Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:24, реферат
В период правления Николая I чиновник получал право претендовать на повышение в чине, только выслужив определенный законом срок, который мог быть сокращен за особые отличия, продемонстрированные на службе. Чтобы прошение соискателя было рассмотрено, необходимо было подготовить надлежащим образом составленный формулярный список, указав в нем: из какого сословия происходит служащий, порядок прохождения службы, был ли в отставке и отпуске и на какое время, был ли осужден, сведения об аттестации.
Военное и гражданское чинопроизводство в Российской империи при Николае
В период правления Николая
I чиновник получал право претендовать
на повышение в чине, только выслужив
определенный законом срок, который
мог быть сокращен за особые отличия,
продемонстрированные на службе. Чтобы
прошение соискателя было рассмотрено,
необходимо было подготовить надлежащим
образом составленный формулярный
список, указав в нем: из какого сословия
происходит служащий, порядок прохождения
службы, был ли в отставке и отпуске
и на какое время, был ли осужден,
сведения об аттестации [1]. С 1832 г. для
получения первого классного
чина лицам недворянского сословия,
к формулярному списку необходимо было
прилагать дополнительные доказательства,
из какого звания происходит служащий:
справки из метрических книг [2]. В
1836 и 1841 гг. вводятся новые формы
списков (краткие списки), которые специально
составлялись для получения чина [3]. В
отличие от формуляров, где содержалось
подробное описание службы, в данный список
вносилась более конкретная информация,
которая позволяла избежать незаконного
повышения в чинах. А именно: к какому разряду
в зависимости от образования и происхождения
относится чиновник, какого класса он
занимает должность, какой срок службы
по закону он должен прослужить для повышения
в чине и какой срок действительно выслужил,
а также статьи законов, на основании которых
он имеет право на повышение в чине и получение
старшинства. Отныне к представлению должны
были прилагаться как формулярные списки,
так и особые частные и общие (обо всех
служащих в ведомстве лицах) краткие списки.
На примере Вологодской гражданской палаты
можно увидеть, как происходило представление
к получению чина. Когда чиновник, работающий
в Палате, выслуживал законный срок, «присутствие»
во главе с председателем рассматривало
вопрос: является ли служащий достойным
производства в следующий чин? В качестве
доказательств достойности соискателя
выступал его формулярный список [4]. Если
вопрос решался в пользу чиновника, то
в постановлении Палаты указывалась необходимость
сообщить об этом в Вологодское губернское
правление, куда направлялись для повторного
рассмотрения его формулярный и краткий
списки. Последней инстанцией в губернии
являлось заключение губернатора «о степени
благонадежности чиновника». Он совершал
аттестацию чиновника и делал соответствующие
записи в формулярном списке: к повышению
чина достоин или нет, и почему [5].
Далее документы представлялись во Вторую
экспедицию Герольдии при Сенате, которая
ведала вопросами «производства гражданских
чиновников в следующие чины за выслугу
лет» и «отдачей старшинства за время
излишне проведенное в прежних чинах».
После рассмотрения материалов делался
доклад общему собранию Сената, где и принималось
окончательное решение о награждении
чином. В 1846 г. функции Герольдии при Сенате
были переданы Инспекторскому департаменту
гражданского ведомства, учрежденному
при Первом отделении Собственной Е.И.В.
Канцелярии [6].
Документы должны были представляться
на рассмотрение в сроки, точно указанные
в законе. До 1841 г. материалы присылались
в Сенат с начала года до 1 октября. С 1841
г. сроки были строго упорядочены и установлены
для каждой губернии различные. Например,
для Вологодской губернии – до 1 февраля
каждого года [7].
Для повышения в чинах за отличие по службе
существовал особый порядок прохождения
бумаг. После заключения губернатора,
подтверждающего право на сокращение
сроков выслуги лет, документы представлялись
к «Министрам и к другим равным им управлениям»,
а они через Комитет министров представляют
на «Высочайшее усмотрение».
Существовали также исключения из общих
правил прохождения документации. Так,
например, по ведомству Палаты государственных
имуществ, представление о повышении в
чинах делалось от управляющего палаты
к губернатору, а от него за выслугу лет
в Сенат, «а за отличие к Министерству
Государственных имуществ» [8, с.95].
После принятия решения о производстве
чиновника в следующий классный чин, издавался
соответствующий указ и направлялся в
губернию. За производство в чин казначейством
взыскивалась пошлина, которая состояла
из следующих сборов: месячное жалованье,
деньги за приложение к патентам государственной
печати (сумма зависела от того, какой
утверждался чин), печатная пошлина, деньги
за негербовую бумагу, а также сбор для
сенатской типографии за напечатание
патента [9]. Патент представлял из себя
акт, удостоверяющий пожалование чина
[10].
Таким образом, процедура производства
в чины являлась весьма сложной схемой.
Вышепредставленная методика дает возможность
более полно представить картину специфики
чинопроизводства в первой половине XIX
века, с помощью которой государство стремилось
не допустить быстрого приобретения чинов
посредством требования точных обоснований
права на получения чина и установления
ряда инстанций для прохождения документации.
8 января 1826 г. Николай
I распорядился «немедленно
Указ 1827 г. устанавливал четыре категории лиц, пользовавшихся правом государственной службы. К 1-й относились потомственные дворяне; ко 2-й — дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священников и дьяконов; к 3-й — дети приказных служителей, не имеющих чинов; к 4-й — не имеющие права на гражданскую службу, но принятые ранее издания данного закона. Для производства низших канцелярских служителей из лиц названных разрядов в первый классный чин (XIV класс) устанавливались соответственно разные сроки службы: 2 и 4 года, 6 и 12 лет.
Положение 1834 г. предусматривало
сокращение сроков выслуги XIV класса для
канцелярских служителей первых трех
категорий при наличии
При дальнейшем чинопроизводстве первенствующую роль играло уже образование, а не происхождение. Все, кто имел классные чины, делились на три разряда» с высшим образованием, средним и начальным. Производство в каждый следующий чин должно было осуществляться строго по выслуге в предыдущем чине установленного для каждого разряда числа лет — от 3 до 8. При производстве за отличия обязательный срок службы в чине сокращался. Сословное происхождение учитывалось только при получении чина VIII класса, дававшего потомственное дворянство. Для недворян срок выслуги для его получения увеличивался независимо от наличия образования. Кроме того, условием производства в чины VIII и V классов служащих со средним и начальным образованием было назначение на должности этих классов. Производство в чины выше статского советника (V класс) могло иметь место исключительно по личному усмотрению императора, а не по выслуге определенного числа лет. Разрешалось назначать на должности чиновников, «имеющих один чин выше или ниже той степени, в которой положена должность». Чиновник с высшим образованием мог быть назначен даже через степень, т. е. через класс должности. В 1835 г. такое право было предоставлено всем без исключения чиновникам. Юридическая возможность расхождения между классами чина и должности не ломала, однако, традиции, дававшей из нескольких кандидатов на должность предпочтение старшему по классу чина и старшему по времени производства в данный чин.
Информация о работе Военное и гражданское чинопроизводство в Российской империи при Николае I