено всем без исключения чиновникам. Юридическая возможность расхождения между классами чина и должности не ломала, однако, традиции, дававшей из нескольких кандидатов на должность предпочтение старшему по классу чина и старшему по времени производства в данный чин.


Информация о работе Военное и гражданское чинопроизводство в Российской империи при Николае I